Встреча в Академическом саду

Ольга Метёлкина

17 августа 1881 года Коста Хетагуров был принят в Петербургскую Императорскую Академию художеств

Нынешнее лето радовало, а порой даже утомляло петербуржцев нетипично жаркой погодой. Благо в Северной столице есть где спрятаться от палящих лучей солнца даже в самом центре города. Нам стоило свернуть с Университетской набережной на 2-ю и 3-ю линии Васильевского острова и пройти каких-нибудь полтораста шагов, как по левую руку показался небольшой зеленый сквер Санкт-Петербургской академии художеств.

Фасад Санкт-Петербургской академии художеств со стороны сада.
Ольга МетёлкинаФасад Санкт-Петербургской академии художеств со стороны сада.

Признаюсь, до сих пор приходилось видеть только фасад величественного здания, парадный вход которого смотрит на набережную Невы, на замерших на своих постаментах египетских сфинксов, облепленных многочисленными туристами. С тыльной стороны строение выглядит не так помпезно, однако не менее величественно. В тени деревьев прятались от жары мамы с ребятишками. У подножия гранитной колонны, увенчанной символической лирой, тусовались подростки, которые, вероятно, даже не догадывались, что это «родная сестра» колонн, украшающих интерьер знаменитого Казанского собора. Её высекли в качестве запасной, на всякий случай. Архитектор А.Н. Воронихин передал «лишнюю» колонну академии, но только в 1847 году заслуженный профессор 1-й степени по архитектуре Александр Брюллов (старший брат не менее известного живописца Карла Брюллова) нашел ей применение в Академическом саду. Колонна была установлена в центре сквера, и её нередко можно увидеть на эскизах и пленэрных работах студентов-«академиков».

Каково же было увидеть в глубине сада необычную скульптуру со знакомыми строчками на постаменте:

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество мое...

Да, это был памятник Коста Хетагурову. Таким его образ видеть еще не приходилось. Худощавый старец с печатью страдания на лице, держащий в руке свечу… Притом что скульптура имеет лишь отдаленное портретное сходство с осетинским гением, от взгляда на нее пробрало до мурашек на коже. У моего спутника, незнакомого с биографией Коста Хетагурова, сразу же возник вопрос: почему именно ему в Академическом саду установлен памятник?.. Действительно, в сквере всего два скульптурных изображения. Одно из них – дань памяти и уважения автору квадриги Аполлона на портике Большого театра в Москве и «укрощения коней» на Аничковом мосту в Петербурге - великому П.К. Клодту, который был гениальным скульптором, академиком Императорской Академии художеств и возглавлял её Литейный двор. Другой - установлен в 2009 году в честь 150-летия Коста Хетагурова…

Памятник Коста Хетагурову в саду Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина (скульптор Владимир Соскиев).
Ольга МетёлкинаПамятник Коста Хетагурову в саду Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина (скульптор Владимир Соскиев).

Коста приехал в Санкт-Петербург летом 1881 года. Ещё во время обучения в Ставропольской гимназии он проявил незаурядные способности в рисовании. Его учитель, художник-академист Василий Иванович Смирнов заметил талант осетинского мальчика, всячески помогал и первым поддержал его стремление учиться живописи в Императорской Академии художеств. Единственным препятствием в этом была бедность. Хотя Коста и родился в дворянской семье, но отец не располагал возможностью обеспечить его проживание и обучение в столице. К счастью, удалось выхлопотать талантливому юноше стипендию, которая выплачивалась администрацией Баталпашинского уезда Кубанской области из горских штрафных сумм.

Сохранилось прошение «В совет Императорской Академии художеств бывшего воспитанника 6 класса Ставропольской гимназии осетина Константина Хетагурова». В нем, в частности, написано: «Желая поступить в число учеников Академии, честь имею покорнейше просить допустить меня к приемным экзаменам. При сем прилагаю свои документы: свидетельство об успехах во время пребывания моего в 6 классе Ставропольской гимназии, метрические свидетельства, свидетельство о дворянском происхождении». В неполные 22 года Коста был зачислен в Академию художеств. Это произошло ровно 140 лет назад, 17 августа 1881 года.

В те времена студентов не обеспечивали общежитием. Каждый должен был сам найти для себя жилье. Коста поселился на съёмной квартире своего двоюродного брата и друга Андукапара Хетагурова на набережной Мойки, в доме № 17 (в советское время на фасаде была установлена мемориальная доска: «В этом доме жил основоположник осетинского литературного языка, выдающийся поэт и художник, революционный демократ Коста Леванович Хетагуров»). Дорога в академию занимала у него не более получаса. Между прочим, по пути он проходил мимо дома, стоявшего на другой стороне набережной Мойки, где в последние месяцы жизни снимал квартиру А.С. Пушкин…

 

Коста Хетагуров учился в Академии художеств, когда там преподавали первые художники-передвижники: П. Чистяков, Н. Ге, М. Боткин, В. Верещагин и другие знаменитости. А сам он учился с академистами, чьи имена вошли в историю отечественного и мирового изобразительного искусства: М. Врубелем,
В. Серовым, Г. Башинджагяном, В. Беклемишевым, Н. Самокишем…

Годы учебы для Коста были яркими, но очень непростыми. С одной стороны – это было время знакомства с настоящими и будущими мастерами в студенческих аудиториях и мастерских, с шедеврами мировой живописи - в столичных музеях. В стенах академии К. Хетагуров получил базовые знания и навыки, которые впоследствии позволили в полной мере развиться его таланту художника-реалиста. Мы видим это на полотнах: «Мальчики-каменщики», «Горянка, идущая за водой», «Тебердинское ущелье», «Женщина-горянка в сакле», «Перевал Зикара», «Природный мост» и других дошедших до нас работах Коста.

 

Коста Хетагуров постигал секреты мастерства великих живописцев и одновременно переживал собственное становление. Именно в те годы происходило осмысление им не только художественных процессов в искусстве, но и социальных - в обществе, что, естественно, нашло отражение в поэзии и драматургии Коста. Он оставил ряд произведений, посвящённых жизни петербуржцев.

Но это было и время больших испытаний для молодого художника. Коста жил в окружении архитектурного великолепия Северной столицы, созерцал шедевры живописи и скульптуры, но при этом испытывал большие материальные трудности. «Коста буквально голодал, терпя всякие лишения, старательно скрывая от всех свое ужасное положение, - писала в своих воспоминаниях знакомая К. Хетагурова Надежда Шарапова-Прошинская. - Курсистки, желая помочь ему, наперерыв приглашали его к себе на чай, но он всегда уверял, что сыт и только недавно пообедал, а между тем все знали, что он не обедал несколько дней. Скрывать свой аппетит вошло у него в болезненную привычку».

Особенно тяжело стало, когда осенью 1883 года с Кавказа перестали присылать деньги на обучение. Оказалось, что бывший уездный начальник Баталпашинского уезда растратил денежные суммы, из которых К. Хетагурову выдавалась стипендия. Из-за неуплаты за обучение он был отчислен из академии. Коста остался без средств к существованию, работал грузчиком, подёнщиком, разгружал баржи в порту, не чурался самой чёрной, тяжёлой и низкооплачиваемой работы. Но все его старания вернуться в академию оказались тщетными. Вероятнее всего, тяготы и лишения, пережитые в тот период, позже самым губительным образом отразились на здоровье К. Хетагурова. В начале лета 1885 года Коста вернулся домой, в Осетию.

 

Стоя перед скромным памятником в Академическом сквере, я представляла осетинского юношу, оказавшегося в великолепном, но чужом городе, вдали от родных гор и теплого солнца, от привычного провинциального течения жизни в уютном Владикавказе и приветливом Ставрополе. Представила, как холодный ветер с Невы пробирал его до костей, когда зимой он шел в академию. Да и на съемной квартире наверняка не всегда топили печь: чтобы прогреть сырые комнаты с высокими потолками, требовалось много дров. Подумалось невольно, что в год, когда Коста поступил в Академию, в Санкт-Петербурге умер Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович умер, а герои его произведений остались. И кажется, что они продолжают жить в мрачных домах с дворами-колодцами и тёмными парадными…

В Академическом саду.
Ольга МетёлкинаВ Академическом саду.
В Академическом саду.
Ольга МетёлкинаВ Академическом саду.

Памятник Коста Хетагурову был создан по инициативе осетинской общественности в год 150-летия со дня его рождения. Открыли его в 2009-м, 20 ноября. Потом было много споров в соцсетях: кто-то посчитал, что автор - скульптор Владимир Соскиев изобразил Коста слишком старым, что лишенная портретного сходства фигурка не отражает всего величия «осетинского Леонардо да Винчи». Это, конечно, дело вкуса и восприятия каждого. Но в моей душе этот «непохожий» Коста всколыхнул столько личных воспоминаний и переживаний, как будто мне действительно довелось встретить его летним днем в тени деревьев Академического сада

 

Петербургская Императорская Академия художеств, Ставропольская гимназия, Коста Хетагуров

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление