Вывеску меняем, да ничего не теряем!

Лариса Ракитянская

Взять, к примеру, Ставропольскую краевую типографию. В народе бродит: почило, мол, предприятие, и славы былой не вернуть. А ведь полиграфическое­то дело можно сравнить с человеческим организмом, где роль кровеносной системы оно как раз и выполняет. Тут все сосредоточено: информация, связь, политика. А сейчас и бизнес. Так что жизнь кипит – бурная, с выяснениями отношений в судах, с большими и малыми переменами. Для очень многих людей. А система­то должна, обязана работать! Если она даст сбой, то лечить весь общественный «организм» ох как трудно придется!

Да, в нашем крае сейчас нет такого предприятия – ГУП СК «Ставропольская краевая типография». Но, как говорится, природа не терпит пустоты, и теперь на ул. Артема, 18, в Ставрополе новая вывеска: Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Краевые сети связи». Как и чем живет оно, появившись недавно и получив «в наследство» кучу долгов да головных болей? Об этой стороне нашей жизни – экономической, производственной, политической, имущественной, правовой – мы и беседуем сегодня с генеральным директором ГУП СК «КСС» Виктором Осиповым.

«Сети» попали

в… «станок»

­ Виктор Юрьевич, как получилось, что такие разные отрасли – связь и полиграфия – вдруг стали «родственниками»?

­ Есть тут и житейская логика, и обыкновенный хозяйский расчет, и, если хотите, государственный подход. Впрочем, на мой взгляд, все это – суть одно и то же. Жизнь заставила – можно и так сказать. В августе 2005 года вышло распоряжение министерства имущественных отношений края о передаче нам недвижимого имущества, которое до этого было в хозяйственном ведении краевой типографии. Причина – прекращение производственной деятельности и большая кредиторская задолженность типографии (более 90 млн рублей). Дальше ­ арест счетов, неподъемные долги, словом – полный коллапс. Была инициирована и процедура банкротства типографии ­ за неуплату налогов в сумме 5,7 млн рублей. Идет внешнее наблюдение с 30 марта 2006 года…

­ Значит, у полиграфического производства появился новый хозяин, и будущее предприятия теперь зависит от него?

­ Так­то оно так, да не совсем. ГУП «КСС», получив недвижимое имущество, не может зарегистрировать право хозяйственного ведения, хотя все необходимые для этого документы нами подготовлены. По закону это самое право наступает с момента передачи собственником имущества унитарному предприятию. Но ведь весь комплекс зданий бывшей краевой типографии заложен, и судебными приставами наложены аресты на имущество!

Флексо

машина – дорогой «аристократ»

Из чего возник правовой и экономический тупик в жизни Ставропольской краевой типографии? Флексографская машина. Она – невольный виновник всех бед. Техника эта, можно сказать, аристократическая, прямо­таки «графская». Она умеет печатать этикетки большими тиражами. Краю такое производство очень нужно, ведь у нас немало консервных заводов, перерабатывающих предприятий.

Да и для рекламного бизнеса, считай, находка: технология позволяет на самых разных материалах – от жести до фольги – печатать слова. Умная машина, не зря ее называют полиграфическим оборудованием высокой печати. Только вот высоких, «аристократических», отношений с ней не вышло. Почему, спрашиваю Виктора Юрьевича Осипова:

­ Мы проанализировали финансово­хозяйственную деятельность Ставропольской краевой типографии с момента заключения кредитного договора, договора лизинга, по которому краевая типография получила это полиграфическое оборудование. И поняли: отсюда начались все проблемы. По нашим данным (а это достоверная информация!), контрактная стоимость оборудования, приобретенного по договору лизинга, превышает в несколько раз реальную. Лизинговые платежи, следовательно, были достаточно высокими. По нашему мнению, договора лизинга не должно было быть вообще! Потому что, получив кредит в сумме 15 млн рублей и отдав в залог все недвижимое имущество, типография в состоянии была по договору поставки получить оборудование и затем своевременно рассчитаться по кредиту. Но машина пришла в Ставрополь на кабальных условиях. Считалось, что современное оборудование быстро окупится, если получить достаточный объем заказов. Да и долги можно будет погашать. Но сделка привела к банкротству типографии. Видимо, из­за пресловутого «человеческого фактора»: люди либо ошиблись в своем бизнес­плане, либо… Словом, создалась достаточно странная ситуация. Ведь сейчас не 1993 год, когда народ терялся в обилии товаров, не мог ориентироваться в ценах, в производителях. Сейчас есть вся информация, причем из 5 ­ 7 источников от фирм­производителей. И поверьте мне: люди, которые серьезно занимаются производством, имеют возможность выбирать максимально выгодные для себя варианты, учитывая цену и качество!

Контрактная стоимость флексографской машины ­ 1 млн 112 тыс. евро. За период действия договора лизинга продавец получил 20 млн рублей, что тогда было эквивалентно 660 тыс. евро. Помимо этого 30 марта судебными приставами данное оборудование (практически новое, так как износ составил около 10 процентов) было изъято в пользу продавца (ЗАО «РГ­Лизинг», г. Москва). Помимо полученного, теперь «РГ­Лизинг» дополнительно претендует еще на 47 млн кредиторской задолженности. Для того чтобы рассчитаться по лизингу, краевая типография должна была работать 56 часов в сутки, и то – при условии полной загруженности данного оборудования!

­ Значит, суды?

­ Да, мы принимаем участие в судах с очень высокой сверхзадачей: надо сохранить имущество в собственности Ставропольского края. Мы подали исковое заявление в Арбитражный суд Ставропольского края о том, что договор ипотеки заключен с нарушениями законодательства – все, что связано с государственным имуществом, должно оцениваться независимыми экспертами ­ по федеральному законодательству. Но этого сделано не было. И мы считаем, что стоимость недвижимого имущества на момент заключения договора ипотеки была занижена. Пришлось провести оценку его рыночной стоимости: на октябрь 2005 года эта сумма составила 60 млн рублей. Плюс наши затраты на содержание имущества – более 3 миллионов. Учитывая, что задолженность Ставропольской краевой типографии по кредиту составляет 17 млн рублей, а стоимость имущества – более 60, то мы этот договор ипотеки просили суд признать недействительным. Кстати, позавчера Арбитражный суд Ставропольского края нам отказал. В итоге что получилось? Сделка была заключена с нарушением законодательства, но решение принято не в нашу пользу, и мы его будем опротестовывать. Одновременно в Ленинском районном суде г. Ставрополя мы оспариваем иск по поводу обращения взыскания на данное недвижимое имущество со стороны одного из кредиторов.

Будем жить: «приладка»

В полиграфическом производстве есть такой термин – «приладка». Он означает «выравнивание давления». На житейском языке эти понятия для ГУП “КСС” сейчас имеют прямой смысл. Пока суд да дело, в бывшей краевой типографии затеплилась новая жизнь. ГУП «Краевые сети связи» взяло на себя функции старейшего на юге России предприятия (скоро типографии будет аж 190 лет!) и теперь несет большую нагрузку. Но это ничего, потянем, считает В. Ю. Осипов:

­ Мы ведь отстаиваем интересы своего субъекта федерации: нельзя потерять его собственность. Если это случится, мы можем навсегда забыть о государственной составляющей полиграфической отрасли в крае. Поэтому пришлось нам заниматься реконструкцией, ремонтами, менять инженерные сети, ведь больше 30 лет этого никто не делал. Типография теперь компактна – находится в двухэтажном здании. Создаем нормальные условия для сотрудников. По деньгам это нелегко: платить надо налоги на недвижимое имущество, за аренду земельного участка, рассчитываться за коммунальные услуги. Вот и нашли свое решение – арендаторы. Есть и другие «секреты»: к примеру, рекламный щит на фасаде со стороны ул. Артема позволяет нам заплатить тот же налог за землю за год. Это существенная помощь, учитывая то, что мы не финансируемся из краевого бюджета, а должны сами зарабатывать, причем не только на зарплату и налоги, но и на развитие предприятия. А еще надо содержать в порядке собственную и прилегающую территорию, что тоже требует средств. Так что материальная нагрузка колоссальная. Получается, что мы пытаемся не только сохранить недвижимое имущество, но еще и вкладываем в него средства! И краю выгодно: доходы от аренды помещений теперь идут в полном объеме в казну.

­ Значит, предприятие не погибло?

­ Нет, конечно! Сегодня мы готовы подписать договор на приобретение цифровой печатной машины, которая поможет сократить сроки выполнения заказов, сделать их более качественными, купили дубликатор. Мы сможем выполнить практически любой заказ в небольших объемах, что сегодня более всего и востребовано на полиграфическом рынке, участвуем в тендерах, готовим к изданию Энциклопедический словарь Ставропольского края. Значит, в недалекой перспективе мы можем стать ведущим государственным предприятием по производству полиграфической продукции в Ставропольском крае. И это не прожекты, поверьте! Рынок позволяет занять нишу, а это – заказы, рабочие места, это более оптимальная цена на полиграфические услуги. Планируем и участие в программе реформирования полиграфической отрасли в 2006 году; документ рассматривается на уровне правительства края, и в ближайшие дни ждем результатов.

ГУП «КСС»:

два в одном

­ А как же связь? Не забыли ли за типографскими заботами о прямых функциях, обозначенных в названии нового предприятия – сети связи?

­ Нет, ­ говорит Виктор Юрьевич. ­ Мы приняли новый Устав. Сегодня у нас два основных направления деятельности – связь и полиграфия. Получился уникальный «симбиоз» – впервые предприятие связи занимается выпуском полиграфической продукции…

Что касается «профиля» связи: до 1 августа мы получим оборудование для создания информационного портала, который будет обслуживать органы власти субъекта федерации. Это будет единый сайт Ставропольского края, в котором на федеральном уровне также будут представлены все ведущие предприятия и организации Ставропольского края.

Предлагаем и ряд проектов, связанных с участием нашего ГУПа в реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ­ для более эффективного государственного управления и реализации приоритетных национальных проектов. Мы подключаем к этому депутатов Государственной думы РФ от Ставрополья. В конце марта говорили об этом с председателем комитета СК по печати, связи и информатизации Ф. Барминым на встрече в Москве с вице­спикером Госдумы РФ
В. Катренко. Ему мы передали пакет документов, и надеемся также на поддержку бюджетного комитета ГД РФ. Для участия в федеральных программах необходимо софинансирование со стороны региона. Этот вопрос тоже прорабатывается на уровне правительства СК, поэтому мы надеемся, что найдем оптимальные варианты.

По всем проблемным вопросам мы получаем ощутимую поддержку. Но я хочу обратиться еще раз и к депутатам краевой Думы: окажите нам реальную помощь в сохранении имущественного комплекса и коллектива, так как положение дел – критическое. Нельзя потерять то, что создавалось десятилетиями трудом многих ставропольцев!

.

Публикация представлена на конкурс «Поговорим о жизни», проводимый Ставропольским отделением Российской партии жизни.

 



Последние новости

Все новости

Объявление