«Ящик» - ЗЛО или ДОБРО?

«Ящик» - ЗЛО или ДОБРО?
Телевек, или Нечего на зеркало пенять!

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь. Куда ни кинься - оно везде. Да и как нам без него? Многие живут тем, что, просыпаясь, сразу включают телевизор и проводят с ним весь день. Человек, лишённый этого блага и воплощения цивилизации, представляется облачённым в шкуры неандертальцем. Да, ТВ несет в себе многие минусы, но давайте подумаем о его плюсах!

Вспомним, как наши предки жили без ТВ. Дикарями назвать их язык не повернется, но получали информацию они как в каменном веке - всё больше слухами. Потом появились газеты. Они могли рассказать более-менее достоверно о далёких событиях. Но им катастрофически не хватало оперативности. Правда, и мир, в котором жил человек до ТВ, был не суетливым, как сейчас, а размеренным, неспешным. Сенокос так сенокос, газета с позапрошлогодними новостями - и то неплохо.

Да и люди воспринимали информацию по-другому. Сосредоточенно читали (или слушали, как это делает кто-то другой), напрягая воображение и пытаясь не упустить мысль автора. Другое дело сегодня, когда мы одновременно жуём бутерброд, собираемся на работу и смотрим новости, попутно ещё обсуждая что-нибудь по телефону. А всё потому, что телевидение дало нам эффект присутствия. Когда сам как бы становишься участником события, всё видишь и слышишь, мозги напрягаются меньше, а значит - и успеть можно больше.

Впервые этот эффект ощутили на себе посетители маленького кафе на бульваре Капуцинов, когда им показали немой короткометражный фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда». Люди в страхе соскочили со своих стульев и сломя голову побежали от стремительно приближающегося локомотива. Сегодня их реакция вызывает лишь снисходительную улыбку. Мы привыкли к этому. Эффект присутствия дополняется высокой скоростью передачи информации. И теперь мы можем не только посмотреть футбольный матч или репортаж с места событий, но и сделать одновременно с этим кучу дел.

Но вернёмся к кинематографу. Ведь по-настоящему его нам подарил тоже телевизор. Посмотреть новый фильм можно в кинотеатре, но это зачастую неудобно (надо куда-то идти) и дорого. Да и пересмотреть что-то из прошлых лет нет возможности. Но телевидение решает все эти проблемы. Нам доступны и шедевры Эйзенштейна и классика советского кинематографа, да и новинки тоже довольно быстро переселяются с широкого формата на голубые экраны. И уж только по телевизору мы можем посмотреть любимые сериалы. Тут найдётся продукт на любой вкус и уровень интеллекта - от расслабляющих «мыльных опер» до нетленных «Семнадцати мгновений весны». А мультфильмы! Рисованные, пластилиновые или сделанные на компьютере, но такие живые, родные для каждого из нас! На «Ёжике в тумане», приключениях Винни-Пуха или Чебурашки с крокодилом Геной выросло не одно поколение. Кстати, интересный момент. На кораблях ВМФ США во времена «холодной войны» моряки предпочитали смотреть не своих Тома и Джерри, а наш «Ну, погоди!». Говорили: и смешнее, и умнее. И получали они эти мультфильмы, перехватывая сигнал советского телевидения.

К чему я всё это? Да к тому, что ТВ для нас - не просто источник актуальной информации. Оно дало нам такой культурный пласт, что всё остальное попросту померкнет.

Но нас телевизор не только развлекает, он ещё и развивает. Существует огромное количество образовательных программ, с помощью которых можно оказаться в любой точке мира. И не нужно копить деньги на путевку в другую страну, просто нажми кнопку. А так посмотришь раз-другой такую передачу, и захочешь сам отправиться в далекое путешествие, навстречу новым ощущениям и эмоциям, захватывающим приключениям. Получается, телевидение нас ещё и стимулирует к поступкам в реальной жизни. Смотря на отважных телегероев, дети хотят быть на них похожими, а потому ТВ - ещё и воспитатель подрастающего поколения. Чем больше будет таких передач, тем больше будет желания и стремления в молодых людях достичь чего-то положительного в жизни.

Телевидение сегодня выходит на новый уровень - интерактивный. Зритель может выбирать, что ему посмотреть. И тем самым ТВ само предоставляет нам возможность устранить его недостатки. Если по нему будут транслировать фильмы и передачи, рассчитанные на недалекого человека, то мы получим в результате «животно е», которое, как верблюд, жует жвачку из информационного мусора. Если сетка телевещания будет строиться так, чтобы развивать зрителя, - результат получим противоположный. Ну а выбрать можно уже сейчас. Никто не заставляет смотреть плохие фильмы и передачи. Так что нечего пенять на экран, если предпочитаешь низкосортные программы.

Говорить, что телевидение это исчадие зла - проще всего. Но не лучше ли помочь ему исправить недостатки? Взять и забойкотировать плохую передачу. И постараться сделать так, чтобы примеру последовали другие. Нет спроса - нет предложения, передачу в итоге закроют и сделают выводы. Все в наших силах, главное - чтобы каждый начал это осознавать.

Телевидение пришло к нам насовсем, и собирать чемоданы оно не собирается. А потому надо не бороться с прогрессом, а помогать ему. В наших силах сделать его, да и себя самих лучше.

Егор ИВАНОВ.

 «Пипл нахавался»

Как-то даже рука не поднимается на телевидение. Куда ещё бить лежачего?.. Все его ругают, но продолжают смотреть. А я вот потребителем ТВ-продукции не являюсь, так мне вроде бы и обижаться не на что. Впрочем, чувство обиды - это единственное, что я к нему испытываю. Ведь когда-то я тоже пропадал у голубого экрана, с вожделением изучал программу на следующую неделю, сражался с домашними за право посмотреть любимую передачу. Но телевизор предал мои искренние, дружеские чувства. Вот о том, как это произошло, я и хочу рассказать.

Ещё в эпоху перестройки я вместе с родителями прилипал к экрану. Ужасался чернобыльской катастрофе, рыдал над жертвами землетрясения в Армении, которое случилось аккурат в мой день рождения, переживал за будущее страны во время переворотов начала девяностых. И всё время со мной были великие люди - дикторы и журналисты телеканалов. Мужественные, обаятельные, остроумные - они всегда были не просто в гуще событий, но и сами в них участвовали. У них было своё мнение, которое они не боялись озвучить. А ещё куча идей - от гениальных до безумных, но благодаря которым едва ли не каждый день появлялись совершенно новые, оригинальные проекты.

Речь не только о федеральных каналах. Ставропольские телевизионщики едва ли не на коленках создавали всё новые передачи и поражали не только чудесами профессионализма, но и тем, насколько душевно, по-человечески относились к своей работе. Недаром в 1994 году Владислав Листьев, побывав у нас, восхитился работой своих региональных коллег. Сказал, что у них есть всё, чтобы быть лучшими в стране, только аппаратуру бы поновее.

Пожалуй, тот первый, романтический период со смертью Листьева и закончился. На смену ему и другим журналистам поколения «Взгляда» пришли куда более прагматичные люди. Им было уже не до идеалов свободы и развития; мечты перестройки давно были затоптаны беспределом девяностых. А потому и картинка вещания резко изменилась. Постепенно загнивали и скатывались к маразму старые передачи, но на смену им ничего внятного не приходило. Пиратские фильмы потеснились бездарными отечественными сериалами про ментов и бандитов. Новости разных каналов сосредоточились на истреблении политических противников своих хозяев и, по сути, выродились в инструмент разборок. Забота о качестве, об интересности перестала быть главной задачей масс-медиа.

Как сказал попсовик девяностых Богдан Титомир: «Пипл хавает». Правда, история этой фразы начинается в американском телевидении, которому наше так старалось подражать. Одному тамошнему редактору телеканала задали вопрос: «Как Вы можете такое показывать людям?», на что он ответил: «People have it», т. е. зритель получает то, что хочет, и имеет, что имеет.

Телевизионщики полюбили так оправдываться. Мол, аудитория требует - мы делаем. Правда, исполнялись в основном худшие пожелания, да и зрители, по мнению ТВ-продюсеров, подразделялись на уголовников (или лохов, мечтающих ими стать), тупых домохозяек и совсем уж имбецильных подростков. Когда штамповать для них ток-, реалити- и прочие шоу стало лень, наши каналы начали покупать у западных коллег готовые проекты. Это уже придумка двухтысячных. Третьего, и самого грустного этапа. Денег стало много, оборудование появилось лучшее, а совесть и профессиональная гордость стали телепродюсерам совсем уж не свойственны. Оно и верно - там потребляют, здесь тоже будут. Избыток интеллекта из народа оперативно вытравили, телезрителя низвели к жвачному животному. Правда, навели порядок в новостях и рудиментарных аналитических программах. Теперь все стали говорить примерно одно и то же. Только вот смотреть на то, что и как нам показывают, расхотелось окончательно.

Меня можно упрекнуть в излишней субъективности. Мол, почему вспоминаю свои впечатления и не говорю об общепризнанном. Что, по результатам исследований, дети, проводящие хотя бы по два часа в день у телевизоров, отстают в развитии. Что зависимость от телевидения - в США едва ли не главная причина ожирения, развития болезней глаз и сердца. Что поток разврата и насилия до неузнаваемости изуродовал нравственный облик молодёжи. Мы живём в извращённом мире, на который больно и стыдно смотреть. И главным образом благодаря ТВ, которое ради того, чтобы всучить потребителю товар, готово этого потребителя искалечить.

Всё это так. Но мне почему-то важнее всего кажется то, что нас не уважают! Считают даже не за товар, а за ресурс. Как сказал один талантливый телепродюсер: «Коллеги! Давайте не кривить душой. Я не занимаюсь журналистикой. Я произвожу рейтинги».

Многих от информационного голода спас интернет. Тут и неограниченный выбор тем, и разнообразие жанров. Даже своё телевидение появилось, причём куда более интересное для думающего человека. Люди старшего поколения спасаются газетами, какая-то часть из которых не скатилась в желтуху и рекламные таблоиды. Оставшиеся верными голубому экрану зрители в своей массе всё больше напоминают Гомера Симпсона. Он и есть идеальный потребитель телевидения. Но я не хочу быть на него похожим.

Станислав МАСЛАКОВ.

 



Последние новости

Все новости

Объявление