Весомость микроэлементов, или Что надо знать о методе доктора Скального

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается международный симпозиум по микроэлементам и минералам. Наш край на нем будет представлять Роман Дубовой, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой диетологии и нутрициологии Ставропольской государственной медицинской академии. Накануне отъезда ученого в северную столицу с ним встретился наш корреспондент.

– Роман Михайлович, тема симпозиума звучит очень уж научно. Какой практический интерес для ставропольцев представляет заявленная проблематика?
– Самый непосредственный. Человек – ходячая таблица Менделеева. Сегодня известно, что из 92 химических элементов, встречающихся в природе, 81 – присутствует в организме людей. Двенадцать из них – углерод, кислород, водород, азот, кальций, магний, натрий, калий, сера, фосфор, хлор – являются структурными, практически полностью формирующими элементный состав организма.
Они классифицируются на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.
– Но это количественные характеристики...
– И они могут в значительной степени варьироваться в зависимости от среды обитания человека, питания, сферы деятельности. Сегодня наука о питании уже знает, что микро- и микроэлементы – такие же необходимые вещества, как и другие минералы, вне зависимости от того, в какой форме они поступают в организм.
Не менее важно и то, что микроэлементы – не случайные составные части тканей и жидкостей живых организмов, а компоненты очень древней и сложной физиологической системы, участвующей в регулировании жизненных функций организма. Иными словами, они играют очень существенную, зачастую определяющую роль для поддержания здоровья человека.
– Можно ли конкретизировать это на примере?
– Вот смотрите, в нашем теле содержание, скажем, ванадия, марганца, кобальта, олова, меди и других химических элементов колеблется от трех до ста миллиграммов на 70 килограммов веса. То есть в организме находится по крайней мере 10 ионов каждого из этих элементов. Казалось бы, мелочь, пустяк. Но они даже в самых мизерных количествах оказывают физиологическое воздействие на организм. Понимание, изучение и использование этого легло в основу метода доктора Скального, который активно внедряет наша кафедра. Кстати, Анатолий Викторович Скальный – один из организаторов санкт-петербургского симпозиума.
Визитная карточка. Анатолий Скальный родился в украинском городе Иваново-Франковске, где в 1985 году окончил лечебный факультет медицинского института. Еще будучи студентом, активно занимался медицинской химией под руководством известного специалиста по микроэлементам профессора Бабенко. Впервые результаты своих научных исследований А.В. Скальный опубликовал, когда ему исполнилось 19 лет. А к моменту защиты кандидатской диссертации уже являлся автором около тридцати научных работ и изобретений.
В 1985 – 1989 гг. трудился научным сотрудником во ВНИИ общей судебной психиатрии им. В.П. Сербского; в 1981 - 1991 гг. - во Всесоюзном центре наркологии, с 1988 г. - главный специалист научно-методического центра «Элемент»; в 1995 - 1997 гг. - генеральный директор Международного центра биотической медицины, с 1998 г. - президент Автономной некоммерческой организации «Центр биотической медицины».
В настоящее время доктор медицинских наук, профессор Анатолий Викторович Скальный – председатель Российского общества медицинской биоэлементологии, директор института биоэлементологии, который является российским центром института микроэлементов при ЮНЕСКО.
– В чем суть метода Скального?
– Если коротко, это способ определения отклонений в состоянии здоровья и раннего выявления предрасположенности к развитию заболеваний, обусловленных генетической наследственностью, влиянием окружающей среды, образом жизни, питанием и другими факторами, на основе изучения макро- и микроэлементов, содержащихся в организме человека. Их дефицит или избыток – точные индикаторы болезней организма или же непосредственно причина заболеваний.
С гордостью отношу себя к ученикам профессора Скального, под его научным руководством защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Вообще же Анатолий Викторович сформировал свою научную школу, признанную медицинским сообществом. И не только в нашей стране.
– Как практически принимается метод доктора Скального?
– Внешне все очень просто и удобно для пациентов. Достаточно состричь прядь волос, исследовать их посредством эмиссионно-атомной масспектрометрии и определить содержание в волосах тех или иных макро- и микроэлементов. При этом пациентам не обязательно куда-то ехать для сдачи анализов. К тому же метод не требует забора крови и, естественно, не вызывает болевых ощущений.
– Значит, пациент из Ставрополя, «сдав» прядь волос, так сказать, по месту жительства, получит исчерпывающие данные о состоянии своего здоровья, подготовленные, скажем, в московской лаборатории?
– Совершенно верно.
– И насколько точны будут эти данные?
– Ровно настолько, насколько это позволяет современная мировая медицина, установившая зависимость взаимоотношения содержания микро- и макроэлементов в волосах и в организме в целом.
Поймите, речь идет о передовых рубежах сегодняшней медицинской науки. Метод Скального – не просто российское ноухау, как принято нынче говорить. Это серьезный пласт медицины, позволяющий проводить исследования без вреда для пациентов. Это как раз именно те инновационный технологии, которые позволяют выполнить задачу, поставленную Президентом России по модернизации. Сегодня метод доктора Скального широко применяется в Швейцарии и Германии и особенно в США, где считают, что использование медицинских препаратов без изучения элементной составляющей организма не рационально.
– Можно ли конкретным примером подтвердить эффективность метода?
– Расскажу о случае, ставшем уже хрестоматийным. Сборная России по плаванию, готовясь к Олимпийским играм, проходила обследование в Центре, возглавляемом А. В. Скальным: врачи установили, что состав волос свидетельствует о готовности спортсменов к серьезным стартам и отклонениях в состоянии их здоровья. Но результаты одного из анализов оказались необычными. Врачи пришли к заключению, что исследуемые волосы не могут принадлежать молодому спортсмену, а «взяты» у мужчины 40 – 45 лет, который много курит, не прочь выпить, а главное – может страдать целым комплексом заболеваний. И врачи не ошиблись. Оказалось, что с целью проверки достоверности метода Скального недоверчивые коллеги, работавшие со сборной, подменили волосы спортсмена на волосы одного из спортивных чиновников.
Немало примеров можно привести и из нашей практики.
– Хорошо, пациент получил результаты исследований по методу Скального. Что дальше?
– Дальше, зная проблемы сво-его организма, он должен продолжить диагностирование у врачей–специалистов и пройти соответствующий курс лечения. Или же поменять образ жизни, структуру питания. Метод Скального позволяет объективно выявить болевые точки, остальное зависит от самого пациента.
Нельзя не сказать, что применение метода возможно и для массового исследования населения регионов или в трудовых коллективах. Это позволит выявить степень влияния особенностей той или иной территории, той или иной производственной деятельности на организм человека. В одних населенных пунктах, скажем, люди страдают от избытка в организме тяжелых металлов, в других – от недостатка йода. В каждом конкретном случае мы сможем рекомендовать не только и не столько медикаментозное лечение, сколько изменение структуры питания с целью восстановления оптимального содержания макро- и микроэлементов в организме.
– Какая-то панацея получается...
– Панацеи от всех болезней нет и быть не может. Лишь врач, вооруженный точными комплексными данными о состоянии организма пациента, способен назначить курс лечения или установить правильную диету. Только неграмотные люди, занимаясь самолечением, могут исходить из принципа – вот знакомому помогло, поможет и мне. Или – вот рекламируют лекарство от моего заболевания, и я его куплю.
Кстати говоря, я – категорический противник повсеместной продажи медицинских препаратов без рецепта врача. В той же Европе крайне узок перечень лекарств, отпускаемых без рецепта. Нет рецепта – аптекари не продадут препарат, даже упуская коммерческую выгоду.
– Получается, что в первую очередь больному следует изменить структуру питания и лишь потом прибегать к медикаментозному лечению?
– Так категорично вопрос ставить нельзя. Все индивидуально. Хотя принципы здорового питания известны всем. Правда, далеко не все их применяют. Пока гром не грянет.
– Если метод доктора Скального столь эффективен, почему он не столь же широко известен?
– Во-первых, это не так, метод известен и общепризнан. У Скального много пациентов из тех, кто у нас принято называть звездами. Во-вторых, профессор А.В. Скальный соединил теорию с практикой, создав одну из лучших в Европе лабораторий по исследованию микроэлементов. На фоне отсталости России во многих сферах этим достижением мы как раз можем гордиться. Ну и, в-третьих, распространению метода мешает косность и противодействие определенных влиятельных групп, богатеющих на продаже всякого рода «панацей». Ведь если бы все люди обследовались по методу доктора Скального, эти самые «панацеи» они перестали бы покупать.
– Получается своего рода диспансеризация по методу Скального?
– А почему нет? Метод позволяет выявить заболевания на ранней стадии, когда человек о них еще и не подозревает, или даже предрасположенность к заболеваниям. Если в организме, скажем, резко повышено содержание натрия и лития, можно с уверенностью говорить о почечных проблемах, хотя человек их еще не испытывает. Тогда коррекция питания, «ввод» в организм необходимых элементов позволяет устранить проблему еще в зародыше. Особенно важно это для детей.
В целом же говоря, метод доктора Скального – сплав химии, физиологии, традиционной медицины и медицинской элементологии.
– Используют ли метод ваши коллеги в Ставрополе?
– Разумеется, в чем немалая заслуга ректора СГМА профессора В.Н. Муравьевой. Исследования элементного статуса применяет кафедра акушерства и гинекологии нашей медакадемии (профессор В.А. Аксененко). Идут очень интересные исследования по изменению элементного статуса при муковисцедозе – тяжелом заболевании детей – на кафедре детских болезней (доцент Э.В. Водоводова).
Следует отметить, что, как вы выразились, диспансеризация по методу Скального уже стала повседневной практикой в Москве, Оренбургской области, в других регионах России. И мы в Ставрополе готовы предложить комплексную программу обследования людей по этому методу.
За ним будущее, поскольку он прост, доступен, относительно недорог, позволяет готовить врачебные рекомендации как для отдельных пациентов, так и для семей и даже целых групп населения. Важно, чтобы люди быстрее уяснили для себя, что лечиться по телевизору или интернету – значит создавать угрозу своему здоровью, тратить деньги в лучшем случае впустую, если не во вред. Куда правильнее применять самые современные способы диагностики. Не хочется выглядеть банальным, но нельзя не сказать: своевременная и точная диагностика, медицинское, если хотите, предвидение – основа профилактики осложнений со здоровьем, которое, как известно, не купишь.


Виталий Степанов.



Последние новости

Все новости

Объявление