Возвращение в… жизнь

Лариса Ракитянская

Темы сиротства, работы органов опеки и попечительства, доступного образования для детей-инвалидов всегда находятся, что называется, на острие жизни

Они быстрее всего находят отклик в сердцах людей — то жалостью, то негодованием, то спорами о том, как примирить закон и справедливость по отношению к страдающей детворе.

Между тем у правительства Ставропольского края эта «примиряющая» функция — суть ежедневная работа, находящаяся в зоне ответственности министерства образования и молодежной политики и всего правительства Ставропольского края.

Увидеть этот сегмент работы ведомства с государственной «колокольни» помогали журналисту «Вечерки» два заместителя министра образования и молодежной политики Ставропольского края - Диана Рудьева и Галина Зубенко.

Особые потребности в учебе: доступная среда и кадры

Наверное, не всякий человек, громко и гневно осуждающий российское образование, знает, что и действующее законодательство, и социальный запрос общества требуют от власти обеспечить достойное образование. А на него претендует и эта тонкая, очень чувствительная, категория школьников, которую сейчас принято называть весьма витиевато — «с ограниченными возможностями здоровья». Как помочь детворе преодолеть трудности в обучении, создать индивидуальные образовательные траектории, сформировать у них способность жить самостоятельно?

Вот и задачка для правительства края, ведь сегодня на Ставрополье проживает более 15 тысяч таких детей, из них свыше восьми тысяч обучаются в школах.

С 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с интеллектуальными нарушениями. Более тысячи детей пришли в первый класс по новым стандартам. Для них и должны быть созданы особые условия обучения, одно из которых - доступная среда.

С 2011 года наш край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Мы хотим, чтобы к 2020 году все школы всех типов имели соответствующие условия доступности. Пока же правительство только на пути к этому: сегодня только 21 процент школ и такой же процент организаций профессионального образования такими условиями похвастаться могут.

А новые стандарты требуют еще и хорошо подготовленных специалистов. Сегодня только в государственных коррекционных школах они есть – это дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, олигофренопедагоги. В муниципальных образованиях края и вовсе отмечается дефицит столь востребованных специалистов. Вот она, «точка приложения усилий правительства края — в частности, министерства образования и молодежной политики СК, считает Диана Магомедовна Рудьева.

Сирот в крае все меньше, но успокаиваться рано

Понимая реалии сегодняшнего дня, правительство края проводит системную работу по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, по развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Тут на вооружение взят качественно новый подход: приоритет сохранения биологической семьи для ребенка.

Галина Серафимовна Зубенко сегодня с уверенностью говорит: в нашем краем появилась устойчивая тенденция уменьшения числа сирот. Всего на Ставрополье сейчас проживает 8171 ребенок, оставшийся без попечения родителей. Снижается и число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года их число сократилось более чем на 50 процентов, а процент устройства их в семьи достиг 116 от вновь выявленных детей.

Все формы семейного устройства детей в семьи в нашем крае уверенно развиваются: в замещающих семьях сейчас проживают 7117 детей, что составляет более 87 процентов от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее активно это делается в Апанасенковском, Изобильненском и Минераловодском районах, городах Железноводске, Пятигорске и Ставрополе.

- К сожалению, не единичны факты возвращения детей из замещающих семей в детские дома, - говорит Г. С. Зубенко. - В 2016 году отменено 40 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна – 16 случаев. И, как правило, это многодетные приемные семьи.

Поэтому главным условием дальнейшего развития системы профилактики вторичного социального сиротства является дальнейшее развитие и совершенствование работы служб сопровождения замещающих семей, которые занимаются поиском и отбором кандидатов, их обучением и последующим социально-психологическим, педагогическим и правовым сопровождением. А также работа «Школ приемных родителей».

Но нам нужно шире информировать население о возможности устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, органам опеки и детским домам необходимо более активно взаимодействовать с муниципальными средствами массовой информации, искать новые подходы в организации работы с кандидатами в замещающие родители. Надо и разъяснять, где можно получить замещающим родителям помощь в случае возникновения проблемы. А проблемы в замещающих семьях имеются. Например, в 2016 году из замещающих семей было совершено 19 самовольных уходов подопечных. Выросло число самовольных уходов и в детских домах.

Вопрос замминистра образования и молодежной политики Ставропольского края Диане Рудьевой:

- Диана Магомедовна, а как видит правительство особенно острую проблему сегодняшнего дня — детский суицид?

- Сегодня дети, предоставленные сами себе, проводят свободное время в виртуальном мире - социальных сетях. Мы сталкиваемся с новыми вызовами современности – рисками в сети ИНТЕРНЕТ. Наша задача – научить детей разбираться в потоке информации. Ведь только с начала 2017 года в крае произошел ряд резонансных случаев, связанных с обнаружением детей в так называемых «группах смерти». 27 попыток суицида и 7 погибших детей мы имеем по итогам 2016 года. Нам необходимо не замалчивать эту проблему, а вместе с обществом искать пути выхода из сложившейся ситуации. Обратить внимание нужно прежде всего на занятость детей во внеурочное время в системе дополнительного образования, в каникулярный период, на привлечение детей в управление школой, на развитие ученического самоуправления, повышение правовой грамотности школьников. И это – дело заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Кстати, сейчас директора школ несут за это персональную ответственность.

Вот такие задачи по возвращению в жизнь — ни больше ни меньше — ставит перед собой сегодня правительство Ставропольского края. Потому что все это — зона ответственности власти. Если оставить ее без внимания, у нас просто не будет достойного будущего.

 

Ставропольский край, доступная среда

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление