Ударим ремнем по нашим…

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля нынешнего года установлено: с 1 марта все пассажирские сиденья междугородных автобусов должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Понедельник – день тяжелый, гласит российская народная мудрость. Замечу, ничуть не радостнее может быть только вторник, если тяготы понедельника продолжаются. В нашем случае продолжились они и в минувшую среду. Но и это, как теперь выясняется, далеко не предел. Ну почему практически все нововведения сваливаются на наши головы по первым числам, понедельникам, в начале чего-нибудь (например, весны). А потом долго никто не знает, как же с этим новым быть.

Для меня, как потенциального пассажира, о безопасности которого позаботилось Правительство РФ, ясно одно – в междугородных автобусах должны присутствовать ремни безопасности.

Почти три дня (не круглосуточно, разумеется) я покорно и терпеливо встречала и провожала на Ставропольском автовокзале «междугородки». Ответственно вам заявляю: ремней безопасности не обнаружено. Зато обнаружено вот что.

Против новшества единодушно восстают и водители, и пассажиры.

Оборудовать машины ремнями безопасности – это не проблема, считают первые. Проблема в другом. Как уговорить нашего российского пассажира по-арестантски пристегнуться к креслу на час-два-три, а то и более? Да еще за кровные 100-200-300 рублей? Кстати вспомним, как родные стюардессы, особенно на внутренних авиалиниях, чуть не слезно, иногда безуспешно упрашивают пристегнуть ремни, да и то лишь на время взлета-посадки! Пристегиваются исключительно из-за страха, что в небе.
А на земле… Тут уж ничего не поделаешь с нашей родной «законопослушностью». Ну не заставишь никак: «Мне так удобно и чихать на все правила!». Давайте вспомним, сколько десятков лет доблестные стражи дорог от ГАИ - ГИБДД борются с соплеменниками по городам и весям за пристегивание теми же ремнями безопасности водителей и пассажиров легковушек.

Сколько пугают, воздействуя на инстинкт самосохранения, огромными жертвами. Воз и ныне…
Допустим, перед отправкой рейса водитель еще может пригрозить: мол, «ща высажу отсюда вон» или «все ждем, пока вот этот ммм… гражданин пристегнется». А кто будет за непокорным следить в дороге? А когда водителю следить за дорогой?
Живо представляются «междугородникам» и проблемы типа «привязать» на время пути молодую толстуху или толстую немолодуху, а равно и дядю под центнер и выше. Умолчим о нюансах возможных диалогов. Но, как заметил один собеседник-шофер: «Да при резком торможении такие многопудовые и само кресло вырвут с корнем! Что им вряд ли поможет в смысле безопасности». Не знаю, не специалист. Возможно.

Мне удалось поговорить с водителями из Астрахани - Володей и Александром, которым предстояло в ночь везти пассажиров из Ставрополя. Оказалось, что их симпатичный автобус-«китаец» также не оборудован новинкой.

— Мы выезжали сюда 28-го и лишь накануне узнали, что есть такой приказ. Спрашиваете, как поступим, если ГАИ остановит? Не знаем, выясним в дороге!

Посмеялись не очень весело. А серьезно добавили, что затея эта нереальная. Говорят, вот, например, ночью народ в основном спит в автобусе, а как это сделать привязанному? Ну не заставишь наших пользоваться ремнем, даже и при помощи ремня.
А вообще, отметили они, безопасность пассажиров все же не столько в ремнях, сколько в профессионализме и ответственности водителей, их работодателей.

— Вот у нас, как-то (тьфу, тьфу, тьфу!) без аварий обходится уже сколько лет. А если следовать такой логике, так давайте нас, междугородников, озаботим ремнями, а рыбаков-любителей обяжем отправляться на рыбалку со спасательным кругом или спасжилетом, дабы не потонули, — завершили они разговор.

Кстати сказать, прогноз новому постановлению практически все мои собеседники дали неутешительный: автобусы, конечно, переоборудуют за приличные вложения (команда-то дана!), а через год-полтора после потока жалоб от пассажиров его потихоньку либо отменят, либо просто «забудут».

Протесты пассажиров против нововведения были примерно такие: «Да я и в легковой машине никогда не пристегиваюсь!». Женщины уточняли: а как быть с детьми? Мол, ребенка при длительном переезде в кресле-то удержать - проблема, а как убедить пристегнуться и ни за что не отстегнуться, да так и путешествовать?

Мнения водителей и пассажиров разошлись в одном: кто должен платить за «непривязанность» штраф. Кивали друг на друга.
Любопытно, но сама ГАИ предпочитает пока хранить молчание. И то верно. Дабы взимать штраф на законном основании, сие должно быть прописано в кодексе, да и в разных приказах-инструкциях, что на сей момент отсутствует.

Автобусные владельцы-перевозчики прежде всего озабочены другим. Где срочно переоборудовать автобусы и чем? Руководитель государственного предприятия «Ставропольавто», в чьем ведении все краевые междугородные автобусные перевозки, Василий Лойко замечает:

— Письма об установке ремней безопасности мы разослали перевозчикам еще в сентябре прошлого года (Президент Д. Медведев на одном из совещаний дал такое поручение в августе. – Ж. Щ.). Кстати сказать, многие импортные автобусы, особенно европейского производства, оснащены ремнями безопасности уже 10—15 лет. Там это норма. Наши покупатели либо самостоятельно демонтировали их, либо приобретали машины без ремней, что, естественно, обходилось дешевле. Теперь же и наш автопром станет выпускать автобусы, укомплектованные ремнями. Новые «Газели» уже оснащены этой деталью на всех сиденьях.

Кстати, по его же словам, на отечественных автобусах стоимость комплекта ремней безопасности колеблется от 400 до 800 рублей. Однако в продаже пока ремней днем с огнем не сыщешь. Известно, что при дефиците кто-то обязательно нагреет руки. Как сообщила радиостанция «Россия», торгуют уже до 3 - 5 тысяч за комплект. Умножим на 50 — 56 мест в автобусе. Итого…

Кругленькая сумма! Кто-нибудь сомневается, что эти деньги, скорее всего, найдут в наших с вами карманах? Вернее всего, повышением цены на билет.

Жанна ЩЕЛКУНОВА.



Последние новости

Все новости

Объявление