Воздушный патруль

Наталья Ардалина

Недавно жители краевого центра и ближайших окрестностей заметили, что с воздуха за ними наблюдают. Летает над дорогой квадрокоптер и снимает все, что попадает в поле зрения его камеры

Впрочем, к таким летающим «игрушкам» многие уже давно привыкли, поэтому в этот раз напряглись только автолюбители, которые благодаря какому-то шестому чувству сообразили, что внимание квадрокоптера приковано к дорожному движению.

На Ставрополье начался интересный эксперимент, в ходе которого квадрокоптер с видеокамерой выполняет роль своеобразного летающего патрульного. Как рассказал начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Алексей Савенко, идея использовать беспилотные летательные аппараты в целях обеспечения безопасности движения давно носится в воздухе. Правда, пока что с высоты выявляли нарушения только при помощи человека: так, в Краснодарском крае в период массового движения транспортных потоков на море и обратно над определенным участком дороги зависал дирижабль, откуда велась видеосъемка; на Ставрополье с такой же целью в воздух поднимался вертолет, с которого фиксировали нарушения правил дорожного движения. А вот беспилотник вылетел «в наряд» впервые.

Программное обеспечение для воздушного патрульного разработала ставропольская компания, та же самая, что занимается производством комплексов автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения, так что опыт в этой области у нее большой. Пока что квадрокоптеру доступна фиксация таких нарушений, как выезд на «встречку», пересечение сплошных линий разметки, движение по обочине, полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств, велосипедным дорожкам или тротуарам, а также непропуск пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. При этом разработчики уверяют, что нет ничего сложного и в том, чтобы «научить» умную технику определять скорость автомобиля. Это зависит исключительно от программного обеспечения и не требует какого-либо дополнительного оборудования, а значит, не влечет утяжеления, и как следствие – ухудшения полетных качеств аппарата.

Квадрокоптер имеет значительное преимущество перед автоматическими камерами, установленными на земле: во-первых, он имеет возможность передвигаться над достаточно протяженным участком дороги – до 5 км, а во-вторых, его «поле зрения» гораздо шире, чем у наземных камер, потому что поднимается в воздух он до 70 метров.

Компания-разработчик опробовала беспилотник на собственной площадке, после чего Алексей Савенко предложил провести полноценные испытания, что называется, в полевых условиях, с участием инспекторов дорожно-патрульной службы, с фиксацией реальных нарушений правил дорожного движения и оформлении их в соответствии с административным кодексом.

При выборе места для испытаний сразу стали ясны недостатки квадрокоптера: для работы ему нужно открытое пространство, то есть в условиях плотной городской застройки с воздушными коммуникациями безопасно использовать беспилотник не получится. А вот в районе объездных улиц или междугородних трасс условия для него идеальные. На новой Объездной улице в Юго-Западном районе Ставрополя первый же вылет нового «стража порядка» принес результат: камеры зафиксировали, как автомобиль объезжал пробку по обочине. Кстати, водитель уже даже оплатил штраф.

Еще одно испытание провели на федеральной трассе с достаточно интенсивным движением, в районе села Грачевка, где водители частенько объезжают пробку то по встречной, то по обочине. Здесь новое средство принесло положительный профилактический эффект. Водители замечали беспилотник, парящий над дорогой, в связи с чем снижали скорость и не пытались пересекать сплошные линии разметки.

«На самом деле, наша задача – не только и не столько фиксировать нарушения, сколько обеспечить безопасность движения, – отметил начальник ЦАФ Алексей Савенко. – И в этом смысле опыт принес свои положительные результаты, так же, как автоматические камеры, установленные на дорогах Ставрополья. Даже если водитель снижает скорость просто для того, чтобы не платить потом штраф, мы достигаем поставленной цели – обеспечиваем безопасность данного участка дороги».

Сейчас беспилотный комплекс работает не в автоматическом режиме, а как простое средство фото- или видеофиксации: техника фиксирует нарушение, после чего картинка с камеры в режиме онлайн передается на пульт инспектора ДПС, который уже останавливает нарушителя. Видеозапись является объективным свидетельством и достаточной доказательной базой для вынесения административного наказания, так что претензий у водителей не возникает.

Впрочем, «полевые испытания» выявили и некоторые детали, требующие доработки: например, камеру необходимо оборудовать зумом, чтобы, обнаружив нарушителя, летательный аппарат не имел необходимости приближаться к нему физически, а просто приближал картинку.

«Несмотря на то, что это опытный экземпляр, – отметил Алексей Савенко, – он имеет достаточные характеристики для запуска в серию. В дальнейшем, при наличии финансирования, есть мысли сделать комплекс полностью автоматическим. В этом случае автовладелец будет получать извещение о вынесенном постановлении по почте, так же, как с других камер автоматической фиксации».

Еще один недостаток квадрокоптера – необходимость зарядки аккумулятора. Впрочем, и этот вопрос быстро решается наличием сменной батареи.

Испытания продолжатся в течение октября этого года, после чего Госавтоинспекция Ставрополья представит свои выводы разработчику, а компания, после технической и программной доработки комплекса, возможно, выйдет с коммерческим предложением на МВД России. И хотя это удовольствие не из дешевых, быть может, в ближайшее время наши дороги начнут патрулировать именно такие летающие «стражи порядка».

патруль, ГИБДД, квадрокоптер, Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление