В Ставропольском музее-заповеднике численность экспонатов превысила четверть миллиона
Ольга МетёлкинаВ Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась необычная выставка. Поводом для нее стало поступление в музейные фонды музея 250-тысячного экспоната
Организаторы выставки решили показать посетителям целый ряд интересных предметов, документов и фотографий, переданных в дар музею-заповеднику в 2016 – 2017 годах. На презентации экспозиции через историю экспонатов посетители узнали о людях, чьи судьбы и биографии были с ними связаны.
Открывая выставку «250-тысячный экспонат. Спасибо дарителям!», главный хранитель фондов музея-заповедника Нина Гальфингер в первую очередь представила «виновницу торжества» - обычную на первый взгляд балалайку. Что же в ней особенного и как она попала в музей?.. Дело в том, что в апреле и мае 2017 года Ставропольский государственный музей-заповедник принимал участие в реализации краевого проекта «Автобус-музей «Дороги Победы». Ежедневно автобусМАЗ-103 с размещенной в нем тематической экспозицией выезжал в города и села края. В Буденовском районе жители села Красный Октябрь встретили сотрудников музея-заповедника подарками.

Так, 88-летняя Анастасия Николаевна Литвиненко передала в дар музею балалайку и веретено, и рассказала историю, связанную с этими предметами. Когда началась Великая Отечественная война, у Анастасии Николаевны уже не было мамы, отец ушел на фронт. Вместе со старшей сестрой она из Ставропольского края переехала в Северную Осетию. Жили в селе, работали на ферме. В свободное от основной работы время женщины и девушки пряли шерсть и вязали носки, которые потом отправляли на фронт. Сторож фермы сделал для Анастасии Николаевны веретено. А пастух Пётр, которого не призвали на фронт по состоянию здоровья, развлекал сельских рукодельниц игрой на балалайке. Анастасия Николаевна научилась играть на этом музыкальном инструменте, и в 1943 году пастух подарил балалайку девочке.
Подарки военного времени - балалайка и веретено – еще долго служили верой и правдой Анастасии Николаевне. А в прошлом году она передала их в дар музею-заповеднику.
Учитывая музыкальный характер 250-тысячного экспоната, музейщики пригласили на презентацию выставки замечательный коллектив из детской школы искусств города Ставрополя - ансамбль народных инструментов «Отрада» под руководством Татьяны Нелюб, который создавал в музейных стенах неповторимую атмосферу.
За свою историю музей-заповедник принимал на хранение предметы и документы самого разного плана. Одними из первых дарителей были сами основатели музейной коллекции - Г.Н. Прозрителев и Г.К. Праве. Почти 500 своих работ насчитывает дар выдающегося ставропольского художника П.М. Гречишкина...
За каждым музейным предметом – биография конкретного человека или целой семьи, зачастую в контексте истории страны. Всегда интересно узнать, какие тайны хранит тот или иной экспонат. На презентацию выставки были приглашены дарители, которые и поделились своими историями, ведущими в прошлое.
Н.А. Гальфингер призналась, что до последнего времени имя Георгия Алексеевича Баркова музейщикам было известно лишь по одной строке из книги Г.А. Беликова «Оккупация». А между тем, Георгий Алексеевич с января 1940-го по июль 1941 года был председателем Ворошиловского городского Совета депутатов трудящихся (как бы сейчас сказали - главой города).

На презентацию выставки пришла его дочь Эмма Георгиевна и внук Евгений Алексеевич. Дочь рассказала о том, каким запомнила своего отца, о событиях начала войны. Как Георгий Алексеевич рвался на фронт, а М.А. Суслов, который в то время был первым секретарем крайкома ВКП(б), не отпускал его. Лишь в июле 1941-го, когда стараниями Г.А. Баркова в здании сельхозинститута был развернут госпиталь, глава горисполкома пошел воевать. На фронте Георгий Алексеевич получил тяжелое ранение и контузию. Был удостоен многих наград. Эмма Георгиевна и Евгений Алексеевич передали их вместе с фотографиями в дар музею, где уже сформирован мемориальный фонд Г.А. Баркова.
Документы и фотографии, связанные с деятельностью санэпидотрядов в годы войны, поступили в музей-заповедник от участницы Великой Отечественной войны лейтенанта медицинской службы Екатерины Матвеевны Калашниковой. Наша землячка служила в передвижном санэпидотряде, а после войны продолжила медицинскую службу в Ставропольском военном госпитале, который находился на территории нынешнего Спасо-Преображенского храма. О том времени свидетельствуют фотографии, которые она передала музею.

Интересно, что собрание Ставропольского государственного музея-заповедника пополняется даже экспонатами, переданными из-за границы. Заместитель главного хранителя Ольга Нафталиева рассказала о том, как в фонды попал лист из британского журнала «TheIllustratedWarNews» («Иллюстрированные военные новости»), датированного 1915 годом, с гравюрой, изображающей подвиг русской сестры милосердия Риммы Ивановой. Он был прислан супругами Дауни из Ирландии. Дело в том, что Татьяна Дауни - наша землячка, она родилась и выросла в Ставрополе. Вместе с мужем они отыскали в частной коллекции подлинник журнального листа, выкупили его и приняли решение передать в музей на родину Риммы Ивановой. Сестра Татьяны - Ольга Михайловна Логачева, которая работает в краевой библиотеке имени М. Лермонтова, принимала участие в процедуре передачи документа.
Так получилось, что целый ряд предметов, представленных на выставке, так или иначе имели отношение к военному прошлому. В том числе оказался дар участника боевых действий в Афганистане Сергея Александровича Сухомлинова. Он проходил срочную службу в конце 80-х годов прошлого века в воздушно-десантных войсках в составе ограниченного контингента советских войск. В дар музею он передал комплект своей дембельской формы. На презентации Сергей Александрович рассказал, как наши бойцы из подручных средств создавали «шедевры» неуставного обмундирования, чтобы с шиком вернуться домой. А теперь и Ставропольский музей-заповедник может похвастаться одним из таких уникальных образцов.
Невозможно не сказать и о переданных в музей документах и предметах, связанных с историей ставропольской журналистики. Одно из самых значительных поступлений связано с именем фотокора «Ставропольской правды» Михаила Колесникова, который очень рано ушел из жизни. В 2005 году жена и дочь передали в дар музею его творческий архив - несколько объемных коробок с фотонегативами, которые сопровождались авторскими аннотациями о месте и дате съемки. «В течение 11 лет сотрудник отдела фондов Татьяна Катаева обрабатывала этот архив, - рассказала Нина Гальфингер. - В итоге на государственный учет было поставлено почти 2,5 тысячи фотопленок, в которых содержится более 108 тысяч негативов и более 1600 фотографий - всего более 4000 предметов основного фонда».
Очень интересные эскизные работы поступили в музей от группы художников, которые под руководством Андрея Санникова осуществляла роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы, старейшего в Ставрополе храма, который был заложен в 1847 году, и единственный в городе никогда не закрывался. Обращает на себя композиция «Покров Богоматери над Ставрополем», на которой под иконографическим изображением Богородицы запечатлен ставропольский городской пейзаж с узнаваемыми зданиями, историческим бульваром и самой Успенской церковью. Художник Ольга Солдатова рассказала, как шла работа над росписью.

Нередко в фонды музея поступают предметы, хранившиеся в семьях ставропольцев и связанные с каким-то теплыми воспоминаниями о событиях прошлого. Так, старший научный сотрудник отдела этнографии музея-заповедника Ирина Михайловна Назарова передала в фонды свадебный веночек мамы и рассказала, что он с 1955 года служил трогательным напоминанием о том, как ее родители встретились и поженились, когда работали в Восточной Германии. Свадьба была очень скромной, расписывались они в советском консульстве. Именно «расписывались», поскольку никаких характерных для сегодняшнего времени помпезных церемоний и красивых нарядов не было. Событие скромно отпраздновали с друзьями в воинской части. Сохранилось всего несколько черно-белых фотографий и маленький свадебный веночек.
Еще один необычный экспонат выставки дарителей - сувенирная реплика рюмочки под названием «Муха», подлинник которой хранится в Елабужском музее-театре «Трактир». Подарили «Муху» коллеги из Елабужского музея-заповедника, приезжавшие в прошлом году в Ставрополь на совместную выставку, посвященную Марине Цветаевой. История рюмочки уходит в петровские времена и связана с открытием в России трактиров. И что интересно, выражение «быть под мухой» не имеет никакого отношения к насекомым...

Известный ставропольский фотограф Алексей Заморкин, который является почетным дарителем музея-заповедника, ранее передал работы с фотовыставки, посвященной народной топонимике краевого центра. На этот раз он пришел тоже не с пустыми руками. Вместе с художником Сергеем Бобылевым они создали набор открыток к 240-летию Ставрополя, выполненный в «Дизайн-студии Б» в единственном экземпляре.

А давние друзья музея, ветераны народного просвещения Надежда Георгиевна и Николай Филиппович Шинкаренко, имеющие за плечами 105 лет совместной педагогической деятельности, передали в дар знамя 26-й школы Ставрополя. Переходящее Красное знамя было вручено в 1990 году коллективу, которым в то время руководил Н.Ф. Шинкаренко, за высокие показатели в учебно-воспитательной работе. После распада Советского Союза вся коммунистическая атрибутика была либо уничтожена, либо убрана с глаз долой. Николай Филиппович все эти годы хранил знамя, оно и сейчас в прекрасном состоянии. «Хотелось, чтобы поколения увидели через десятки лет, что под этими знаменами мы строили прекрасное государство - Советский Союз», - сказал педагог, передавая реликвию в фонды музея-заповедника. «Нельзя отрекаться от прошлого, каким бы они ни было, это история», - добавила Надежда Георгиевна.
В целом же даже сама подготовка к выставке принесла музейщикам массу интересных идей для дальнейшей экспозиционной работы и научных исследований. А посетители призадумались – нет ли у них дома предметов, которые могли бы пополнить коллекции одного из старейших на Северном Кавказе музеев.
Фото автора.