В новом спектакле театра «Добрый жук» звучит «экологический соль мажор» в живом исполнении

Ольга Метёлкина

В репертуаре ставропольского семейного театра кукол «Добрый жук» появился новый спектакль – «Лиса и Заяц». Друзья театра в соцсетях в течение двух месяцев с интересом следили за тем, как происходило создание сказки. Глядя на то, как режиссер и художественный руководитель театра Наталья Ледовских параллельно осваивает специальности столяра и плотника, как лихо она управляется с деревом, можно было подумать, что следующим «в очереди на оживление» будет Буратино... Однако в новом спектакле, в котором Наталья выступила одновременно как соавтор пьесы, сорежиссер, актриса и художник, действующие персонажи совсем другого плана.

– Идея была моя, но я знала, что стихотворный текст я не напишу, – призналась Наталья Ледовских. – Я знала, что для этого есть автор с великолепным чувством юмора и чувством стиля. К тому же нужен был второй режиссер, потому что я выступала параллельно и как художник, и как актриса. И, наконец, необходим был взгляд со стороны. Поэтому мы пригласили из Санкт-Петербурга драматурга и режиссера Никиту Шмитько.

Договаривались заранее, потому что его график расписан на три года вперед.

 Сцены из спектакля «Лиса и Заяц».
Сцены из спектакля «Лиса и Заяц».

Наталья Ледовских и Никита Шмитько взяли за основу сюжет хорошо известной народной сказки о доверчивом Зайце и вероломной Лисе. И в результате получилась целая психологическая драма с жизнеутверждающим финалом, в котором главный герой переживает полную личностную трансформацию. Мне понравилось, что Наталья рассказывает о герое сказки, рассчитанной на детсадовскую «молодежь» и аудиторию младшего школьного возраста, почти как о шекспировском персонаже.

– Мы решили, что в нашем спектакле Заяц не должен быть жалким существом, он не клянчит: «Помогите мне!», – говорит режиссер. – Он главный герой, который набирает собственную волю и силу, чтобы противостоять Лисе и побороть свой страх. В тексте об этом так и говорится:

Духом нужно лишь собраться,

В глаза страху посмотреть

И со страхом попрощаться,

В нем бесстрашие узреть.

 
 
 

Детям подобная мысль очень понятна – не бояться трудностей и бороться с несправедливостью может каждый, несмотря на возраст и стереотипные представления о том, что герой должен обладать страшным голосом или внушительными размерами.

Вместе с Натальей Ледовских, которая выступает в роли коварной Лисы, в спектакле играют Елизавета Жукова (Заяц) и Сергей Беспалов, на долю которого выпали роли Пса, Волка, Быка и Петуха. Актеры оценили удобство, функциональность и эстетические качества костюмов, которые выполнила Галина Ледовских. По-прежнему в команде «Доброго жука» арт-директор Евгения Пташникова и звукооператор Виталий Литовченко.

Особая благодарность давнему другу театра свето– и звукооператору Леониду Свиридову, на которого всегда можно положиться.

В этом спектакле необычно всё: и куклы, выполненные из дерева, и декорации, которые создавались из экологических материалов. Первые зрители еще до начала спектакля с интересом разглядывали деревянные и соломенные детали, веревочные конструкции. И конечно же, удивлялись, что делают на сцене... музыканты.

Музыка и звуки в целом – вообще отдельная тема спектакля «Лиса и Заяц». Дело в том, что эта постановка адаптирована для детей с ограниченными возможностями слуха. Такие ребята смогут воспринимать звуковые вибрации, сопровождающие действие на сцене. Специально для них на сцене работает сурдолог. Но это только говорится, что он работает. На самом деле Екатерина Ерёменко на сцене воспринимается как часть актерского ансамбля.

Зрители, пришедшие на генеральную репетицию, оценили замечательную музыку, написанную специально для этого спектакля музыкантами из группы ВИА-mult «Живая Традиция» в составе Юрия Витковского, Сергея Кантемирова, Павла Должикова и Дмитрия Карпенко. Как рассказала Наталья Ледовских, ребята всем составом приходили на репетиции со своей аппаратурой и инструментами и сочиняли все вместе, прямо на ходу, вписывая музыкальные темы в стиле «рок» в канву сюжета. «Невероятной красоты получился «Экологический соль мажор» и проникновенная песня бездомного Зайца (саундтрек «Титаника» померк)», – комментировала она этот творческий процесс в соцсетях.

Открытая генеральная репетиция и первый показ для зрителей состоялись в зале Дома культуры «Ставрополец». Почему там? «Вечерка» уже писала о том, что театр «Добрый жук» в конце прошлого сезона переехал в новое помещение, сейчас в нем продолжаются ремонт и подготовка к новому сезону. Маленькие зрители и большие друзья «Доброго жука» уже соскучились по новым работам театра и с нетерпением ждут, когда откроет двери его новый дом.

Мы поинтересовались, как же театр существовал с апреля без стационарного помещения? Оказалось, при отсутствии своей площадки каждый день было много работы. Артисты «Доброго жука» выступали в детских садах, школах, летних лагерях, на выпускных вечерах у дошколят, проводили мастер-классы, выезжали с выступлениями по краю. Театр заключил договор с музейным комплексом «Россия – моя история» и каждый месяц показывает там по два спектакля при полном зале. «Добрый жук» ежемесячно дает благотворительные спектакли в социальных центрах, в том числе с выездом за пределы города. Разработали специальные программы для детей с проблемами здоровья.

Важным событием для коллектива семейного театра кукол стало приглашение в Москву для участия в специальной программе проекта «Золотая маска» в городе» со спектаклем «Травушка-муравушка». Это было в мае. А в начале сентября «Добрый жук» пригласили на театральный фестиваль в Краснодар. Он будет там показывать два спектакля – «Люси-растеряшка» и «Лиса и Заяц».

Деятельностью необычного театра заинтересовался губернатор края. После того как у «Доброго жука» возникли серьезные трудности с завершением ремонта и подготовкой помещения к новому сезону, Наталья Ледовских в соцсетях обратилась за помощью и поддержкой. Она не ожидала, что после этого к ним в гости приедет первое лицо края. В середине июля Владимир Владимиров побывал «с неофициальным визитом» в помещении, где сейчас идёт ремонт. Приехал без «свиты», без телевидения, всё осмотрел, поинтересовался квадратурой помещения, спросил, что необходимо. Проблема в том, что театр – частный и на государственную поддержку рассчитывать не может. Но есть другие варианты. Например, возможность участвовать в грантовых проектах. Наталья Ледовских говорит, что ее искренне порадовало отношение губернатора к театру, как он чисто по-человечески обратил внимание на их проблемы, выслушал и попытался понять, как реально можно помочь...

P.S. Когда-то, в годы учебы в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Наталью Ледовских заманивали на должность главного режиссера в Мурманск, Йошкар-Олу, она могла остаться работать в Питере или уехать в Москву. Но Наталья принципиально вернулась в Ставрополь и здесь прививает зрителям интерес к театру кукол, знакомит с его современными формами и нетрадиционной эстетикой. При этом сама она, имея два высших профессиональных образования, продолжает учиться, участвуя в семинарах и творческих школах Союза театральных деятелей России.

Это к слову о ценных молодых кадрах, которые в крае так нужны и которые представляют Ставрополье за пределами нашего региона.

семейный театр кукол, «Добрый жук», Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление