Все скифы в гости к нам

Ольга Метёлкина

В субботу, 18 сентября, на территории Татарского городища прошел фестиваль исторической реконструкции «Наследие степей и гор».

В этот день территория большого древнего поселения, существование которого прекратилось примерно в XI веке нашей эры, наполнилась множеством людских голосов и звуками старинной этнической музыки.

Украшения скифского вождя вызывали особый интерес.
Ольга МетёлкинаУкрашения скифского вождя вызывали особый интерес.

На фестиваль были приглашены реконструкторы из Москвы. В костюмах скифов, алан, кобанцев - словом, тех народов, которые в разное время жили в этих местах, они очень естественно и живописно смотрелись в природных «декорациях» древнего городища. Как рассказал журналистам директор Ставропольского государственного музея-заповедника Николай Охонько, историки считают Татарское городище историческим предшественником Ставрополя. Первый фестиваль исторической реконструкции на Татарском городище приурочен к традиционному празднованию Дня Ставропольского края и Дня города. Планируется сделать фестиваль ежегодным и более масштабным.

Игорь Яковенко рассказывает о Татарском городище.
Ольга МетёлкинаИгорь Яковенко рассказывает о Татарском городище.

Для того чтобы гостям фестиваля было легче погрузиться в атмосферу происходящего, музей-заповедник организовал экскурсии по специальным маршрутам. Нашим гидом в далекое прошлое стал заведующий филиалом «Татарское городище» Игорь Яковенко.

Музейные специалисты разработали две экскурсии, посвященные археологии и природному комплексу этого памятника федерального значения, занимающего территорию 234 га. Как рассказал Игорь Николаевич, в этом году Татарское городище вошло в топ-1000 культурных брендов России.

Одним из первых на этот крупнейший археологический памятник Предкавказья обратил внимание ученый-краевед Григорий Николаевич Прозрителев. Изучением Татарского городища в середине XX века занималась известный археолог Татьяна Максимовна Минаева. Однако основательные исследования, в том числе с использованием аэрофотосъемки, а также археологические раскопки памятника начались лишь в начале 1990-х годов. Многие находки, сделанные в то время, теперь можно увидеть в зале археологии Ставропольского государственного музея-заповедника. Тогда же на базе городища был создан музей-заповедник, вошедший в структуру Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. В 1995 году Татарское городище официально объявлено памятником федерального значения.

Гости из европейского Средневековья на Татарском городище.
Ольга МетёлкинаГости из европейского Средневековья на Татарском городище.

Ученые установили, что поселение возникло примерно в VIII веке до нашей эры и прекратило свое существование в конце X - начале XI века. Люди жили здесь на протяжении четырех исторических периодов: кобанского, скифского, сарматского и хазарского. В Средние века здесь был большой густонаселенный город с развитой инфраструктурой, способный держать серьезную оборону от врагов. Во времена расцвета городища, которое пришлось на VIII–X века нашей эры, здесь проживало от шести до семи тысяч человек. В то время как в Париже насчитывалось примерно пять тысяч жителей.

Конечно, надо обладать неплохой фантазией и образным мышлением, чтобы за рельефными особенностями территории разглядеть древние валы, рвы, дороги и оборонительные башни. Как рассказал Игорь Яковенко, камень для сооружений местные жители брали из естественных каменоломен. Глыбы ракушечника и сегодня можно увидеть в разных частях городища. Дома были простыми: сначала выкладывали каменный фундамент, затем плели стены и обмазывали их глиной. Крыша была тростниковая.

Скифская женщина за изготовлением циновки.
Ольга МетёлкинаСкифская женщина за изготовлением циновки.

На территории археологического памятника сохранилась уникальная флора и фауна. Когда рядом еще не выросли крупные жилые комплексы, здесь можно было увидеть косуль, кабанов и даже волков. Сейчас встречаются лисы, ласки, много белок.

Люди в древности неслучайно выбрали для проживания эту территорию. В наше время на Татарском городище найдено десять источников чистой питьевой воды. А раньше их могло быть еще больше. Сегодня гости Татарского городища могут увидеть более 30 природных достопримечательностей: живописные скалы, гроты, водопады, деревья и камни. Со смотровых площадок открывается вид на Кавказский хребет, горы Недреманную и Стрижамент.

Обычная экскурсия по Татарскому городищу длится в среднем три часа. Но чтобы мы успели посетить все площадки фестиваля, Игорь Николаевич провел группу по укороченному маршруту, и мы снова вышли к оборонительной башне, близ которой и разворачивались основные события фестиваля исторической реконструкции.

В древней кузнице.
Ольга МетёлкинаВ древней кузнице.
 

Считается, что скифский период являлся одним из самых ярких на Татарском городище. Чтобы представить, как выглядели скифы, достаточно было познакомиться с профессиональным реконструктором из Москвы, директором агентства исторических событий «Институт Времени»⁣ Яковом Внуковым. На фестивале он выступил куратором площадки реконструкции быта скифов и предстал в образе скифского вождя. «Я достаточно богатый человек, который может покупать красивые дорогие ткани, у меня есть ритуальные символы власти, меч, латунные украшения», - Яков демонстрировал детали одежды любопытным зрителям. Рядом с ним присутствовал местный житель, человек бронзового века, представитель кобанской культуры. О том, что он тоже знатен, говорили символ власти на поясе – булава, головной убор из крашеного войлока и множество бронзовых украшений.

По древним образцам: итоги фестивального мастер-класса.
Ольга МетёлкинаПо древним образцам: итоги фестивального мастер-класса.
 
 
 

Участники фестиваля воссоздали быт скифов, их одежду, оружие, воинское снаряжение, реконструированные по историческим источникам, знакомили гостей с древними ремеслами. Реконструктор из Москвы Юлия на время фестиваля стала скифской женщиной. Возле ткацкого станка, на котором она мастерила циновку, постоянно образовывалась стайка любопытных ребятишек. Юлия терпеливо объясняла, как из подручных материалов кочевники делали необходимые в их бесхитростном быту вещи. Циновки из тростника были грубыми и использовались в качестве подставки для посуды или подстилки для домашних животных, рассказывала она.

В музее-заповеднике уже давно пришли к выводу, что посетителям интереснее всего не просто смотреть и получать информацию, а самим активно включаться в процесс. Это можно было наглядно увидеть на площадке «Школа юного археолога». Дети под руководством ученых с удовольствием занимались организованными специально для них археологическими раскопками.

- Идеи для своих работ мастера «ART&FACT» черпали в музее.
Ольга Метёлкина- Идеи для своих работ мастера «ART&FACT» черпали в музее.

На площадке ART&FACT можно было полюбоваться уникальной авторской керамикой, а рядом посетить мастер-классы по работе с глиной старинными методами. Ставропольцам уже известны сувенирные и коллекционные изделия ручной работы, которые создают художницы Анна Багдасарова и Катерина Ли из творческой мастерской ART&FACT. Их выставка, созданная совместно с отделом археологии Ставропольского государственного музея-заповедника под названием «Легенды Сарматского моря», оставила очень яркие впечатления у посетителей. А сотрудничество получило творческое продолжение.

Неповторимую атмосферу создавала на фестивале старинная этническая музыка в исполнении музыкантов-реконструкторов. Участники ансамбля «Алькантар» из Москвы занимаются изучением и исполнением музыки Античности, Византии и Средневековой Европы. Нередко они выступают на крупных фестивалях. Интересно, что все инструменты в ансамбле «Алькантар» реконструированы по сохранившимся изображениям и описаниям в старинных манускриптах. В их создании музыкантам помогают клубы исторической реконструкции Legio IX Hispania и Legio XI.

Как рассказал музыкант Юрий Посыпанов, специально для фестиваля «Наследие степей и гор» была изготовлена античная арфа – эпигонион. Это единственный в своем роде инструмент на территории СНГ. Можно сказать, что на Татарском городище состоялась его презентация.

Ксения Кудрявцева и Юрий Посыпанов исполняли инструментальную музыку Античной Греции. Был также фрагмент из «Одиссеи» на древнегреческом языке, где упоминались племена скифов и амазонок.

- Греки много писали о скифах, - рассказал Юрий Посыпанов. - Есть, например, античная трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде», события которой происходят в этой местности. Геракл проходил через земли скифов. Древнеримский поэт Гай Валерий Флакк написал мифологическую эпопею об аргонавтах и отдельный фрагмент посвятил войне Скифии и Колхиды. В художественной литературе Античности есть отрывки, посвященные скифам, сарматам, амазонкам, племенам, которые жили в этом регионе. Фрагменты мы выбрали для исполнения на фестивале. Можно сказать, что это премьера.

Фестиваль «Наследие степей и гор» задуман как первый проект в цикле мероприятий, посвященных жизни и культуре народов, обитавших в древности на территории современного Ставропольского региона: кобанцев, скифов, сарматов, выходцев из Древней Греции, алан, хазар. В этом году его удалось провести благодаря строгому соблюдению противовирусных мер и ограничению числа зрителей, и можно считать, что это была удачная репетиция крупного проекта, у которого большое будущее.

Читайте также: Театральный сезон начинается с любви

фестиваль исторической реконструкции «Наследие степей и гор», Татарское городище, Ставрополь

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»