Забытые жертвы репрессий

Дмитрий Елшанский

30 октября у ставропольского мемориала «Холодный родник» прошёл траурный митинг, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий. Только в нашем крае узниками сталинского террора стало более 60 тысяч человек, ещё порядка 6 тысяч подследственных были расстреляны. Места захоронений многих погибших не найдены и по сей день.

Александр Плотников

Около сотни детей, взрослых и стариков пришли, чтобы почтить память своих родственников, пострадавших от тоталитарного режима, сломленных и окончивших свою жизнь в тюрьмах и лагерях.

- Для многовековой истории России очень много славных дат, но, к сожалению, есть и такие, как сегодняшняя, - выступила заместитель главы администрации города Ольга Копейкина. - Миллионы семей, миллионы детей, которые выросли в детских домах и не знали ласки и любви родителей. Тысячи политических деятелей, врачей, учителей, лучших умов России погибло в лагерях. Это говорит о том, как много потеряла наша страна. Мы здесь для того, чтобы пожелать здоровья тем, кто выжил в те ужасные годы, кто прошёл ГУЛАГ и другие лагеря, кто не пал жертвами репрессий. Это люди огромной силы духа. Низкий им поклон от нас и долгих лет жизни. Давайте делать так, чтобы никогда эти чёрные даты не повторялись.

Прозвучали стихи, и к памятнику жертвам политических репрессий вышли священнослужители в серебряных облачениях. Пока батюшки молились за покой тех, кто так и не пережил лагеря, люди в некоем исступлении стояли у каменного креста с выточенным барельефом исхудавших рук, держащихся за прутья клетки.

Кто-то угрюмо взирал на серые плиты мемориала, едва сдерживая слёзы, кто-то же, напротив, нарочито весело общался с такими же детьми политзаключённых, но в глазах их была непередаваемая тоска...

Александр Плотников

Митинг объявили закрытым из колонок полилась медленная и печальная мелодия «Адажио». Вот молодая дочь ведёт свою мать-старушку, которая трясущимися руками кладёт цветок на холодный памятник жертвам политических репрессий 1930 - 50-х годов, следом за ними идут остальные, и постамент потихоньку заполняются красными, как пролитая кровь, цветами.

Впереди не спеша шли две пожилые женщины. Одна из них, Мария Сергеевна Долгополова, рассказывала о своём тесте Андрее Фёдоровиче, с которым ей так и не довелось познакомиться:

- Его забрали в 39-м году, если не раньше, и без суда и следствия объявили врагом народа. Детишек старались забрать в детский дом, но мама, жена его, сказала: «что мне, то и детям». Трудно им было, в селе, в котором они жили, все называли этих детей "враженятами". Моего мужа в 16 лет в 44-м году призвали в армию, где он прослужил 7 лет. Его хотели оставить кадровиком, что ли.. А он побоялся, потому что начнут опять в биографии копаться, назовут сыном врага народа. Знаете, тогда ещё время такое было, ведь это только в 57-м году реабилитация произошла. И писали, кругом писали... Когда произошла реабилитация, вызвали, дали документы, что отец реабилитирован, но уже было поздно. Просили фотографию, а у жены и детей не в память об отце ничего не осталось – всё забирали, всё уничтожалось. И в архивах нам сказали, что нельзя фото дать. Моя золовка Нина потом говорила, что нет в личном деле фотографии. Но, наверное, это неправда.

Согласно данным правозащитного центра «Мемориал», в России до сих пор живут порядка 800 тысяч пострадавших от политических репрессий, часть из них – дети, оставшиеся без попечения родителей. Свидетели тех ужасных событий вряд ли когда-либо забудут о загубленных жизнях своих друзей и родни, не забывается такое... Но и они не вечны. И только в наших силах сделать всё, чтобы о жертвах большой тоталитарной машины знали и помнили другие поколения, ведь пока живёт память о человеке, живёт и он.

СССР, День памяти жертв политических репрессий, Заключённый, ГУЛАГ, репрессии

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Официально»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление