Валентина Сапунова: «Не бойтесь идти в школу!»
Лариса Ракитянская14 июля «Вечерка» опубликовала материал под заголовком «Детсад идет в школу». Напомним, речь шла о местах в детских садах: уже с 1 сентября три дошкольных образовательных учреждения - 54-е, 58-е и 73-е — перепрофилированы под обычные детские сады. Ранее они имели статус «школа - детский сад» и вели начальное образование — до 4-го класса.
В результате этой реформы город получил дополнительно 300 мест.
Опубликованный материал вызвал немало откликов: в редакцию «ВС» продолжают поступать обращения жителей города, чьи дети - учащиеся младших классов - посещали образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад». Родители недовольны решением городских властей, настаивают на том, чтобы их дети смогли завершить начальное образование в том учреждении, где и начинали.
К концу августа, конечно, этот конфликт будет исчерпан, потому что все-таки большинство уже ушли в школы. Но беспокойство за своих чад все же не оставляет родителей: как примут их в обычных школах, обеспечат ли условия для получения полноценного воспитания-образования.
За ответами на эти и другие вопросы журналист «Вечерки» отправилась на минувшей неделе в 9-ю гимназию г. Ставрополя. Ее директор — Валентина Марковна Сапунова — имеет свою точку зрения на проблему...
Детский сад пусть занимается своим делом!
Мы убедились: за лето 9-я гимназия заметно преобразилась — всюду поставлены пластиковые окна, заменены двери. На эти цели было потрачено 4,5 млн рублей городской казны. Так что теперь в классах будет светло и тепло. Конечно, пришлось немало поработать — что такое замена окон, всем известно: только мусора вывезли аж 108 тонн! Когда мы были в гимназии, там шли уже «косметические» работы: окраска стен, лестничных пролетов, мытье окон и классных комнат.
Но мы сразу заговорили не столько о ремонте, сколько о проблемах начальной школы.
- Мы всегда забирали деток из 73-й начальной школы - детского сада, - рассказывает Валентина Марковна. - И каждый год видели одну и ту же проблему. Мое (и не только мое) глубочайшее убеждение: школа — это школа, и у детского сада и школы — совершенно разные задачи. Детский сад пусть занимается своим делом, а школа — своим.
Для родителей, конечно, это очень удобно: их чада, по сути, семь, а то и восемь лет находятся в саду. Но поймите: сама обстановка детского сада не делает их взрослее — они там играют, много раз едят, гуляют, спят. Сама методика преподавания в детском саду (даже если это школа - детский сад) растит ребенка в щадящем режиме! Из-за этого малыши приходят в пятый класс очень маленькими, инфантильными. Они со страхом заходят в школу и боятся всех окружающих - это абсолютно дезадаптированные к школе дети. Они спят на уроках — где-то ближе к 12 на парты головы клонят, чаще хотят играть. В результате они, естественно, начинают слабее учиться. А отсюда — претензии родителей: там учился на «отлично», а здесь — и двойки, и тройки. Это происходит не потому, что ребенок стал плохо учиться, а потому, что он попал в другую, порой «враждебную» ему среду, и год-два уходит на адаптацию.
- И еще один момент, - продолжает директор гимназии. - Вся страна готовится к 1 сентября, детвора собирается в школу. А дети из начальной школы - детского сада порой даже не понимают, что идут в первый класс — как были они в детском саду, так и остаются. И оказываются лишенными этого замечательного праздника, момента перехода на новый, более взрослый жизненный этап. Не звучит в их жизни Первый звонок...
«А я уже пришел к вам!»
Валентина Марковна рассказывает случай из своей практики. 9-я гимназия охватывает огромный микрорайон, и здесь организована предшкольная подготовка. После новогодних праздников детвора приходит в гимназию в подготовительный класс один раз в две недели.
- И вот как-то я захожу в подготовительный класс, - говорит Сапунова, - и начинаю знакомство. Чтобы как-то заинтересовать, понравиться малышне, поближе познакомиться, говорю: «Какие замечательные дети придут к нам в школу!». Вижу, настороженно притихли, чего-то не понимают. Разговор идет дальше, и я повторяю: какие замечательные дети придут к нам осенью в первый класс, я очень рада... Один мальчик поднимает руку и говорит: «А я уже пришел!». То есть задолго до Дня знаний эта малышня уже осознает себя полноправными гимназистами!
- А в этом году вы взяли из начальной школы - детского сада детей?
- Да, около 30 детей 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов. И знаете, я почувствовала со стороны их родителей некоторую настороженность — пришлось водить по школе, объяснять, показывать убеждать: поверьте, хуже здесь не будет. У нас начальный блок отделен, здесь созданы все условия для образования, прекрасное питание — может быть, даже лучше, чем в детском саду (у нас же в прошлом году поставили новейшее оборудование, тот же пароконвектомат готовит пищу даже без прикосновения человеческих рук, качество пищи значительно улучшилось!)...
Аргументы «за»
Действительно, нелегко убедить родителей, что школа на голову выше любого детского сада — в первую очередь, в плане образования. Но Валентина Марковна Сапунова не упускает случая сказать мамам и папам об этом:
- Школа годами, веками складывалась: школа призвана сразу же закладывать ЗНАНИЯ. К тому же у нас, например, есть прекрасный медицинский, стоматологический кабинеты (стоматкабинет, кстати, признан лучшим в городе), огромная сеть дополнительного образования — у нас в гимназии 36 бесплатных кружков, клубы по 400 кв. метров в цокольном этаже, спортивные секции, хор, ансамбли... В гимназии 12 детских общественных движений, которым оказывается всесторонняя помощь со стороны педагогического коллектива. Особое место в учебно-воспитательной деятельности гимназии занимает работа в системе дополнительного образования. Итоги работы в системе дополнительного образования анализируются по результатам участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, смотрах, через анкетирование детей и родителей. Для развития дополнительного образования имеется хорошая база: 2 кабинета музыки, актовый зал на 150 мест, 3 спортивных зала, 2 тренажерных зала, помещения для спортивных кружков и туристического клуба, зал хореографии. Занятость учащихся в кружках и секциях дополнительного образования гимназии составляет 77 процентов.
- Слышала я от родителей и такой аргумент: в начальной школе - детском саду учились дети с ограниченными возможностями. Мол, их приход в школу — дополнительный стресс...
- Да что вы! Я хочу сказать, что наша гимназия попала в краевой проект инклюзивного обучения детей: нам выделено два миллиона рублей, часть которых пойдет на приобретение автомобиля для доставки детей-инвалидов в школу, бассейн, на городские мероприятия. Другая часть средств пойдет на переоборудование по современным стандартам кабинета здоровья, который уже много лет функционирует в гимназии. У ребят-колясочников будет «шагающий» по лестницам подъемник, пандус к отдельному входу. Эти дети смогут учиться и жить вместе со здоровыми детьми. Это прекрасная возможность для «взаимовоспитания»: обычные дети должны быть милосердными, сострадательными, а ребенок-инвалид тоже должен чувствовать себя на равных с ними: когда он будет понимать, что его здесь не жалеют, с ним не сюсюкаются, а принимают за своего — разве это не здорово?! Ведь раньше такой ребенок находился только дома на индивидуальном обучении, не видел и не знал никакого детского коллектива. А это малыша сильно изолирует от общества. У нас очень много примеров: мы выпустили несколько детей-колясочников, у нас учился мальчик с ДЦП (он сейчас учится в университете и в школу приходит в гости). Я только за то, чтобы дети учились вместе!
Мы возвращаемся к традиции
Усматривать в переменах только чью-то злую волю Валентина Марковна Сапунова не склонна: она убеждена, что в данной проблеме был в нужное русло направлен административный ресурс. Хотя бы потому, что город не только получил столь необходимые 300 мест в детских садах, но и потому, что такое решение позволит вернуться к традиции в начальном образовании:
- У меня, как у директора, позиция очень четкая: ребенок должен ходить в детский сад и получить дошкольное образование, - говорит Сапунова. - А потом он должен идти в первый класс и проходить обучение в школе — с 1-го по 11-й класс. Не зря раньше была разработана именно такая система образования — над ней работали отнюдь не глупые люди — ученые-педагоги, психологи, врачи. И это все было очень четко взвешено и выверено — когда ребенку войти легче в новый социум — в 7 или в 12 лет. В семь (это было доказано наукой и практикой!) — легче, чем в 12 — и физиологически, и интеллектуально, и психологически! Мне понятно, почему родители так ревностно отдаляют своих детей от школы — они хотят оградить свое чадо от огромного психологического стресса — перехода из детсада в школу. Ну и о себе думают — это же так удобно: сдал малыша в сад-школу на целый день, и спокоен за него — уроки выполнены, дитя накормлено и присмотрено. Но для ребенка школа-детсад с его тепличными условиями — это медвежья услуга. Посмотрите, целые поколения выросли без этой формы обучения, приходили либо прямо из семьи в школы, либо из детсада. И ничего! Во взрослую школу ребенок, получается, входит в 12 лет — это как с большого комфортабельного лайнера его неожиданно в холодный океан бросают! Разве это не стресс? Как бы не больший, чем с первого класса в обычную начальную школу идти!
Мы прогулялись по 9-й гимназии и убедились: здесь учащимся начальной школы и в самом деле будет комфортно: в холле есть игровое пространство — чуть ли не как в детском саду — с горками, лесенками. Столовая — прекрасная. А в зале здоровья — «сухой бассейн», люстры Чижевского, аппарат для ароматизации воздуха, телевизор. Скоро эта комната пополнится и современным оборудованием для релаксации. Во дворе — озелененная территория, где есть даже экзотические растения и «уголок детства» - с грибами-мухоморами на клумбе, сказочной мельницей. Спортзалы оборудованы всем необходимым, а в планах — еще и строительство плавательного бассейна на школьной территории. Бояться и вправду нечего, можно смело идти в 9-ю гимназию! Кстати, я могу подтвердить слова ее директора «личным» опытом: мой крестник пошел сюда во второй класс в прошлом году, и мама его очень довольна — воспитанием, образованием, продленкой, которая здесь функционирует по желанию родителей — в удобное для них время — можно даже до 18 часов. Чем не школа полного дня, о которой так много говорит президент и правительство?