В электронной торговле стран АТЭС — общие проблемы

Лариса Денежная

Роспотребнадзор информирует

На международной площадке форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членом которой Россия стала в 1998 году, наша страна активно участвует в обсуждении проблем электронной торговли и защиты прав потребителей в этой сфере. Вот и на отраслевом региональном совещании форума, состоявшемся 4 августа текущего года, представители Федеральной службы Роспотребнадзора изучали международный опыт, а также делились отечественной практикой в данной области.

Специалисты рассказали, как в России защищают интересы потребителей в условиях цифровизации, о новом законодательстве в указанной сфере, в частности о системе онлайн-разрешения споров, а также о внедрении системы прослеживаемости товаров на основе их обязательной маркировки.

 

Как выяснилось во время совещания, многие проблемы, с которыми сталкиваются потребители в других странах АТЭС, общие. Например, корейская делегация представила в докладе результаты опроса покупателей, приобретавших товары в виртуальных магазинах. Оказалось, больше половины из них доверились ложным отзывам пользователей соцсетей и блогеров. Корейские потребители называли и другие проблемы манипулирования отзывами — посты с негативной оценкой найти трудно, так как оные часто не могут быть отсортированы на платформе. Законодатели страны учли эти моменты и внесли в законодательство нормы, устанавливающие запрет на удаление негативных отзывов о товарах и услугах, а также формирование ложных. К сожалению, в нашей стране эта проб-лема еще существует. Покупатели нередко жалуются, что модераторы интернет-площадок удаляют их негативные оценки. Зато много «подставных» хвалебных постов, написание которых, кстати, поощряется предоставлением разных бонусов и скидок их авторам.

 

На форуме озвучили и другие примеры нарушений в сфере электронной коммерции. Представитель Сингапура рассказал о манипулировании информацией о цене при бронировании билетов и гостиничных номеров на онлайн-площадках. Так, потребителям сообщают в рекламе об ограниченном количестве мест (номеров), о размере скидки, наличии мест и номеров по низким ценам. А на момент оформления стоимость услуг оказывается завышенной. Не правда ли, знакомая ситуация?

Представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона говорили о неэффективности защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги на иностранных площадках, а также о необходимости международного сотрудничества в этой сфере.

Представители Роспотребнадзора отметили, что законодательство многих стран содержит схожие инструменты защиты интересов потребителей, приобретающих товары и услуги дистанционно. При этом, что радует, в некоторых аспектах российское право предоставляет потребителям больше гарантий в сравнении с некоторыми другими юрисдикциями. Например, в плане сроков обращения потребителя с претензией к продавцу или исполнителю услуг, бесплатного рассмотрения таких споров в суде, наличия в законодательстве презумпций по освобождению от доказывания причин возникновения недостатков и т.п.

 

Роспотребнадзор намерен и дальше изучать лучший международный опыт по защите прав потребителей и использовать его в отечественной правоприменительной практике, а также для актуализации законодательства.

Кстати, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю на днях представило анализ обращений потребителей за 6 месяцев этого года. Среди жалоб, связанных с дистанционной торговлей, наибольшее количество поступало на несоответствие товара заявленным характеристикам, скрытые дефекты, предоставление недостоверной информации, мошеннические действия продавца, невозврат денежных средств.

 

 

Для справки

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) образовано в 1989 году как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры. Цель объединения - повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление Азиатско-Тихоокеанского сообщества. В АТЭС входит 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

опрос покупателей, защита прав потребителей, электронная торговля, АТЭС

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости