«Воздушная» служба экстренного реагирования

Лариса Денежная

В крае развивается санитарная авиация

региональный проект

С некоторых пор в небе над Ставрополем и районами края можно наблюдать вертолет с непривычной ярко-желтой раскраской. При снижении виден и знак его отличия – красный крест, выдающий принадлежность экипажа к медицине. На Ставрополье борт впервые поднялся в небо 1 сентября, тем самым возвестив о возрождении санитарной авиации в крае. Появление «воздушной» медицинской службы стало возможным благодаря региональному проекту «Развитие первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение» – составной части большого федерального проекта с одноименным названием. Возрождение санитарной авиации – одно из приоритетных его направлений, призванное обеспечить доступность и своевременность оказания медицинской помощи. На 2020 год в рамках регпроекта предусмотрено выделение 45 млн рублей на обеспечение закупки авиационных услуг и создание необходимой инфраструктуры.

 

Немного истории

В советское время авиапарк службы санитарной авиации представляли и вертолеты, и самолеты. Они были в каждом областном или краевом центре. В 90-е годы, когда обязательство по финансированию санитарной авиации было переложено с федеральных органов на региональные, содержание «крылатой» техники стало очень затратным. Что говорить о медицинских бортах, если гражданские тогда испытывали дефицит авиатоплива. Помню, была очень удивлена, когда при подготовке материала о работе санавиации в нашем крае руководитель этой службы сообщил, что врачи выезжают в районы на санитарном автотранспорте. В общем, ни о какой «экстренности» в то время не было речи. А от былого предназначения службы осталось одно название.

Этим воспоминанием я и поделилась с заместителем главного врача больницы скорой медицинской помощи г. Ставрополя Зурабом Лобжанидзе, куратором возрожденной службы санавиации в нашем крае. Поэтому и первый вопрос, адресованной ему, был о наличии авиапарка, особенностях сегодняшней «воздушной» медицины.

 Замглавврача больницы скорой медицинской помощи г. Ставрополя, координатор службы санавиации Зураб Лобжанидзе.
Замглавврача больницы скорой медицинской помощи г. Ставрополя, координатор службы санавиации Зураб Лобжанидзе.

Как рассказал Зураб Борисович, работа службы построена сейчас по другому принципу. Раньше «профильные» специалисты санавиации выезжали в районы для проведения консультации. Это была плановая работа. Сегодня главная функция санавиации – экстренная доставка пациентов в лечебные учреждения, располагающие высоко-квалифицированными кадрами и современным медицинским оборудованием. Тех, кому требуется высокотехнологичная медицинская помощь в условиях лечебных учреждений краевого центра – с сочетанными травмами, полученными в ДТП, тяжелыми патологиями сердца и сосудов, другими серьезными проблемами. На борту санитарного вертолета посменно работают четыре медицинские бригады, сформированные на базе взрослой и детской краевых клинических больниц, перинатального центра и городской больницы скорой медицинской помощи в Ставрополе.

В России «воздушная» медицинская служба начала возрождаться с 2016 года. Сначала в рамках приоритетного проекта по санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи в труднодоступных территориях, которыми были признаны 34 региона. В стране была создана Национальная служба санитарной авиации – единственный исполнитель медицинских авиауслуг для государственных нужд. После того как развитие санавиации стало частью нацпроекта «Здравоохранение», санавиация стала возрождаться во многих регионах России, в том числе на Ставрополье.

 

На организацию вызова санавиации уходит 10 – 15 минут

В распоряжении регионов появились современные санитарные вертолеты отечественного производства «Ансат» и Ми-8 с медицинским модулем. Первый – тот самый ярко-желтый борт, замеченный во многих районах края. Компактный, легкий. Вполне соответствующий своему названию – «ансат» в переводе с татарского (выпускается на казанском заводе) означает «простой, несложный». Но при этом миссия у него – очень ответственная.

Возрождению службы в крае предшествовала большая подготовительная работа. Краевым минздравом была разработана стратегия развития санитарной авиации на период до 2024 года, просчитана потребность в оказании этого вида экстренной медпомощи, определены площадки для взлета-посадки вертолета, ответственные лица, занимающиеся эвакуацией.

При содействии ведомства создана диспетчерская служба санавиации, организовано взаимодействие с медицинскими учреждениями районов и выработан алгоритм действий выездных бригад.

Идет эвакуация пострадавшего. Санитарный борт долетел до Ставрополя за полчаса.
Идет эвакуация пострадавшего. Санитарный борт долетел до Ставрополя за полчаса.

«Мы детально обсудили с нач-медами, заведующими реанимационными отделениями все моменты, связанные с подготовкой пациентов и необходимых медицинских документов к санитарной эвакуации, и то, как этот процесс должен проходить. И если раньше на организацию вызова борта уходило часа полтора, то сегодня – 10 – 15 минут», – рассказал Зураб Лобжанидзе.

Конечно, пандемия коронавируса внесла коррективы в планы по развитию нового направления экстренной медицины. И в первую очередь по подготовке выездных бригад на базе учебного центра Национальной службы санитарной авиации. Взаимодействие с НССА идет в дистанционном режиме и во время визитов его сотрудников на Ставрополье. Под их патронажем состоялся и первый совместный полет по эвакуации из г. Пятигорска пострадавшего, упавшего с высоты. За непродолжительный период работы санавиации – всего-то два с половиной месяца – был накоплен собственный бесценный опыт транспортировки пациентов. На счету новой службы – десятки спасенных жизней.

 

Санитарные вертолеты – «реанимация» на крыльях

Санитарный «Ансат» – настоящая воздушная скорая помощь. Он позволяет не только перевозить пациентов, но и выполнять мониторинг состояния человека, поддерживать жизненно важные функции его организма. В случае необходимости проводить интенсивную терапию в объеме специализированной медицинской помощи. Эти вертолеты оборудуются системой искусственной вентиляции легких, дефибриллятором, теле-ЭКГ, инфузоматом для капельного введения лекарства. На борту – необходимый запас медикаментов. А эвакуировать на нем можно не только взрослых, но и детей – в салоне есть кювез для новорожденных. Один из первых полетов санавиации был на Кавминводы, где во время ДТП пострадала семья из пяти человек. Погиб отец, получили травмы мать и трое детей, младшему из них – шесть месяцев. Если бы не санавиация, неизвестно, какие последствия были бы для пострадавших. Двоих детей отправили в Ставрополь вертолетом, одного ребенка – реанимобилем.

– Сейчас мы выполняем межбольничную транспортировку, – говорит заведующий выездной медицинской бригадой больницы скорой помощи г. Ставрополя Георгий Навроцкий. – На всех этапах эвакуации продолжается поддержание жизненно важных функций – на каталке, в реанимобиле и вертолете. Время пребывания пострадавших в пути играет важную роль. Там, где раньше уходило на доставку пациента три часа, сейчас – тридцать минут. Санавиация помогает снизить и риски осложнений, связанные с транспортировкой. Чем меньше времени пациенты находятся в пути, тем быстрее начнутся мероприятия интенсивной терапии. Это очень важно, особенно для людей, пострадавших в ДТП. Санавиация обеспечивает не только быструю, но и бережную транспортировку.

Георгий Алексеевич рассказал, что некоторые пациенты, нуждающиеся в экстренной помощи, попадают сразу на операционный стол. Возможности сельских медучреждений в диагностике и лечении ограниченные. В их больнице пострадавшего осматривает бригада врачей – хирург, нейрохирург, травматолог. При необходимости проводится диагностика на высокотехнологичном оборудовании, которым не располагают районы.

За два с половиной месяца «Ансат» вылетал в два десятка территорий края, обслуживая по два, а иногда и три вызова в день. Санитарный авиаборт выполнил более пятидесяти эвакуаций, при том что на весь 2020 год, согласно региональному проекту, было запланировано таковых более ста. И если в сентябре выездные бригады обслужили одиннадцать вызовов, то в октябре – более тридцати.

Чаще всего медицинские бригады санавиации привлекались для перевозки пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, с тяжелыми травмами. Эвакуировали новорожденных. Одного малыша с тяжелыми пороками развития сердечно-сосудистой системы доставили в федеральную клинику Астрахани для оперативного лечения. Экстренная доставка потребовалась детям с тяжелой электротравмой, а также хирургической патологией. Были доставлены по небу пациенты с хронической почечной недостаточностью для экстренного гемодиализа и другими серьезными проблемами, требующими помощи краевых специалистов на современном оборудовании.

Санитарный «Ансат» может приземлиться даже в поле.
Санитарный «Ансат» может приземлиться даже в поле.

– Потенциал санитарной авиации мы используем в полной мере. Тем более что вертолет может совершать взлеты и посадки даже в полевых условиях. Это позволяет сократить время эвакуации. В скором времени на территории больницы скорой медицинской помощи Ставрополя будет построена вертолетная площадка, отвечающая всем необходимым требованиям, с хорошим покрытием, сигнальными огнями. Проводится интеграция диспетчерских служб скорой медпомощи и санитарной авиации. Таким образом, мы обеспечиваем доступность своевременной медицинской помощи экстренным пациентам во всех территориях Ставрополья, – говорит первый заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Юрий Литвинов.

С завершением строительства вертолетной площадки, как отметил З. Лобжанидзе, санитарный борт будет приземляться прямо на территории больницы и сможет вылетать в любое время суток, а также непосредственно на место ДТП. Сейчас «Ансат» садится в аэропорту, и отсюда пациенты доставляются в стационар реанимобилем.

Ежегодно количество эвакуированных пациентов по линии санавиации будет увеличиваться. В 2024 году, согласно стратегии развития «крылатой» экстренной службы, запланирована доставка не менее 188 человек. А общее количество вылетов «воздушной скорой» за пять лет реализации регионального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» составит без малого восемьсот. И столько же – спасенных жизней.

Ставропольский край, вертолет Ансат, региональный проект «Развитие первичной медико-санитарной помощи», санитарный вертолет, координатор службы санавиации Зураб Лобжанидзе, санитарная аваиация

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление