Защитники: Вы это серьёзно?

Станислав Маслаков

23 февраля российские мужчины и мальчики получили своеобразный подарок – премьеру «первого российского кинокомикса» от кинодела Сарика Андреасяна

Защитники
Защитники

Наш корреспондент по доброй русской традиции трижды пытается отговорить своих читателей от просмотра данного фильма.

Попытка первая. Внушение

Начну с главного. Не идите на этот фильм в кино. Не тратьте на него свои деньги и время. Он не настолько хорош, чтобы воспринимать его всерьёз и недостаточно ужасен, чтобы было хотя бы смешно. Сейчас в прокате идёт несколько неплохих картин, которые гораздо больше заслуживают вашего внимания. Если не верите на слово, то читайте дальше. Возможны спойлеры, но в данном случае их наличие или отсутствие не имеют никакого значения: спойлеры опасны там, где присутствует логика, а зритель переживает настоящий катарсис, разгадав загадку чуть раньше, чем это произошло на экране. В «Защитниках» никакой загадки нет.

Попытка вторая. Убеждение

Собственно, всю историю можно рассказать по трейлеру, который едва ли не год крутился по всем кинотеатрам. У нас имеются 4 супергероя, созданные в СССР в результате бесчеловечных генетических экспериментов. Они противостоят злодею Августу Куратову, который когда-то был учёным, а потом возгордился, облучил себя всякой гадостью и в результате превратился в плохо загримированную груду дряблых мускулов, которая при помощи экзоскелета дистанционно управляет любой техникой. Да, даже такой, где из электроники только прикуриватель и фары. Да, при этом он сыпет молниями, словно установка Николы Теслы. Не спрашивайте, почему.

Будущее российского военпрома
Будущее российского военпрома

План у злодея простой – доказать всему миру, насколько он крут. Поэтому он собирает армию, состоящую из выращенных им клонов, плохо нарисованных паукообразных боевых роботов, а также действующей техники российской армии, берёт штурмом Москву, похищает Останкинскую телебашню (уймитесь, Зигмунд Фрейд!), водружает её посреди Москва-Сити и собирает из всего этого супер-пупер-антенну, при помощи которой намерен захватить все устройства на Земле и в итоге мир падёт к его ногам.

Новые русские герои
Новые русские герои

Не имея более внятного плана, российское министерство обороны решает собрать по территории бывшего СССР оставшихся супергероев, чтобы они остановили злодея. На поиски отправляется Елена Летучая сексапильная блондинка в тёмных очках и временами меняющая военную форму на обтягивающие кожаные штаны. Она находит четверых героев, каждый из них воплощает шовинистические представления относительно каких-либо национальных или половых особенностей.

Суровый горец и блондинка
Суровый горец и блондинка

Армянин Лер – суровый бородатый мужчина, который проводит время в молитвах у подножия священной горы Арарат, но тут же соглашается на предложение отомстить злодею Куратову. Он умеет управлять камнями. Потому что горец.

Кумыс полезен для здоровья!
Кумыс полезен для здоровья!

Собирательный среднеазиат Хан при первом появлении на экране лихо рубит посреди высохшего Арала совершенно неприспособленными для боя серпами казахских мафиози, более похожих на банковских клерков. Он очень быстрый – прямо как американский Flash, только монголоид и в чёрном костюме.

Russkiy Medved'
Russkiy Medved'

Русский богатырь-оборотень Арсус (не путать с производителем компьютерной техники) при желании может частично или полностью превращаться в боевого медведя из RedAlert и громит врагов первобытной грубой силой. А ещё у него совершенно уникальная сверхспособность: как только Арсус возвращается в человеческий облик, на нём снова появляются новые целые штаны.

Сногсшибательное зрелище
Сногсшибательное зрелище

И замыкает четвёрку вечно молодая (впрочем, как и все герои) девушка Ксения, которая становится невидимой (вначале под водой, а потом и просто так) а также может регулировать температуру своего тела.

Герои объединяются, сражаются, проигрывают, попадают в плен, проходят апгрейд, снова сражаются, почти проигрывают, а потом в итоге побеждают. Злодей повержен, Москва вернулась в 1993 год: с разрухой, танками на улицах и без небоскрёбов. Занавес. Итак, вы всё знаете. Вам всё ещё интересно?

До свиданья, Москва-Сити, до свиданья...
До свиданья, Москва-Сити, до свиданья...

Попытка третья. Анализ

Ладно, давайте разберёмся по-взрослому. «Защитники» были изначально обречены на провал – если не (надеюсь) кассовый, то на творческий точно. И не только потому что Сарик Андреасян не снял ни одного по-настоящему хорошего, талантливого фильма. Он честно попытался сделать это в «Землетрясении» - но не сдюжил. А в остальных своих «шедеврах» даже не старался.

