Загадки культурного слоя

Ольга Метёлкина

Загадки  культурного слоя

Исполнилось 70 лет известному археологу, доктору исторических наук, профессору Александру Абакаровичу Кудрявцеву

Друзья знают его как гостеприимного, хлебосольного человека, для собеседника – он просто подарок, коллеги же не устают удивляться его потрясающему интеллекту, научной прозорливости и исследовательской интуиции. Однако сегодня вряд ли кто-то поверит, что много лет назад судьба могла повести молодого выпускника строительного техникума Александра Кудрявцева по пути, никак не связанному с наукой…

Вполне логично, что сын пошел по стопам отца, строившего город Каспийск. После окончания техникума Александр Абакарович работал в Махачкале в институте Даггражданпроект старшим техником, но, как сам признается, без особого энтузиазма. Хотелось большего. Спустя два года А. Кудрявцев твёрдо решил: его дело - археология. «В СССР тогда всего четыре университета готовили профессиональных археологов – в Москве, Ленинграде, Киеве и Ташкенте, - говорит Александр Абакарович. – Конкурс был больше, чем во ВГИК. Я понимал, что в МГУ и ЛГУ поступить почти невозможно, и решил отправиться в Киев».

Написал в приемную комиссию, оттуда долго не отвечали. Тогда настойчивый абитуриент дал телеграмму… ректору. В ответ пришел пакет документов на украинском языке. Оставалось уповать на то, что в Ташкентском университете от поступающих не требуется знание узбекского языка. А. Кудрявцев поехал в Узбекистан. Три экзамена Александр сдал на «отлично». Однако его вовремя не предупредили, что четвертым будет иностранный язык, которым выпускник дагестанской сельской школы практически не владел по независящим от него причинам. В запасе оказалось три дня на подготовку. «Купил я газет на немецком языке и с утра до вечера читал их, - вспоминает Александр Абакарович. – На экзамене бойко прочитал текст, перевел его. А когда попросили рассказать про семью, пошло хуже. Пришлось признаться, что практически все навыки и знания по немецкому языку приобрел за три дня в Ташкенте». Экзаменаторы очень удивились. Но «заваливать» абитуриента с такими исключительными способностями не стали. В результате его имя оказалось в списке зачисленных на исторический факультет Ташкентского государственного университета.

Учеба увлекла его с головой. Археологическими экспедициями, в которые включали студентов, руководил знаменитый академик М.Е. Массон. Раскопки проходили в условиях аномальной жары в пустынях Кызыл-Кум и Кара-Кум. Их планировали только на весну и осень, когда температура воздуха поднималась «только» до 50 градусов по Цельсию. В такую жару романтика обычно испаряется. Оставшиеся в профессии после «естественного отбора» обычно становятся настоящими археологами. Так или иначе, пять лет учебы в Ташкенте окончательно убедили Александра Кудрявцева в правильности его выбора. А заинтересованные в хорошем специалисте руководители Дагестанского министерства культуры сделали всё для того, чтобы заполучить к себе молодого перспективного специалиста, и обеспечили его работой. «Археологическая фортуна» уже ожидала Александра Абакаровича у легендарных стен древнего Дербента.

Почетный гражданин Дербента номер один

Парадокс в том, что до прихода А. Кудрявцева в Дербентскую экспедицию Дагестанского филиала Академии наук СССР раскопки на территории старого города практически не велись. «Древний Дербент был неплохо изучен, - говорит профессор Кудрявцев. – Сохранилось большое количество уникальных эпиграфических источников. О нем писали античные и древнегреческие авторы, средневековые поэты Низами Гянджеви, Алишер Навои, Саади, Фирдоуси, рассказывали сирийские средневековые христианские сказания и арабские географы VIII – XIII веков. Везде Дербент прославлялся как великий город. Десятки современных исследователей писали о нем. Казалось, что все уже известно. С другой стороны, это был живой город, сложный для работы археологов. Достаточно сказать, что вечером в верхний магал старого города даже милиция боялась ходить. Там процветало хулиганство, бывали частые драки, случались убийства».

Неудивительно, что местных археологов не очень радовала перспектива копать Дербент. Когда появился молодой специалист, готовый к любой работе, его тут же, как декабриста, отправили в «ссылку». Предполагалось, что он найдет определенное количество черепков, возможно, какие-то постройки, но никто не ожидал, что Александр Кудрявцев начнет сразу с открытий.

Вот что говорит об этом сегодняшний глава города Дербента Имам Яралиев: «Александр внимательно изучил находки и пришел к выводу, что по возрасту они старше города примерно на тысячу лет. Это казалось невероятным... стали копать развалины ханского дворца, углубились на десять с лишним метров, и даже неопытному глазу легко было определить, сколь насыщен срез раскопа. Он походил на гигантскую, положенную набок книгу, которую еще никто пока не открывал. Позже Кудрявцев рассказывал, что эта десятиметровая толща, состоящая из семнадцати слоев своеобразных страниц истории, уступает разве что раскопкам знаменитой Трои, толщина культурного слоя которой равна двенадцати метрам...».

Коллеги из многих научных центров Советского Союза, а когда рухнул «железный занавес» - и зарубежные археологи были поражены открытиями, которые Александр Абакарович Кудрявцев сделал в Дербенте. То, что его называют «Шлиманом наших дней», вовсе не фигура речи.

«Археологические раскопки под руководством Кудрявцева А.А. показали, что на протяжении многих веков Дербент являлся не только важнейшим военно-политическим оплотом известных мировых держав Ближнего и Среднего Востока (Сасанидский Иран, Арабский халифат, государства Сельджуков, Тимура, Сефевкидов и др.), но и одним из самых значительных городов всего средневекового Кавказа (знаменитые арабские историки и географы IX-X вв. писали, что он «больше Тифлиса и краше Ардебиля»), крупным ремесленным центром и известным транзитным пунктом международной торговли мусульманского Востока с Древней Русью, Волжской Булгарией, Скандинавией», – так считает не только доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и отечественной истории Южно-Российского государственного технического университета Александр Скорик.

С 1970 по 1995 год А. Кудрявцев возглавлял Дербентскую археологическую экспедицию Дагестанского филиала АН СССР. Он доказал, что первое поселение на Дербентском холме появилось 5000 лет назад, а значит, город древнее на три с половиной тысячелетия, чем считалось до начала его исследований. «В многовековой истории Дербента было несколько Александров: Александр Македонский в Дербенте не был, но легенды упорно приписывают строительство Дербентских укреплений именно ему; Александр II был в Дербенте один день; Александр Дюма (отец) пробыл в Дербенте несколько дней; писатель–декабрист Александр Бестужев-Марлинский служил в Дербенте 4 года; Александр Абакарович отдал Дербенту 25 лет жизни. Он и сегодня не теряет связи с Дербентом и по праву является почетным гражданином Дербента, где каждый житель считает его членом своей семьи» - так говорит Имам Яралиев.

Прошлое и будущее Татарского городища

В 1995 году пересеклись научные интересы профессора А. Кудрявцева и Ставропольского государственного университета. Александра Абакаровича пригласили работать на исторический факультет, который через два года он возглавил в качестве декана. Он возглавил научную экспедицию на Татарском городище, где открылось новое поле археологической деятельности. Многочисленные находки подтвердили, что ещё до прихода на эту территорию скифов здесь жили местные племена. Археологи под руководством профессора А. Кудрявцева выявили совершенно новые типы погребальных сооружений, свидетельствующие о симбиозе местной кобанской и пришлой скифской культуры.

А. Кудрявцев считает, что Татарское городище уникальный объект, который представляет интерес не только для археологов. Весьма перспективным может стать его использование в туристических целях. Для этого следует разделить городище на две части. На одной будут продолжаться раскопки, консервация объектов, их музеефикация. Другую часть городища с уникальными растениями и археологическими памятниками необходимо оставить нетронутой, заповедной. На базе первой части профессор А. Кудрявцев предлагает создать национальный археологический парк, открытый для организованного посещения туристами. Двухсот гектаров территории вполне хватит для осуществления такого проекта, считает он. Сегодня много говорится о развитии туристического кластера в Ставропольском крае, самое время вдохнуть новую жизнь в Татарское городище.

Декан, для которого каждый год — Год истории

Сегодня Александр Абакарович Кудрявцев возглавляет факультет, который по результатам рейтинга специальностей Министерства образования и науки России с 2005 года входит в первую тройку исторических факультетов классических университетов страны и стабильно занимает 1-е место среди вузов юга России. Профессор А. Кудрявцев подготовил более 30 кандидатов наук, консультировал трех докторов наук. В настоящее время под его руководством 14 аспирантов и соискателей работают над кандидатскими диссертациями.

«Специальность археолога – уникальная, штучная, - говорит Александр Абакарович. - В любой стране есть специальности, которые востребованы, когда страна добивается определенного успеха, становится стабильной, процветающей. Это относится и к историкам. По решению президента Д. Медведева 2012 год объявлен в России Годом истории. Но мы – трудно предсказуемое общество, и сохранится ли этот интерес через пять лет, сегодня никто сказать не может».

А. Кудрявцев не только изучает уникальные памятники археологии, но занимается их сохранением. Как говорит председатель Ставропольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Лилия Ходункова, их общественная организация гордится тем, что такой авторитетный ученый, как Александр Абакарович Кудрявцев, входит в состав правления краевого ВООПИиК. Его интеллект, опыт и принципиальный подход к охране объектов отечественного наследия неоценим для общего дела.

Р.S. Недавно руководство города Дербента обратилось к профессору Кудрявцеву с предложением продолжить раскопки под эгидой ЮНЕСКО. Принять в них участие выразили желание ученые из Англии, Франции, Германии и Египта. Сейчас решается вопрос о финансировании исследований.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление