В Ставропольской филармонии состоялся концерт к 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского

Татьяна Даниелян

В мае 2020 года мировая музыкальная общественность будет отмечать 180-летие со дня рождения композитора, творчество которого востребовано на всех континентах. По утверждению некоторых музыковедов, музыка Петра Ильича Чайковского после И.-С. Баха, самая часто исполняемая в мире.

Являясь ярким представителем романтизма, композитор оставил огромное наследие, создав произведения во многих музыкальных жанрах. Это - 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, 104 романса, концерты для фортепиано и скрипки, различные инструментальные циклы. Многое из того, что он сделал, можно определить словом «впервые». П.И. Чайковский стал создателем трагической симфонии, русского классического балета, лирико-психологической оперы. Время часто обожествляет гениев, но, читая воспоминания современников и его письма, приходишь к выводу, что в жизни он был простым человеком. По характеру Пётр Ильич был скромен и застенчив, любил уединение и очень волновался, выступая на публике.

Жизненные перипетии - чередование радости и горя, безусловно, наложили отпечаток на его творчество, которое богато как светлыми лирическими мелодиями, так и глубоко трагическими образами. Слушая музыку П.И.Чайковского, Л.Н. Толстой заливался слезами, а А.П. Чехов посвятил композитору сборник рассказов «Хмурые люди».

Минуло 127 лет, как перестало биться сердце великого гения русской музыки, а интерес к его творчеству не угасает. Понятно, что художественный совет Ставропольской государственной филармонии во главе с директором Ларисой Коневой, обсуждая план работы на 2020 год, первым пунктом определил юбилейный концерт, посвящённый П.И. Чайковскому, который прошёл в переполненном зале и был с восторгом принят публикой.

Музыковед Татьяна Диева очень интересно построила свой рассказ, включив выдержки из писем Петра Ильича. Вместе с ней слушатели пережили светлые и драматические моменты, перелистав страницы жизни композитора.

Слева направо: Сергей Захарченко, Юрий Беляев, Лариса Конева,  Андрей Абрамов, Александр Абрамов.
Татьяна ДаниелянСлева направо: Сергей Захарченко, Юрий Беляев, Лариса Конева, Андрей Абрамов, Александр Абрамов.

В первом отделении концерта в исполнении симфонического оркестра под управлением дирижёра Андрея Абрамова звучала балетная музыка. Чайковский хорошо разбирался в технике танца и считал, что музыка в балете должна выражать психологические состояния героев, благодаря симфонизму и непрерывному развитию композиции. Балет «Лебединое озеро» был создан в 1876 году по заказу дирекции императорских театров. Основой сценария стала сказка о заколдованных девушках, превращённых в лебедей. Первая постановка была неудачной. После смерти композитора балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов в новой постановке сделали балет «Лебединое озеро» знаменитым во всём мире, а музыкальные критики назвали его «симфонией в балете».

Взволнованно и трепетно была исполнена Интродукция (вступление) к спектаклю. Помпезно прозвучал «Танец с кубками», изобразивший шествие богато одетых гостей на фоне роскошного убранства зала. Драматический накал передал дирижёр
А. Абрамов в знаменитом Адажио, где солировали гобой и флейта. Чёткий ритм гордого «Испанского танца» под звуки кастаньет передал праздничную атмосферу балетного номера.

Петр Ильич Чайковский от всей души желал, чтобы музыка его «приносила людям подмогу и утешение». Надеюсь, что, слушая фрагменты из балета «Щелкунчик» в ярком исполнении симфонического оркестра, зрители забыли о повседневных заботах и тревогах и получили эмоциональный заряд добра и оптимизма. Либретто балета написал
М. Петипа, положив в основу сказку немецкого писателя
Э. Гофмана о принце, превращённом в игрушку. «Щелкунчик» был написан в 1892 году и поставлен в Петербурге в Мариинском театре. Красивый праздничный спектакль в постановке балетмейстера Ю. Григоровича с 1964 года по сей день остаётся в репертуаре Большого театра и традиционно идёт в предновогодние дни. В концерте прозрачно и нежно прозвучала Увертюра к балету. Волшебный перезвон хрустального звучания челесты в «Танце феи Драже» буквально заворожил зал. А безудержное ликование «Трепака» напомнило яркие моменты народных празднеств. Очень приятно было видеть, как дирижёр Андрей Абрамов, откликаясь на бурные аплодисменты слушателей, представил солистов-оркестрантов: Анжелика Туницкая (1-я скрипка), Виталий Скоробогатов (челеста), Марина Виташ (флейта), Сергей Мнацаканян (кларнет).

Праздничное ликование продолжила «Пляска скоморохов» из музыки к пьесе А. Островского «Снегурочка», в которой оркестр продемонстрировал высокий профессиональный уровень. Драматург сделал из русской народной сказки поучительную философскую притчу, которая очень актуальна в наши дни. «Полна чудес могучая природа!» - восклицает царь Берендей. Музыка П.И. Чайковского в «Снегурочке» стала гимном великой силе русской матушке-природе.

Звуки солирующей скрипки лауреата международного конкурса Александра Абрамова украсили первое отделение концерта. В его исполнении прозвучала «Мелодия» П.И. Чайковского из цикла «Воспоминание о дорогом месте». В цикл входят три пьесы для скрипки, написанные композитором в 1878 году по просьбе Надежды Филаретовны фон Мекк для домашнего музицирования. Светлой лирикой и грустью наполнена «Мелодия», в которой отражены воспоминания о пребывании Петра Ильича в её имении в городе Браилове. Александру удалось найти свои краски в трактовке произведения и отойти от существующей традиции исполнения любимой скрипачами пьесы.

Гимном любви стало исполнение романса П.И. Чайковского на стихи А. Апухтина «День ли царит...» лауреатом международного конкурса Мариной Сивцовой. Камерное вокальное творчество было для композитора лирическим дневником. Романсы он сочинял всю жизнь. Трактовка исполнительницы этого сочинения, с большой искренностью и экспрессией готовой отдать «всё для тебя!», подчеркнула характер музыки, залитой ярким солнечным светом.

Второе отделение концерта была посвящено оперному творчеству П.И. Чайковского. На фоне крутящихся на экране карт (тройка, семёрка, туз) и страшного образа старой Графини прозвучала мрачная Интродукция к опере «Пиковая дама». Сюжет пушкинской драмы овладел воображением композитора, и 130 лет назад, в 1890 году, находясь во Флоренции, он за 44 дня написал оперу. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре и была с восторгом принята публикой.

Солист филармонии Сергей Захарченко в Балладе графа Томского талантливо передал зловещность тайны трёх карт. По природе мягкий бархатный баритон певца в рассказе о Графине, которая в молодости в Париже проиграла в карты состояние, но ценой любовного свидания узнала тайну трёх карт и вернула проигрыш, приобрёл новые тембральные краски. Сергей не только спел, но и артистично сыграл монолог Томского.

Лирическая опера «Иоланта», сочинённая в 1891 году, стала десятой по счёту. В её основу легла драма датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене», пленившая поэтичностью композитора. Трогательная история слепой Иоланты, прозревшей благодаря любви графа Водемона, дала жизнь замечательной опере, которую ставят во многих театрах. Солисты филармонии – лауреаты международных конкурсов Марина Сивцова и Юрий Беляев в дуэте Водемона и Иоланты передали всю сложную гамму чувств героев - восторг, тревогу и отчаяние Водемона, смущение, печаль и волнение Иоланты.

Конечно, слушатели восторженно восприняли исполнение номеров из всеми любимой оперы «Евгений Онегин», которую Пётр Ильич сочинил по совету певицы Е. Лавровской в 1879 году на сюжет пушкинского романа в стихах, по мнению В. Белинского, ставшего «энциклопедией русской жизни». Лирическая опера стала образцом красивых мелодий, полных сердечного тепла и бурных переживаний героев. Такова Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит», в которой Юрий Беляев искренне передал чувства юного поэта. В его исполнении монолог Ленского стал элегией, наполненной светлыми воспоминаниями, печалью и мрачным предчувствием.

Гордо и торжественно прозвучал блестящий Полонез из третьего акта, открывший столичный бал, на котором состоялась последняя встреча Онегина и Татьяны. Финальным номером концерта стал Антракт и Вальс из второго акта на сельском балу у Лариных, в котором главным действующим лицом стал камерный хор филармонии, изображавший гостей из соседних поместий, под звуки вальса радующихся красивой музыке, обильному угощению и возможностью приятного общения. Отличное звучание хора, работающего под руководством главного хормейстера Елены Бутовой, украсило программу концерта.

От всей души хочется поздравить и поблагодарить всех участников грандиозного концерта - симфонический оркестр и дирижёра Андрея Абрамова, камерный хор и его руководителя Елену Бутову, солистов - Марину Сивцову, Юрия Беляева, Сергея Захарченко, Александра Абрамова, музыковеда Татьяну Диеву за доставленную радость услышать музыку великого П.И.Чайковского.

 

180-летие со дня рождения Чайковского, концерт, Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление