Водителей, к которым нет претензий, - единицы
Наталья АрдалинаВ минувшую пятницу многие горожане встретили утро на остановках общественного транспорта при большом скоплении людей, желающих уехать на работу. Но маршруток почему-то было в разы меньше, чем обычно
Объяснилось все просто: масштабный рейд проводит Госавтоинспекция совместно с министерством транспорта Ставропольского края, а недобросовестные перевозчики, которым есть чего бояться, попросту не выехали на линию.
Напомним, операция «Автобус — нелегальный перевозчик» проходит в крае с 10 по 30 апреля. Однако масштабный рейд именно по краевой столице начался в пятницу в 4 часа утра, когда на ключевые точки в Ставрополе собрались рабочие группы с инспекторами ГИБДД, сотрудниками минтранса и Ространснадзора. Места проведения проверок были определены очень грамотно: это площадки рядом с автовокзалами, традиционные парковки теневых перевозчиков, пункты отправления пассажирского транспорта, конечные остановки. И первые же остановленные водители очень быстро отзвонились своим коллегам с информацией о местах, в которых стоят посты. Соответственно, те из водителей, кто знает за собой нарушения, в этот день устроили себе выходной, а люди понапрасну стояли на остановках. Многие ставропольцы опоздали на работу, другие были вынуждены вызывать такси, чтобы добраться вовремя.
«Я 40 минут ждал маршрутку номер 8, - рассказывает Игорь В. - Когда она наконец приехала, в ней не было мест, и при этом водитель категорически отказался брать лишних пассажиров. Я, конечно, понимаю, что перевозить стоящих пассажиров нельзя, но нам-то что делать? Спросили у водителя, что случилось, почему нет транспорта, так он ответил, что сегодня на маршруте всего пять машин! Остальные не выехали, испугались штрафов: мол, штрафуют сегодня не только за нарушения правил дорожного движения, но вообще за все - отсутствие аптечки, огнетушителя, какие-то технические неисправности, переделку салона, например, за сиденья, установленные не так, как на заводе делают. Получается, что на этом маршруте всего пять исправных машин работает? Вот и подумаешь в следующий раз, как на них ездить...»
Аналогичная ситуация сложилась на большинстве городских маршрутов: 2, 9, 17, 21, 31, 46, 47, 59 и других. Ставропольцы активно обсуждали сложившуюся ситуацию в сообществе «Нетипичный Ставрополь» в сети «Вконтакте»:
Алексей Эл: «С утра стоял на остановке «Дом торговли», ждал 12 автобус (или маршрутку), за 45 минут прошли всего два, в которые было невозможно влезть, каким-то чудом втиснулся в третий... На остановке людей целая толпа была, кто-то с кем-то перед дверьми автобуса даже подраться успел. Хорошо, что предупредил коллег на работе, и моё 20-минутное опоздание не привело ни к каким последствиям)».
Кстати, немало добрых слов в этот день было сказано в адрес троллейбусов. Валентина С. написала: «На всех остановках толпы людей! Хорошо, хоть троллейбусы на маршрутах!» Ольга Д. подтвердила: «31-го ни одного не было, хорошо «тралики» хоть ползают».
На мой взгляд, именно по этой ситуации в большей степени можно оценить качество и законопослушность краевых перевозчиков. Кстати, по поведению водителей становилось сразу понятно, будет ли в отношении него составляться протокол: одни начинали нервничать и просили журналистов их не фотографировать, общение с инспекторами явно было им в тягость — и почти обязательно находилось какое-либо нарушение. Другие же улыбались, поздравляли с наступающими праздниками и, кажется, были рады вниманию прессы — вот, мол, в историю попаду! И, на удивление, у таких водителей в автомобиле все было исправно, документы в порядке, а в салоне чистенько и даже приятно пахнет. К сожалению, таких водителей оказалось крайне мало...
Кто-то скажет: «гаишники» придираются! Могу уверенно сказать — ни в коем случае! Все строго в рамках закона, исключительно вежливо и доброжелательно. Но что делать, если проверяешь водителя по базе, а у него в активе — десяток штрафов? «Да это не за «маршрутку», это я на личном автомобиле нарушил», - оправдывается водитель. Впрочем, если все штрафы оплачены, а в настоящий момент нарушений нет, то у сотрудника ГИБДД нет претензий к водителю. Но ведь такой стиль вождения опасен в принципе. Можно ли доверять жизнь пассажиров человеку, который регулярно нарушает ПДД, пусть и на личном транспорте?
Сами перевозчики тоже на многое жалуются. Вот, к примеру, Вячеслав - всего полторы недели, как водитель маршрутки номер 21. «И мне уже эта работа не нравится», - весело сообщает молодой человек. А почему? Да потому что машина не своя, старая, постоянно ломается. Пассажиры вечно чем-то недовольны, хотя водитель в салоне не курит, музыку громко не включает, старается поддерживать чистоту. Но ведь люди тоже разные попадаются, кто-то требует, чтобы остановили «прямо здесь» - и пассажиру наплевать, что по правилам дорожного движения в этом месте высаживать пассажиров строго запрещено, что водитель может за это поплатиться штрафом в 3 тысячи рублей. Кто-то очень тихо сообщил об остановке, проехали мимо — виноват водитель. Кто-то, наоборот, шумно себя ведет в салоне, мешает другим пассажирам — виноват снова водитель. Иногда коллеги собирают весь пассажиропоток, день выходит «пустой», а хозяину нужно установленную сумму отдать... в общем, кому сегодня «сладко» живется?
Рейд продолжился и в понедельник, всего за три часа на девяти точках в краевой столице было составлено около сотни административных материалов. Как выяснилось, чаще всего водители выезжают в рейс на технически неисправном автомобиле, причем с такими неисправностями, при которых эксплуатация транспортного средства вообще запрещена. Также немало автомобилей, которые водители переделывают якобы для удобства пассажиров. Это могут быть переставленные кресла, снятые или, наоборот, поставленные дополнительно поручни. И никто не задумывается, что в случае аварии лишняя или неправильно установленная деталь конструкции может стать причиной травмы пассажира.
«У 15 автобусов и маршруток имелись несанкционированные технические изменения в конструкции, при которых перевозка пассажиров запрещена, - прокомментировал первые итоги заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Евгений Синицын. - В отношении 35 должностных лиц были составлены материалы по статье 21.31 часть 2 КоАП РФ - выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения. Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей».
Был составлен материал и в отношении юридического лица за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственный технический осмотр. Компании грозит штраф в размере 50 тысяч рублей.
А один из автобусов, например, вообще выехал на маршрут с неисправным рулевым управлением. Автобус на эвакуаторе отвезли к месту ремонта. К каким последствиям это могло привести, если бы инспекторы не сняли его с рейса, можно только предполагать... И это уже не административная, а уголовная ответственность.
«По факту в отношении юридического лица был собран материал по признакам статьи 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, - отметили в краевой Госавтоинспекции. - Наказание предусматривает денежный штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 2 лет».
Всего же за время операции «Автобус — нелегальный перевозчик» уже около сотни пассажирских транспортных средств были сняты с линии и вернулись в автопарк для устранения технических неисправностей. Должностным лицам выдали предписания, дали время на ремонт. Если в отведенные сроки неисправность не будет устранена, будет подниматься уже более серьезный вопрос - об аннулировании лицензии перевозчика.
Подобные рейды сейчас проходят не только в населенных пунктах края, но и на трассах, особое внимание рабочие группы уделяют междугороднему и международному автотранспорту. Госавтоинспекция края в очередной раз предупреждает: пользоваться услугами нелегальных перевозчиков может быть опасно для жизни и здоровья!