В неутомимых поисках врага

Наталья Буняева
Можно, конечно, по­разному относиться к известной шутке: «Куда ты завел нас, Сусанин­герой? Не знаю, ребята, я сам здесь впервой…» Но, согласитесь, здравое в ней есть, потому что самоирония присутствует. И актуальная весьма. В отношении предстоящего праздника – Дня народного единства, например, который будем отмечать второй раз. Большинство, скорее всего, как и в прошлом году: либо никак – просто в виде обычного выходного, либо в застолье: не надо придумывать очередную годовщину граненого стакана. Разве что верующие службу в церкви отстоят в первопрестольную честь Иконы Казанской Божьей Матери…
 

А­а, забыла про «Русский марш». Москвичи в интернете советуют друг другу завтра в город не высовываться. Ожидается, что в адрес «маршурбирующих», как уже окрестили в сети приверженцев лозунга «Россия для русских!», тамошний ОМОН будет вещать по мегафону: «Товарищи, проходим на посадку, не задерживаемся…». Да и наши, ставропольские националисты могут 4 ноября в Краснодаре «демократизаторами» огрести: в столице Кубани, куда готовы направить стопы радикалы юга, «РМ» запретили, как в Белокаменной и Санкт­Петербурге.

Испугались, значит. Вдруг будет действо с фашистским уклоном, как год назад. Вот такая петрушка: политики у власти, стремясь перекрыть кислород достаточно безобидным нынче конкурентам­коммунистам, выкинули из списка красных дат 7 ноября (до сих пор в народе называют «октябрьскими»), назначили праздник­новодел с патриотическим содержанием как бы и… выпустили джинна из бутылки. Ведь отечественный, традиционно мобилизационный патриотизм, особенно насаждаемый сверху, у нас какой? Начиненный, как правило, некой исключительностью, избранностью нашего народа, и потому непременно направленный против кого­то. Не важно: поляки там, американцы, грузины или кто иной на текущий исторический момент рядом окажется. Главное, чтобы граждане источник бед, то бишь врага, искали на стороне, а не в себе или, не дай Бог, во власти. Окончание на 3­й стр.

Начало на 1­й стрВон, еще Петр Вяземский в ХIХ веке писал: «Воинственная слава была лучшим достоянием русского народа: упоенные, ослепленные ею, мало радели мы о других родах славы. Военное достоинство было почти единой целью, единым упованием и средством для высшего звания народа».

Другое время на дворе, говорите? А с какой целью репетиции на Красной площади идут для проведения мероприятия в честь 65­й годовщины ноябрьского парада 41­го года, с которого солдаты уходили на передовую? Святое, не спорю. Но это же какие деньги вбухали только в обмундирование воинских частей того времени! Лучше бы нищим старикам пенсии набросили, откусив дополнительно кусочек у распухшего Стабфонда. Не говоря о полной мировоззренческой мешанине: парад­то проходил в честь, извините, годовщины Октябрьской революции! Или переворота – кому как нравится. И 23 февраля (Штирлиц его, помнится, всегда отмечал) теперь всенародно празднуем, выходной день. Озвучена уже инициатива и о проведении обязательных уроков патриотизма в школах. Нетрудно представить, во что эта инициатива может вылиться. Явно в занятия по начальной военной подготовке, по анекдоту: украл запчасти для швейной машинки, стал собирать – все равно пулемет получается… Понятно, государству солдаты нужны. Хотя любому нормальному человеку ясно: не с призывом в армию проблемы, а с самой РА.

С недавнего времени стало модно ругать поговорку «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Неправильная, мол. Хотя в виду имелась спекуляция на любви к Отечеству, вымогательство у человека под высокими призывами добровольного отказа от прав и свобод во имя интересов страны и государства (в итоге зачастую оказывалось – бюрократии). Помните советский лозунг: «Прежде думай о Родине, а потом о себе»? Мало разве видим и сейчас произносящих подобное с высоких трибун, себя, ох, как не забывающих?! Прямо по Гоголю: «А вот эти все, чиновные отцы, вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты!». Если перевести на современный язык: государство в аренду они хотят, эти патриоты…

Подлинный же патриотизм, пожалуй, штука полифоническая, естественная, тонкая, предельно бескорыстная, я бы даже сказала, интимная. И уж точно не длиной и размером в рабочий день с 9 утра до 6 вечера или в 45 минут школьного урока. Научить любви к Родине невозможно. Как и гордости за нее. Если гордиться пока особенно нечем, кроме прошлого.
 
Наталья Ильницкая.


Последние новости

Все новости

Объявление