В «Горицвете»: и смех, и слезы, и любовь

.

Если говорить о разного рода рисках, в наше «ковидное» время профессия врача – одна из опасных. Не только из-за того, что легко схватить инфекцию. Реальны и такие угрозы, как профессиональный стресс, выгорание, обеднение социальной жизни.

Ежедневное напряжение сил требует разгрузки. Как это сделать, каждый решает сам. Известный в крае ревматолог Иван Николаевич Щендригин, по словам больных, врач от Бога. А вот то, что он большой знаток литературы и книгочей, знают немногие.

Иван Николаевич Щендригин - автор, ведущий и врач в одном лице.
Иван Николаевич Щендригин - автор, ведущий и врач в одном лице.

Для этого доктора лучший отдых – смена впечатлений: путешествия, книги, театр. Цитаты из умных источников острый мозг схватывает сразу и надолго. Идея совместного с артистами Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова литературно-театрально-«врачебного» проекта появилась спонтанно во время общения Ивана Николаевича с актрисой ставропольской драмы Л.А. Ковалец. Тут же возникло имя А.П. Чехова, обожаемого и Людмилой Анатольевной, и Иваном Николаевичем. Задумались, а почему бы не поговорить с театральным зрителем о той роли, которую сыграла в жизни великого русского писателя его первая профессия - врача. Работая над литературной инсценировкой «А.П. Чехов и медицина. Заходил Антон Павлович», инициаторы проекта сделали попытку понять, как две, казалось бы, несопоставимые стороны жизни взаимодействовали и влияли на творчество.

Основой для постановки стала дипломная работа А.П. Чехова «История врачебного дела в России». Сценарий написал И.Н. Щендригин, а Людмила Ковалец помогла в организации постановочной части.

Первый показ «театральной лекции» (как был определен жанр) прошел в арт-центре «Горицвет». Он стал для зрителей не только сюрпризом, но и поводом для размышления.

От народа и для народа

Как-то незаметно, почти не коснувшись, прошла мимо нас дата: 29 января 2020 года – 160-летний юбилей Антона Павловича Чехова. Что тут поделаешь? Всей нашей жизнью тогда командовал covid-19. И подумалось, если даже юбилей 175-летия академического театра драмы перенесли на год, почему бы и чеховский юбилей не отметить задним числом?!

«Полторы сотни лет. Столько не живут!» - сострит кто-то. Да нет, живут: в книгах, которые пока еще читают, в хороших фильмах, что нечасто, но снимаются... А еще - в таких вот неожиданных творческих заявках. Эта напомнила зрителям о Чехове как о талантливом писателе и человеке душевной мягкости; деликатности и одновременно мужества, силы воли. Своим творчеством врач-писатель лечил не только тело, но и души людей. Для этого у него были свои «врачебные секреты». Одно из самых сильных лекарств – юмор, средство, которое, по словам Чехова, «проймет и того, кого ничто уже не проймет». Ведь писатель, которого традиционно принято изображать в пенсне и тяжело больным, долго был молод, весел и обаятелен. Наряду с серьезными произведениями писал юмористические рассказы, над которыми его современники читатели захлебывались от смеха.

…Боковое пространство сцены высвечивает портрет классика и столик, за которым уютно расположился Иван Николаевич Щендригин - автор, ведущий и врач в одном лице.

- В книге Антона Павловича Чехова «История врачебного дела в России» затронуты разные аспекты: состояние диагностики и лечения; плюсы, минусы и недостатки в медицине, - Николай Иванович обращается к залу так, будто беседует с кем-то из близких: просто, естественно. Его нисколько не смущает его новая «роль».

На сцену в костюмах образца последних лет XIX века выходят молодые, но уже заслужившие любовь зрителей артисты Евгений Задорожный и Елена Днепровская. Первая часть - развлекательная. Артисты будто соревнуются в знании пословиц, поговорок присловьев из народного обихода. Они так и сыпятся со сцены в зал.

- Береги здоровье смолоду, а честь – под старость.

- Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит.

- Русскому здорово, а немцу - смерть

- И хорошая аптека убавит века…

Зритель включился моментально, из зала то и дело раздаётся смех. Про аптеку – не в бровь, а в глаз, сегодня разве не то же самое?!.

- Первая рюмка колом, другая – соколом, а третья – мелкими пташечками…

- Ну, дают, - дружески подталкивает мой локоть сосед.

На сцене актеры Евгений Задорожный и Елена Днепровская.
На сцене актеры Евгений Задорожный и Елена Днепровская.

Но почему именно пословицы? - спросит читатель. Да потому что Антон Павлович при жизни был большим любителем острого и приметливого русского народного творчества. Кое-что в этом духе сочинял и сам. Есть так называемые «18 цитат А.П. Чехова о здоровье и медицине». Очень остроумные: «Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума»; «Наступите на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче»; «От праздности происходит умственная и физическая дряблость»; «Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете наевшись — вы переели; если встаете переевши — вы отравились». Некоторые из остроумных замечаний то и дело звучали на сцене «Горицвета».

«Нашего «нервного века» я не признаю, так как во все века человечество было нервно»

Эта чеховская цитата прозвучала в одном из эпизодов, разыгрываемых на сцене. А взята она из письма Чехова к начинающему автору. Е.М. Шаврова написала рассказ о врачах и попросила Антона Павловича высказать о нем своё мнение. Юная особа была опекаема писателем, он даже помогал размещать её пробы пера в журналах. Только не в этом случае. Письменные наставления, мастерски озвученные Е. Задорожным, подаются в тоне насмешливом, поучительном, а порой и резком.

«Чтобы решать вопросы психозов, надо быть знакомыми с ними научно. Значение болезни, назовем её буквой S (нервное расстройство), вами преувеличено, - выговаривает своей подопечной Чехов. - Во-первых, S излечимо… В выражениях общей нервности, дряблости виноват не один S, а совокупно - обжорство, водка, табак, отвратительное воспитание…, …не дело художника бичевать их (больных) за то, что они больны. Разве я виноват, что у меня мигрень, разве Сидор виноват, что у него к ней S (болезни) расположение больше, чем у Петра».

Мощь в голосе артиста возрастает, в нем появляются возмущенные нотки: «А если и есть виноватые, то касается это больше санитарной полиции, а не художника. Врачи в вашем рассказе ведут себя прескверно. Вы заставляете их забыть о врачебной тайне. … В вашем рассказе они (врачи) относятся к болезни S, как к жупелу. S – есть не порок, не продукт злой воли, а болезнь. И больные S нуждаются в теплом сердечном уходе. Нехорошо, если жена бежит от мужа, потому что болезнь у него заразная. Она, впрочем, может относиться к болезни как угодно, но автор должен быть гуманным до кончиков ногтей».

Комментируя эту сценку, Иван Николаевич обратил внимание зрителей не только на перекличку поколений относительно состояния медицины в разные времена, но и на вечную тему «больной-врач». До конца жизни для писателя она оставалась неприкосновенной

Задумаемся, а зачем еще была показана эта сценка? На чем хотели заострить наше внимание организаторы театрального действа? Может, еще и на том, что, не будучи профессионалами, мы зря так безжалостно бичуем нашу медицину и врачей. Не стоит наивно брать на веру утверждения, что 20-30 лет назад и халаты у врачей были белее, и доктора внимательнее, и лекарства действеннее. В конце концов, именно в наше время и наши врачи первыми в мире открыли вакцину против ковидной заразы. Миллионы жизней уже спасены, в том числе, наших близких и родных. А скольких еще спасет! Короче, не надо нервничать! Поверим Антону Павловичу, что во все века человечество было нервным. Ни к чему хорошему это не приводило.

За двумя зайцами

То, что жизнь А.П. Чехова теснейшим образом была связана, во-первых, с практической медициной и, во-вторых, с литературным творчеством, стало камнем преткновения в непростых отношениях писателя с его конфидентом и коллегой – издателем журнала «Новое время» А.С. Сувориным. Артист Евгений Задорожный, который играет А.П. Чехова, зачитывает одно из писем Суворина с упреками, что писатель в погоне за двумя зайцами теряет дорогое время.

- Не знаю, почему нельзя гнаться,- отвечает Чехов. Были бы гончие, а гнаться можно … я чувствую себя бодрей, когда сознаю, что у меня два дела. При этом не без остроумия замечает: «Медицина у меня «жена», а писательство «любовница». - Мне не так скучно, тем более, что обе решительно ничего не теряют… Не будь у меня медицины, то я бы досуг и свои лишние мысли едва ли бы отдавал литературе».

Скажем больше. Многие произведения и на свет бы не появились, если бы Чехов так близко не знал теорию, и практику медицинского дела. Отчасти именно этот «двойственный» фактор позволил писателю создать свою самую загадочную повесть «Черный монах», которую великий Л.Н. Толстой считал одним из выдающихся произведений писателя.

Предваряя выход на сцену артистов с эпизодом из этого произведения, И.Н. Щендригин поделился с залом интересной информацией. Оказывается, в одном из недавних выпусков журнала «Звезда» автор статьи о Чехове высказал мысль, что в творчестве Антона Павловича нет общей идеи, «то есть, он нас ничему не учит».

– Но ведь еще Борис Леонидович Пастернак заметил, что стыдно должно быть писателю, который бесконечно несет читателю назидания.

В сцене из «Черного монаха» артист Е. Задорожный исполняет роль главного героя повести - философа Коврина, которому не дает покоя легенда о черном монахе, мираж которого якобы «блуждает во вселенной». В видениях и снах призрак монаха убеждает Коврина, что тот гений, один из Божьих избранников, которые ускоряют приход человечества к вечной правде. Коврин при этом испытывает необыкновенную радость и легкость, он буквально бредит Черным монахом. Но берет давний недуг, Коврин умирает от приступа легочной болезни.

Об этой мистической истории критики спорят до сих пор. Сам Чехов о «Черном монахе» писал Суворину так: «Во всяком разе, если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Черного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне, и я, проснувшись, рассказал о нем»…

Так это на самом деле или нет, пусть спорят искусствоведы и литераторы. Мы же поверим на слово первоисточнику. Роль Коврина артист Е. Задорожный сыграл на большом эмоциональном подъеме. Публика от души благодарила артиста дружными аплодисментами.

В заключение зрители увидели эпизод театрализованного рассказа А.П. Чехова «Письмо Татьяны». Юная Надя Зеленина, находясь под впечатлением от спектакля «Евгений Онегин», вернувшись домой, воображает себя пушкинской героиней и садится писать любовное письмо, так и не определившись, кому из воздыхателей его отправить. В её неискушенной душе мелькают образы, а торопливые мысли опережают слова. Всё это очень смешно, искренне и трогательно разыграла Е. Днепровская.

На веселой ноте представление началось и на ней закончилось, ну, а вечер продолжался. Зрители вышли в фойе «Горицвета», и началось то, что называется «роскошью общения». Всех объединил непостижимый в своих замыслах Чехов и, конечно же, знаток литературы, любитель театра по душе и талантливый врач по профессии Иван Николаевич Щендригин. Кстати сказать, он пообещал, что этим литературно-театральный проект с медицинским аспектом не заканчивается. Планируются инсценировки по Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому…

Наше почтение «Горицвету» который любезно и абсолютно бесплатно подарил нам замечательный вечер; огромная благодарность всем, кто придумал и подготовил вечер-праздник для ума, сердца и…для нашего с вами здоровья!

Тамара Дружинина, журналист.

Горицвет, Иван Щендригин, культура, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление