Весенние мелодии Развал-горы

Юрий Кузьминых

Весенние мелодии Развал-горы

Март не порадовал ставропольцев погодой. Выдался он пасмурным, прохладным и дождливым. Еще 30-го числа столбики термометров в ночные часы фиксировали отрицательные значения, а днем не поднимались выше +3 градусов. По предсказаниям синоптиков, перелом в погоде должен был наступить в последний день месяца. Метеопрогноз полностью оправдался.

За Минеральными Водами солнце «съедает» облачный щит, отдельные звенья которого еще некоторое время продолжают куриться в районе Бештау.

От железноводского путепровода, расположенного на шоссе «Аэропорт – Кисловодск», добираемся в западную часть города-курорта. Среди возведенных в 1970–1980 гг. типовых многоэтажек сияющий золотом куполов белостенный храм на одном из пригорков – настоящая сказка.

Лет сто назад на хуторе, ставшем с течением времени западной частью Железноводска, построили небольшой молельный дом. В конце 1940-х годов приходу было позволено перестроить молитвенный дом в церковь. В 1988 г. приход принял решение разобрать обветшавший тесный храм и на его месте возвести более вместительный и архитектурно-осмысленный в стиле древнерусского зодчества новый собор. В 1989 г. железноводскую церковь, во внешних формах воспроизводящую в упрощенном виде облик Царевоконстантиновского храма Суздаля, освятили во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Весенние мелодии Развал-горы

С площадки перед входом в Ольгинскую церковь изумительно выглядит то и дело заволакиваемая наплывающими из долины остатками облаков заснеженная шапка горы Железной, а на юге пленяет взор картина скалистых островков вулканического архипелага, силящихся выскочить из объятий туманной пелены…

Поднявшись в район больницы, мы можем уже в общих чертах рассмотреть свой дальнейший маршрут к подножию Спящего Льва. По грязноватой после недавних снегов-дождей полевой дороге начинаем путь к роднику Нижний Кумыс.

Набираем в источнике воду и попутно фотографируем заснеженные западные склоны Развалки, торчащую над облаками макушку Бештау и классические формы Быка.

От родника – рукой подать до леса, сквозь который, подрезая склон, шагаем навстречу тропе, проторенной от Западной штольни к асфальтовой нитке терренкура, вьющейся с противоположной стороны Развал-горы к гроту «Летней мерзлоты». Присыпанные недавним снегом тут и там голубеют бутоны пролесок. Просыпающийся после зимней спячки лес оглашается веселыми трелями пернатых. Угадываемая протаявшими темными пятнами тропа закручивает на юг. С полянок, возникших вследствие каменных обвалов, потрясающе выглядит Бештау. Спрятавший большую часть массивного тела за завесой тумана каменный предводитель Пятигорья гордо взирает с заоблачных высей на своих младших собратьев.

…Влево от нашей убегает вверх удивительно знакомая тропинка. Через заросший подлеском камнепад она выводит к нижнему «языку» каменной реки. На скалах снег протаял. Подъем, несмотря на заплечный груз, идет необычайно быстро. Знакомые пейзажи завораживают как в первый раз. Облачка беспрерывно зализывают макушку Железной горы. Курортная долина и неоглядное лесное пространство утопают под легкой вуалью низинного тумана, из которого торчат серовато-синие остовы Машука со стрелой ретранслятора и Бештаугорского массива, а далеко-далеко за ними белеют ледники кавказской цепи.

Весенние мелодии Развал-горы

Проходит чуть больше часа, и мы стоим на вершинном гребне. Оставив рюкзаки на перемычке, взбираемся по скалам на высшую точку Развал-горы. Шикарно смотрится расцветший среди скал куст кизила – примета приближающегося апрельского тепла.

С более чем 900-метровой высоты во всей красе предстает Змеиная гора с Чертовым Пальцем на юго-восточном гребне. Роскошно выглядят Машук и Бештау с едва приметным бугорком – Золотым Курганом между ними. Правее пятиглавого великана природа расплескала каменные брызги, образно названные академиком Г. Абихом островками скалистого архипелага. Наконец взгляд останавливается на одногорбом отсюда Верблюде и соседнем Быке. А вот Лысая скрыта облачной завесой. Нет горы, и все тут!..

Сильный верховой ветер диктует условия поиска места ночевки. Под лагерь выбираем площадку на восточном склоне метрах в тридцати ниже мощного «фумарольного» колодца. Выбросов горячего пара сегодня не наблюдается, но из чрева горы по-прежнему тянет теплым воздухом. На скалах вокруг трещины зеленеет изумрудный мох. Рядом находится развальское кольцо. Сквозь еще голый лес проглядывает Змейка.

Палатку ставим в ветровой тени под невысоким каменным кряжем. Здесь же, среди скал, разжигаем костер.

…Как и полагается, идем «на закат». Мгновения, когда светило уплывает за горизонт, всегда волнительны. Последний мартовский вечер, быть может, не столь эффектен, солнце растворяется в облаках и краски тусклы, но по-своему прекрасен.

О продолжении путешествия в первоапрельский день расскажет статья «С Развал-горы на Божий Дар».

Фото автора.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление