В Ставрополе грянул пушкинский «Пир» в эпоху ковида

Ольга Метёлкина

Какие бы холодные ветры не дули в душе человека, в любые времена на помощь ему обязательно придет при желании поэт и человек Александр Сергеевич Пушкин, который своими стихами утешит, разъяснит, обогреет, не даст в обиду от «мчащихся бесов».

Так назывался один из первых спектаклей Ставропольского театра-студии «Слово» в постановке его отца-основателя заслуженного артиста России Владимира Гурьева, ныне, увы, покойного.

В девяностые годы «мчались бесы» в азарте наживы, ни перед чем не останавливаясь. А ныне «ковидные бесы» не меньшим напором небескорыстно пугают народ. Разница в бесах, конечно, есть, как говорится, другие времена, другие нравы.

Сцена из спектакля «Пир во время чумы» (премьерный показ 7 июня 2021 года).
Ольга МетёлкинаСцена из спектакля «Пир во время чумы» (премьерный показ 7 июня 2021 года).

Это отличие хорошо уловил и передал режиссер-постановщик Евгений Пересыпкин в спектакле «Пир во время чумы», премьера которого прошла в июне. По карантинным обстоятельствам, во второй раз его сыграли только на днях, с вводом новых исполнителей и определенной трансформацией постановки.

Спектакль создан в эстетике перформативного театра, то есть  игрового в целом и частностях, позволяющего по ходу менять его программу не в ущерб замыслу.

Сцена из спектакля «Пир во время чумы» (премьерный показ 7 июня 2021 года).
Ольга МетёлкинаСцена из спектакля «Пир во время чумы» (премьерный показ 7 июня 2021 года).

Режиссер Е. Пересыпкин взял на себя функции перформативного драматурга, речь идет о драматургии спектакля, а не просто текста. Фактически являясь его автором на основе пьес А. Пушкина, воспринимая их как отклик на современные  проблемыбытия.

В него входят драматические сцены «Маленьких трагедий»: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», и все обрамлено «Пиром во время чумы», с некоторыми другими текстовыми вставками. Кажется, что все происходящее на «том пиру похмелье» - это про нас. Через полустертые знаки и тексты А. Пушкина явственно проступают современные узнаваемые будничные детали: начиная от любви к пирам и ковидных масок на лицах актеров, заканчивая стильными платьями барышень, купленными на «Озоне».

Опять же, сегодняшняя вера героев в их избранность, абсолютное оправдание собственного взгляда на мир как единственно правильного вступающего в непримиримый конфликт с реальностью. «Эго» героев и враждебный ему естественный мировой порядок являются основой конфликта маленьких трагедий в театре-студии «Слово», где все истории начинаются с «наслаждения богатством» в «Скупом рыцаре», далее следует «наслаждение любовью» в «Каменном госте» и, наконец, «наслаждение самой жизнью» в «Пире во время чумы».

Герои спектакля всецело захвачены одной какой-либо страстью, которая доводит их до крайности, в каждой маленькой трагедии кто-нибудь умирает. Присутствие смерти, отсвет будущей гибели лежит на каждом персонаже, живущем в «ужасном веке ужасных сердец». Очень даже похоже на нынешнюю ковидную «эсхатологию».

Роли в спектакле распределены опять же перформативно на хор и солистов, по словам незабвенного нобелевского лауреата-поэта, подтверждающего, что «в настоящей трагедии гибнет не герой - гибнет хор», который послушно поддакивает Вальсингаму, Герцогу, Барону, вершащим их судьбы.

Актерские дуэты Дон Гуана (И. Харитонов) и Анны (Ю.Пересыпкина), Барона (А. Козлов) и Альбера (О. Гадлевский), Вальсингама (Е. Нетудыхата) и Мери (Я. Русановская) наиболее точно сыграны на фоне пиршественного стола, уставленного снедью.

К недостаткам спектакля можно отнести иногда не совсем внятное  звучание пушкинских стихов со сцены, вялую и неопределенную концовку спектакля, скудную черно-белую графику декораций, случайный подбор костюмов.

Но есть важное свойство в этом спектакле, за которое прощаешь его отдельные несовершенства - глубокая влюбленность молодых исполнителей в творчество А. Пушкина. Она видна и в том трудном пути, который они прошли, стараясь понять законы пушкинского театра. К тому же молодые обладают некоторой образованностью, начитанностью, способностью к пониманию сложного текста поэта.

Сегодня интерес к нему не пропадает, в Пятигорске, к примеру, организовалось сообщество молодых поклонников А. Пушкина, которые сообща выучили наизусть «Евгения Онегина» и увлеченно его читают на всех литературных тусовках, куда их приглашают, и всех призывают к этому. Со временем, если Бог даст, пятигорчане осилят наизусть все собрание сочинений нашего классика…

В скором времени публику ждет очередная премьера в театре-студии «Слово» - спектакль по «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского, который зрители увидят в юбилейный год писателя.

Владимир ЛЫЧАГИН, председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края.

Читайте также: Как отметишь день рождения Деда Мороза, так и встретишь Новый год.

 

театр-студия Слово, сцена, Ставрополь, спектакли, Владимир Гурьев

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»