Улыбка Юрия Гагарина

Улыбка Юрия Гагарина

Весна 1961 года осталась незабываемой для меня, как и для большинства советских людей, на всю жизнь.

Я  тогда учился в Грозненском нефтяном институте на третьем курсе. 12 апреля   готовился к экзаменам. И вдруг из какой-то ближайшей комнаты раздался голос Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Передаем важное информационное сообщение. Человек в космосе…». Что тогда творилось! Радовались, обнимались студенты, преподаватели, да и все встречные. Конечно, мы не знали, что сообщение о полете человека в космос  по радио появилось тогда, когда Юрий Гагарин уже вернулся на Землю. Ох, как хотелось каждому советскому человеку увидеть первого космонавта планеты!

Мне в этом повезло. Будучи студентом дневного отделения, я одновременно исполнял обязанности  секретаря комитета комсомола вуза. В начале февраля 1963 года по решению ЦК ВЛКСМ в Москве проводилось большое совещание комсомольских руководителей технических вузов СССР. В последний день этого мероприятия нам сообщили, что в конференц-зале гостиницы «Дружба», где мы жили, будет проходить концерт студенческой молодежи столицы, на котором ждали Юрия Алексеевича Гагарина. 

С каким нетерпением мы ждали вечера, рассказывать не стоит. Все искали фотоаппараты, чтобы запечатлеть первого космонавта. Концерт начался, но Юрия Алексеевича не было, приехал только космонавт № 2 Герман Титов. Но вот когда концерт уже был в полном разгаре, по полутемному проходу к первым рядам, пригнувшись, прошли несколько человек. По залу пронесся шёпот: «Гагарин». Многие, напрочь позабыв о происходящем на сцене,  побежали к тому месту, где сел Юрий Алексеевич, но милицейская охрана быстро  всех рассадила. 

Так случилось, что я сидел всего через два ряда от Ю.А. Гагарина и видел, как он смеялся, когда выступал студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) МГУ. В один из моментов, когда первый ажиотаж уже улегся, мне удалось с фотоаппаратом пробраться поближе к Юрию Алексеевичу и два раза щелкнуть затвором моего старенького ФЭДа, впрочем, без особой надежды, что тот сможет хорошо воспроизвести этот незабываемый момент. Пленку  проявил уже дома, в Грозном. 

За многие годы переездов пленка оказалась утерянной, но две фотографии, напечатанные с нее еще в середине апреля 1963 года, остались. На одной из них, помещенной сейчас в газете, видно, как смеется Юрий Алексеевич над очередной пантомимой студентов МГУ. Рядом ним сидит секретарь ЦК ВЛКСМ Марина Журавлева. 

После концерта Юрий Алексеевич остался с нами попить кофе. Знаменитая на весь мир лучезарная улыбка постоянно озаряла его лицо. А на лбу был заметен свежий шрам, как стало известно гораздо позже, - от травмы, полученной в недавней автоаварии. Ему много задавалось вопросов, и все приглашали его посетить города, из которых приехали. Удалось это и мне. Встреча проходила в простой, откровенной и задушевной обстановке, чему способствовало, в первую очередь, поведение самого космонавта. Он вместе с участниками совещания  пел  песни, большей частью Александры Пахмутовой. Естественно, мне, как будущему геологу-геофизику, запомнилась новая песня Александры Николаевны «Главное, ребята, сердцем не стареть», особенно слова: 

 

Там, где пели ветры, да снега мели, 

Там совсем недавно геологи прошли. 

Будем жить в палатках мы пока что небогато, 

Чтобы все богатства взять из-под земли...

             *****                  

Провожали мы его уже далеко за полночь. Юрий Алексеевич сам сел за руль новенькой  «Волги» и уехал, на прощание одарив нас своей незабываемой улыбкой.

Петр Федосов



Последние новости

Все новости

Объявление