Проблема здесь сугубо культурологическая. Комикс про супергероев – это сугубо американский феномен. Он получил своё сногсшибательное развитие во многом потому что молодая американская культура не имела собственной национальной мифологии и именно эту нишу в массовом сознании заполнили разного рода Супермены, Бэтмены и прочие Чудо-Женщины. Вначале они жили и плодились собственно в комиксах, потом вокруг этих образов выстроилась целая индустрия, включающая книги, кинематограф, игрушки и всё прочее. Могучие корпорации, такие как Marvel и DC контролировали процесс, собирали множество разрозненных историй в каноничные кодексы и, конечно, зарабатывали на всём этом огромные деньги. Сегодня в западных университетах изучением этого феномена занимаются целые кафедры. Например, тем, как менялись экранные воплощения того же Бэтмена в зависимости от эпохи и общественных трендов.

Где-то мы уже видели такого медведя
Где-то мы уже видели такого медведя

Глобализация поспособствовала тому, что феномен комиксов стал общемировым. Некоторые национальные культуры породили и собственных героев – стоит вспомнить хотя бы французских Астерикса и Обеликса. Их создатели выбрали незанятую нишу, добавили специфического юмора, умело раскрутили тему – и вышло в итоге вполне неплохо. Как ни странно, в России тоже есть пример успешного супергеройского кино. Это дилогия про нашего «Брата» Данилу Багрова, который воплотил чаяния истерзанной девяностыми русской души, вдохновил целое поколение и заодно вернул к жизни отечественную рок-музыку. Правда, это всё же не кинокомикс, а скорее удачное совпадение общественного запроса и таланта создателей.

Собственную индустрию комиксов пытается в последние годы создать сын известного медиамагната Артём Габрелянов. Его студия начала с основ: запустила 4 серии бумажных комиксов про разнотипных героев и пытается собрать вокруг них определённое сообщество почитателей. На днях даже выпустили короткометражный фильм про Майора Грома, который хоть и пестрит штампами не меньше «Защитников», но делает это с нескрываемым задором, а потому оставляет приятное послевкусие.

В случае «Защитников» мы видим довольно нелепую попытку запульнуть в масс-культуру совершенно новых, донельзя топорных супергероев без всякого «бумажного» бэкграунда. Даже у талантливой команды создателей она вряд ли была бы успешной. У этих героев нет своей истории, которая нашла бы отклик в юных сердцах, нет нормальной мотивации и даже в самом фильме нет возможности нормально раскрыться. Странный монтаж убивает даже те немногие моменты, когда в целом откровенно плохая режиссура позволяла вызвать хоть какую-то эмпатию у зрителя. Увы, Сарик Андреасян до сих пор не понимает, что недостаточно нарисовать героям смазливые мордашки и пару раз показать откровенно обтянутый зад, чтобы сделать их сколь-либо привлекательными.

Возможно, лучше было всё оставить так
Возможно, лучше было всё оставить так

Главный секрет комикса, равно как и любого героического мифа – отождествление читателя (слушателя, зрителя – неважно) с персонажем. Чтобы его достичь, нужно точно расшифровать культурный код, попасть в нерв собственных переживаний и комплексов человека. Вызвать у него ответную эмоциональную реакцию. А сверхспособности – это скорее привлекательная обёртка, которая сама по себе не заменит внутреннего содержания. Миллионы подростков следили за многострадальной судьбой Супермена не только и не столько потому что он умеет летать и стрелять лазером из глаз. А потому что в нём они видели себя – то, какими бы они хотели бы стать для того, чтоб решить собственные проблемы вселенской важности. И лишённый особых природных данных, но умный, богатый и мужественный Бэтмен – такой же образец для подражания. И бесконечно ироничный Дэдпул, который стебётся над собой, зрителем и самой индустрией комиксов – тоже.

А герои бездарной киноподелки «Защитники» - нет. Они никакие. У них нет ни прошлого, ни будущего. Они попрыгали и погримасничали на экране, не оставив после себя ровным счётом никакого впечатления. Наверное, поэтому зрители из изначально заполненного зала стали ближе к финалу расходиться. Спокойно, без свистов и возмущения. Просто потому что было совершенно неинтересно. Не повторяйте их ошибки. Уважайте своё время. Эта история его явно не стоит.

P.S. В самом начале фильма выскакивает предупреждение, что его рекомендуют к просмотру «Одноклассники». Комментарии излишни.

комиксы, рецензия, кино, Андреасян, Защитники

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление