Вселенная на столе

Сергей Гаврилюк

Есть такое необычное хобби – сталкивать целые миры в эпичных схватках, сидя за столом

Фото сотрудников «Лавки Орка»
Фото сотрудников «Лавки Орка»

Три года назад группа энтузиастов из Ставрополя увлеклась турнирами по настольным играм. Большие компании собирались на квартирах и устраивали немыслимые баталии буквально на кухонных столах. Парни решили перенести турниры из тесных комнат в большие залы и открыли клуб-магазин «Лавка Орка». В Ставрополе это единственный на сегодня центр хобби и увлечений.

Вечер пятницы у этих ребят проходит по-своему. Любители карточных и настольных игр собираются в 7 вечера в большом зале «Лавки Орка». Постепенно места становится все меньше, посетителей все больше. Ребята достают огромные папки, показывают друг другу свои карточки с изображениями персонажей, описаниями заклинаний и артефактами, меняются ими и готовят на столах поле для боя.

– Лёш, зарегистрируй меня, пожалуйста, – выкрикивает из толпы парень с картами в руках.

– Кто ещё сегодня будет играть в ФНМ? – громко спрашивает Алексей. К кассе подтягиваются игроки для регистрации в онлайн-системе. Сражаться намерены и парни, и девушки, взрослые и дети. Интересно, что за одним столом могут оказаться парень 25 лет и мальчишка, который пару часов назад разобрался с уроками.

Фото сотрудников «Лавки Орка»
Фото сотрудников «Лавки Орка»

Каждую пятницу во всем мире проходят турниры по настольной карточной игре Magick. Их называют Friday Night Magic, или «ночь магии в пятницу». Среди игроков сокращают до ФНМ. Участники регистрируются в интернете и распределяются по парам для боя. На каждый раунд отводится определенное время.

Суть этой игры состоит в создании комбинаций карт с героями, заклинаниями и артефактами. Каждый игрок сам определяет, какой будет его колода карт. Можно построить её на существах, заклинаниях, артефактах. В игре используются пять цветов магии: свет, тьма, вода, огонь, земля. Кто-то собирает себе войско из вампиров, кто-то – из охотников. Это похоже на выбор фракции в какой-нибудь стратегии. Сражение проходит вне зависимости от цвета карт. Каждый находит в игре то, что ему нравится: кто-то любит агрессивных персонажей, кто-то – мирных. Соответственно и магию собирают, направленную на ослабление противника либо на свою защиту.

Поскольку битвы проходят в мире фэнтези, сами игроки каждый раз играют в новых измерениях. Каждые три месяца компания Wizard выпускает новые сюжеты из мира Magic. С выходом новых вселенных Magic меняется и суть турниров.

– В фэнтези-играх мы выступаем в роли путешественников в разных измерениях, – говорит Алексей, один из организаторов турнира. – Сейчас мы переместились в мир Иннистрада. Это своеобразная аналогия XVII-XVIII веков. Мир населен зомби, оборотнями, вампирами и охотниками. До этого турниры проходили в измерении Зендикар. Есть измерение Террос, которое напоминает Древнюю Грецию и населено минотаврами, сатирами и другими мифическими персонажами. Каждый мир тематичен и имеет свои законы и правила.

Фото сотрудников «Лавки Орка»
Фото сотрудников «Лавки Орка»

В соответствии с измерением оформляется и зал для игры. «Лавка», будучи вторым в России официальным представителем компаний-производителей настольных игр, получает нужную атрибутику и декорации. То, что началось как простая затея группы энтузиастов, сегодня входит в 12 лучших игровых клубов мира.

Первый раунд начался, игроки раскладывают друг перед другом карты. Кто-то высылает зверя на противника, усилив его каким-нибудь заклинанием, кто-то, наоборот, занят собственной обороной. Алексей показывает картину с драконом на стене:

– Такая висит в восьми клубах мира, просто так её не купишь. Своеобразный знак отличия. Получили как раз за проведение таких вот турниров. В России мы второй по значимости клуб. Первый – московский «Единорог». Конечно, иногда это ставит в тупик ребят из других городов: либо путают Ставрополь с Украиной, либо думают, что такой мощный клуб находится на какой-то столичной станции метро «Ставрополь». С трудом верят, что где-то на Северном Кавказе проходят масштабные сражения.

Т урниры не ограничиваются одним городом, приезжают игроки из других мест. Недавно приезжали ребята из Крыма, Краснодара, Ростова. Простая карточная игра в небольшом городе доходит до мирового уровня, победители настольных баталий получают путевки на турниры в Европе.

Заходят в «Лавку Орка» и любители обычных настольных игр. На знаменитый «Манчкин» всегда есть спрос. Есть тематические игры вроде «Зомбицида», где задача игроков состоит в выживании всей команды. У каждого уникальная способность, каждый ход меняется игрок, который пойдет первым. Кто-то может оттолкнуть зомби, кто-то призвать на себя. В зависимости от этого нужно тратить свои очки хода и продумывать игру. Кто-то любит прийти и сыграть в игры посерьезнее, вроде средневекового «Каркассона», «Цивилизации». Здесь игроку уже нужно не просто продумывать наперед очки хода, но и развивать свою цивилизацию, следить за ресурсами и правильно их распределять.

Есть игры по мотивам литературных произведений, вроде «Ужаса Аркхэма» по Лавкрафту. В городе открываются порталы в иные измерения, и игрокам нужно распределить роли в команде.

– «Настолки» помогают развить командную работу, а если говорить о той же Magic, то это  – игра на развитие логики и аналитического мышления. Нельзя просто взять и набросать кучу карт, здесь нужно именно собрать хорошую комбинацию, которая по очкам превзойдет противника, учитывая, что те или иные твои действия соперник может просто заблокировать. Это как в покере: можно блефовать, за неимением достаточного запаса энергии угрожать опасными заклинаниями, на которые противник может купиться, – говорит Алексей.

Есть игры, которые развивают мелкую моторику и художественное мышление. Знаменитая Warhammer («Молот Войны») как раз относится к таким. Фигурки солдат и боевой техники перед игрой нужно ещё собрать и покрасить. Здесь настольная игра пересекается со стендовым моделизмом.

Эта игра появилась в восьмидесятые годы. Вселенная Warhammer Fantasy Battle была придумана писателем-фантастом Майклом Муркоком, и постепенно компания Games Workshop перекупила права на неё. Суть игры сводилась к перемещению персонажей на небольшом ландшафте и выполнению каких-либо задач. Со временем мир этой игры стал расширяться, стали вводиться целые отряды, колесницы, конницы. Добавлялись новые армии вампиров, огров, рыцарей хаоса. Вскоре игра превратилась в обширную космическую эпопею: орки и демоны освоили технологии будущего, Землю стали защищать космодесантники, внутри которых появились целые фракции.

С расширением вселенной игры менялся и порядок. Общих правил становилось недостаточно, в итоге для каждой армии создавались Кодексы, в которых подробно были прописаны особенности каждой выбранной стороны на поле боя. Партия может длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Поле для игры в Warhammer больше напоминает диораму из музея: горы, равнины, постройки, разрушенные башни и так далее. Сам процесс игры больше напоминает фантастические полотна, не зря перед игрой фигурки рекомендуется раскрашивать.

Игроки выбирают миссии: на уничтожение – разбить войска противника, захват территории – контроль точек или башен, реликвия – борьба за артефакт, который приносит победу. На поле войска расставляются по коротким и длинным сторонам либо по диагонали. Если в привычных нам играх фигурки ходят по клеточкам, то в Warhammer перемещение боевых единиц отмечается с помощью рулетки. В правилах прописана дальность стрельбы того или иного вида оружия, дальность передвижения моделей. Для каждого типа определяется дальность. Во время особенно зрелищных баталий игроки то и дело водят по полю линейками и рулетками, чтобы отсчитать дистанцию между армиями и дальность выстрелов. Понятно, что для таких боев нужны и большие помещения. Ребята несколько раз переезжали просто ради того, чтобы можно было вместить не только продаваемые игры, модели и принадлежности для стендового моделизма, но и огромные игровые столы.

Некоторым игры нравятся не только за какие-то призы типа набора новых карт и поездок в Европу, но и за сам дух игры и мира, в который они погружаются. Это происходит и за счет рассказов. Допустим, по Warhammer написано более 400 романов. Пишутся небольшие рассказы по Magick. Игрок не просто читает и играет, но и устанавливает логическую связь в этом мире, участвует в его развитии. В этом случае игра из обычной партии за столом превращается в нечто большее, ради чего окружающие, забыв привычную суету, достают свои коллекции карт, готовят «войска» и хотя бы раз в неделю собираются вместе, чтобы снова погрузиться в новые миры, как герои фантастических книг.

турнир, развлечения, игры

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление