Укрощение строптивого, или В конюшне только девушки

.

Погожее мартовское субботнее утро. Хутор Ташла. В овраге звонко журчит река. Солнце ласково заливает привольную степь. Для лошадей конно-спортивного оздоровительного клуба «Ставрополье» начался трудовой день.

Их здесь 53 головы: статные красавцы с норовом, покладистые добрые работяги, молодые, чуть диковатые необъезженные творения природы, каждый – индивидуальность с характером.

В последней категории особого внимания заслуживает рыжий трехлетний Норд-Вест.

«Настоящий интеллигент», – называет свое недавнее приобретение мастер спорта СССР по конному троеборью Вячеслав Никоненко.

На вопрос дилетанта, как может конь быть интеллигентным, терпеливо поясняет: «Ко всему относится приятно, внимательно, сотрудничает, не препятствует». Норд-Весту в этом клубе предстоит пройти долгий путь. Сначала, говорит Вячеслав Иванович, нужно просто познакомиться. Учить азам. Дал молодой горячий жеребец себя погладить – уже хорошо. Потом приступают к тренировкам на специальном тренажере, учат новичка мерно шагать.

Никоненко в своем деле, конечно, ас. Он хотя и скромничает, говоря, что не берется утверждать: «Могу укротить любого!», но в своей жизни сумел заездить всех лошадей, которых брал. Здесь наука нехитрая: главное правило – не навреди, действуй спокойно, грамотно, умело, где-то – хитростью, где-то – сахаром. Предлагай новое лошади так, чтобы она соглашалась. Если использовать силу, завтра это может аукнуться, ведь лошадь от заездки привыкает к всаднику. Даже такая мелочь, как «давать ноги» для мытья, чрезвычайно важна впоследствии, к примеру, для кузнеца.

Первые характеристики, которые приходят в голову при мыслях о конном спорте, – зрелищный, аристократичный, дорогой. И еще ни на что другое не похожий. Так и есть. Купить коня, оплачивать расходы на его содержание, лечение, амуницию – все это недешево. Однако люди, истинно увлеченные, за ценой не стоят. И это преимущественно девушки. Конный спорт не только в России, но и по всему миру демонстрирует любопытные тенденции. После 70 – 80-х годов прошлого столетия (это, кстати, период расцвета конкура в СССР, на Олимпиаде-80 советские спортсмены были вне конкуренции на состязаниях по конкуру, троеборью, выездке) из почти чисто мужской дисциплины он трансформировался в женское увлечение. Как вспоминает Вячеслав Никоненко, на 120 всадников раньше приходилось 2-3 женщины в троеборье. Ныне – картина противоположная. Едва ли не последний из могикан – ставропольский мастер спорта по конному спорту Петр Лантух, член сборной команды края. Сейчас со своим Лаки Меном он готовится к крупным стартам всероссийского масштаба. Почему в конюшне остались фактически одни девушки? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Еще одна примета времени – развал той самой знаменитой советской школы. Он ударил очень больно. В Германии, которая ныне является эталоном в разведении лошадей для спорта, школу сохранили и лелеют. А в России тренируют все, кому не лень, порой на уровне «я все могу, я все умею», это как минимум непрофессионально, как максимум – опасно.

Собственный спортивный путь Вячеслава Ивановича начался в манеже, но не конном, а легкоатлетическом. Лошадей, как и многие, с детства любил, но боялся. А в седле оказался в 11 лет, после того как стало стыдно перед своим дедушкой, лихим наездником без нескольких пальцев. Без искры Божией, наверное, не обошлось, ведь уже в 17 лет (к тому моменту профессионально прозанимавшись в секции всего три года) Вячеслав Никоненко становится мастером спорта СССР и попадает в сборную страны! Сам он считает, что талант второстепенен, и порядок бьет класс, тому есть масса подтверждений на просторах большого спорта. И все же без фортуны не обошлось.

«Мне Бог дал и лошадей, и людей рядом, которые могли правильно подсказать, и способности», – говорит Вячеслав Иванович.

С седлом он не расстается по сей день. Участвует в соревнованиях, тренирует, а когда обыгрывают ученицы (случается и такое), не скрывает, что счастлив. Говорит, значит, не зря занимается этим делом.

Чтобы понять, насколько ученик перспективен, нужно время. Качества, которые требуются для успеха: природное равновесие, отсутствие определенных страхов, бешеная увлеченность. Такой набор демонстрирует одна из учениц Никоненко, 12-летняя Маша, с виду в обычной жизни – полупрозрачная кроха, а в седле – грациозная и грозная амазонка, берет барьеры так, что держись!

Как-то на состязаниях Вячеслав Никоненко философски и немного с грустью заметил, что лошади лучше людей. А позднее развил эту мысль: «Чему людям стоило бы поучиться у лошадей? Наверное, любви… Если они любят хозяина, то ждут его безгранично, скучают. Люди на это не способны, им зачастую нужна выгода. Лошади относятся к нам лучше, чем мы к ним. Для них все всерьез, они отдают больше души, чем мы».

Приближается полдень. В манеже рядом с профессионалами идут тренировки новичков. Хрупкая Маша послушно исполняет наставления тренера – соревнования не за горами. Двадцатилетняя Юлия пока любитель, но еженедельно усердно тренируется. У нее цель: научиться брать барьеры. Сорокалетняя Саша, которая несколько лет назад заново училась ходить после второго рождения, находит на конюшне источник вдохновения для своих работ в изоискусстве, в седле она держится на диво хорошо. Изящная школьница Ася бесстрашно скачет галопом на горячем скакуне (зрелище фантастической красоты). Сказывается генетика, ведь ее папа не понаслышке знает, как гарцуют всадники на Кавказе. У каждого здесь своя история и свои цели, и даже если они не связаны с задачей выхода на старт (а высокий состязательный сезон у конников только начинается), их объединяет огромный интерес к этим мощным, грациозным и в то же время очень беззащитным, пугливым и благородным животным. Неслучайно говорят, что все конники – люди по-хорошему «повернутые» на лошадях, и по-другому просто быть не может.

День клонится к вечеру. Скоро лошади уснут и увидят, скорее всего, самые добрые сны. Вячеслав Никоненко говорит, что наблюдать за спящими питомцами очень интересно, можно безошибочно понять характер их сновидений. Сам он предпочитает обходиться без красочных снов, слишком устает на работе, но если лошадь все же приснилась, это – хороший знак.

Юлия КАЛМЫКОВА

конное троеборье, Вячеслав Никоненко, конно-спортивный оздоровительный клуб «Ставрополье»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Спорт»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление