Взятка как элемент экономики

Михаил Василенко

Ходят по городу такие разговоры, что общественный транспорт в Ставрополе - сфера весьма коррумпированная. Дескать, приходится водителям маршруток мзду давать каждый месяц в обмен на право возить пассажиров. И, дескать, иначе как через взятку на маршрут и не попадешь. Не знаю, не знаю. Правоохранители по этому поводу хранят ледяное молчание, а не пойман, как известно, не вор. И тем более - не взяточник.

 Вспомнил же я об этих разговорах, когда во второй декаде ноября немалая группа «маршрутчиков» провела собрание, на котором потребовала поднять таксу за проезд до 15 рублей, а иначе грозилась объявить забастовку и (цитата) «убить город». Приехали, как говорится.

Сей ультиматум городские власти хладнокровно проигнорировали - и правильно сделали. Насколько мы знаем, в городах, аналогичных Ставрополю, никто больше 10 - 11 рублей за проезд в маршрутных такси не платит. И экономический анализ показывает, что нынешний тариф - обоснованный, реальный, в корректировке не нуждается.

Чем же тогда порожден тарифный радикализм части «маршрутчиков»? Причин, полагаю, несколько. И позволю себе назвать только две из них.

Первая причина. Городская администрация и Дума всерьез взялись за возрождение муниципального общественного транспорта, свидетельством чему - первые двадцать автобусов, вышедших на ставропольские улицы. И это только начало. В том числе и начало конца маршруточной монополии на пассажироперевозки и вседо-зволенности, которая так характерна для деятельности многих перевозчиков. Нет-нет, лично я с огромным уважением отношусь к тяжелому водительскому труду. Но пора уже вспомнить и о том, что не пассажир для водителя, а водитель - для пассажира.

Вторая причина. Кроется она, по-моему, вот в тех самых разговорах о коррупционности транспортной сферы. Рассчитывая величину тарифа на проезд, экономисты, естественно, не учитывают взяточную составляющую. Они считают расходы на горючее, запчасти, ремонт, налоги, зарплату и прочее, а вот затраты на взятки не учитывают. А это осложняет жизнь «маршрутчиков» и революционизирует их вполне рыночное сознание. Как бы то ни было, сейчас тарифные страсти улеглись, но вопросы остались.

Хотел бы я ошибиться в последнем своем предположении. Тем более что нынче впервые за все годы муниципальные власти при поддержке краевых всерьез повели борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях. Об этом не раз заявляли мэр Николай Пальцев и председатель Думы Евгений Луценко. А вице-мэр Игорь Бестужий даже назвал коррупцию самой тупой формой человеческих отношений.

Хочу заметить, что первые результаты появились. Знакомые бизнесмены признались в частных беседах, что многие чиновники сегодня брать взятки остерегаются. Казалось бы, здесь должны зазвучать аплодисменты. Но предпринимательские ладони пока ударно не соприкасаются. Ведь если раньше, как правило, было: подмажешь - поедешь, то сейчас, зачастую, не подмажешь - не поедешь. Взятки стали уже неотъемлемой частью экономического развития. Сунул мзду - и развязал себе руки для бизнеса. А без мзды - и ни туды и ни сюды. Похоже, что отцам города придется изыскать новые стимулы для эффективной работы чиновников, сиречь для борьбы с клятым бюрократизмом во всех его проявлениях.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление