Войсковая часть будущего

Елена Павлова

18 марта - юбилей 247-го гвардейского десантно-штурмового полка

Он начинал свою славную историю как 21-я экспериментальная бригада ВДВ 18 марта 1973 года. Даже тогда, 50 лет назад, эту десантную бригаду называли воинской частью 21-го века, то есть будущего.

 

Экспериментальная и уникальная

В огромной Советской армии, численность которой составляла в ту пору 5,5 миллиона человек, две созданные в начале 70-х бригады ВДВ были не просто экспериментальными, но и уникальными. В 21-й бригаде, развернутой в Закавказье, на вооружении стояло 160 единиц летной техники, что существенно превышало вооружение авиадивизии. А летный состав собирали в буквальном смысле по всему СССР – на этом ответственном участке нужны были лучшие пилоты, лучшие экипажи.

Жизнь показала, насколько верным было решение о развертывании бригады ВДВ с усиленной авиационной составляющей в непроходимых для тяжёлой техники горах. Авиация обеспечивает десанту мобильность, которая является чуть ли не главным залогом успеха любой военной операции.

Одним из самых ярких подтверждений этому является беспрецедентная операция 1983 года по «захвату» Крымского побережья. Целая армада (122 вертолета), следуя маршрутом 50 километров от побережья и 100 метров над уровнем моря, прошла незамеченной радиолокационными установками и высадила десант.

Естественно, тогда это были учения. В реальности никто и представить не мог, что Крым на целых 23 года окажется за границей и что его придется возвращать, выполняя не учебные, а боевые задачи. Очень символично для наших десантников, что радостный день возвращения Крыма в родную гавань – 18 марта – совпадает теперь с Днём части. В 2014-м 247-й гвардейский полк этот день в Крыму и встретил, достойно выполнив все поставленные перед десантом задачи. В последующем на март выпадали плановые учения, которые тоже проводились в Крыму. И вот уже второй год подряд День части у наших десантников проходит в условиях реальной войны... И понятно, что сейчас не до юбилейных торжеств.

 

В учении и в бою

К сожалению, боёв на полувековую историю ставропольской бригады-полка выпало не меньше, чем учений.

Десантники выполняли боевые задачи в Афганистане, Мозамбике, летные экипажи одними из первых были брошены на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И уж точно первыми дислоцированные в Закавказье части были задействованы в разборе завалов и спасательных работах после землетрясения в Спитаке и Ленинакане. А следом один за другим полыхнули в некогда братских республиках национальные конфликты, ставшие преддверием распада Советского Союза.

Генерал-майору в отставке Валентину Марьину довелось командовать 21-й бригадой ВДВ именно в этот трагический период истории.

За плечами был Афган, служба в Одесском военном округе, где тоже уже было непросто. Но в Закавказье многое было ещё более обостренно, ещё более очевидно.

Валентин Васильевич прибыл в Кутаиси, где был дислоцирован штаб бригады, в мае 1989 года, через месяц после трагедии в Тбилиси. Уже было очевидно, что армию сдали и генсек Горбачев, и тогдашние «политические элиты». Впрочем, они планомерно сдавали не только армию, но и страну в целом. Финансируемые из-за рубежа провокаторы типа Гамсахурдия становились лидерами общественного мнения. Банды «Мхедриони» совершали налеты на воинские части. Население частью было одурманено националистической пропагандой, частью запугано.

А военные выполняли свой долг. Главное ощущение того времени – кромешное напряжение, которое практически не спадало, потому что задачи менялись по нескольку раз на дню. Причем географически были «разбросаны» по всему Закавказью. Это при том, что по указке сверху ещё началась реорганизация (по сути, сокращение до нуля) летных полков экспериментальных бригад ВДВ. Благо это не быстро делалось.

Так что задачи выполнялись оперативно. Десантники брали под охрану стратегические объекты (АЭС, нефтеперерабатывающие и химические заводы), пресекали провокации в отношении военнослужащих. Жёстко пресекали, потому что, как говорит генерал Марьин, глицериново-вазелиновые меры в таких случаях не работают.

Конечно, далеко не все местные жители были настроены к военным враждебно. Многие понимали: уйдут военные, худо будет мирным...

Так оно и вышло впоследствии. После того, как 21-я бригада покинула Кутаиси, в городе закрылись все хлебозаводы. Оказалось, что им просто не из чего печь хлеб. Жили-то, как выяснилось, на оборонзаказе и на припеке с той муки, которую доставляли на заводы сами военные. Обычная практика – если ты выпекаешь хлеб на сто человек, то имеешь возможность наскрести по сусекам, чтобы прокормить ещё десять... А без этого и скрести нечего стало.

В ноябре было 30 лет, как 21-я десантная бригада стала ставропольской. Могла бы стать алтайской, но нашему городу повезло. Первоначальное решение переиграли. Вместо города Рубцовска Алтайского края решили постоянным местом дислокации определить Ставрополь. Хотя и трудновато пришлось на первых порах. Но город, край (и власти, и простые жители) проявили столько участия и как-то сразу стали военным родными.

Это сейчас 204-й квартал – благоустроенный район. Тогда-то это было чисто поле, степь да степь кругом. А нужны казармы для солдат, жилье для офицеров. Генерал Марьин по сей день благодарен за то, что помогли бригаде и губернатор Евгений Кузнецов, и мэр Михаил Кузьмин. Ведь кроме того дома, что строило Минобороны в 140 квартир, город и край выделяли жилье для семей военнослужащих в 200-квартирном доме, да ещё согласились на перепланировку, соединив однокомнатные квартиры в двухкомнатные, чтоб семьям с детьми было удобнее... Это только один пример помощи и участия, а их сотни.

Как принял Ставрополь десантников всей душой, так вот уже 30 лет к нашим защитникам со всей душой и относится.

И сейчас помогает всем, чем может. Конечно, нашим воинам сейчас не до праздников. Но мы вас ждём, ребята. Мы молимся о вашем здравии и нашей Победе. И всё-таки поздравляем с 50-летием нашего родного 247-го гвардейского десантно-штурмового полка (бывшей 21-й бригады ВДВ).

А генерал-майор Марьин в качестве напутствия вспоминает одну из заповедей десантника. «Защищай интересы Отечества всегда и везде. Честь русского солдата превыше всего. Воюй не за деньги, а из принципа. А прин-цип у нас один – Победа».

десантники, защитники Отечества, воины-интернационалисты, 21-я десантная бригада, история полка, 247-й гвардейский десантно-штурмовой полк

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление