Жизнь и любовь Айседоры Дункан в новом спектакле Театра на Гагарина
Ольга МетёлкинаИстория любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан до сих пор не дает покоя театральным и кинорежиссерам.

Деятели различных искусств находят всё новые и новые грани в их ярком страстном романе, вдохновляясь на создание перформансов и театральных постановок.
Первый альтернативный Театр на Гагарина недавно тоже внес свою лепту в художественное осмысление истории жизни и любви основоположницы свободного танца Айседоры Дункан. В основу сюжета режиссер Тамерлан Коченов положил ее записки, вошедшие в книгу «Моя жизнь», и мемуары современников Есенина и Дункан.

Создатели спектакля бережно отнеслись и к тексту воспоминаний, и к автору «Моей жизни». Актриса Лариса Урбан, не имея выраженного внешнего сходства с Айседорой, удивительным образом смогла передать психологические черты ее личности, глубину образа и внутренних переживаний. Дункан не была красавицей в классическом понимании. В начале XX века ее манера танца порой шокировала современников, привыкших к классическим па в балете и соответствующим сценическим костюмам. Тем не менее у Айседоры было большое число поклонников, ее выступления собирали огромные залы. Чтобы сыграть роль Дункан в спектакле, актрисе потребовалось найти ответ на вопрос: почему многие современники, и в частности, Сергей Есенин, были очарованы этой женщиной. «Она была очень смелой, сильной и независимой, - считает Лариса Урбан. - А эти качества, как правило, привлекают». Схожими чертами характера обладает и сама актриса.
О том, что новая работа оказалась неслучайной в творчестве Ларисы Урбан, возможно, говорит и тот факт, что в 2004 году она снималась в сериале «Есенин». Рассказывают, что журналисты намеревались взять интервью у исполнительницы роли Айседоры, но почему-то вместо актрисы Шон Янг обратились именно к Ларисе. Может быть, это был первый звоночек…
Режиссер Тамерлан Коченов в своем новом спектакле показал историю сильной женщины, которую не смогли сломить жестокие испытания. Он нашел интересное решение – передать эмоциональные переживания героини через танец в исполнении ее… тени (актриса Надежда Добарина).
Айседора сделала своего рода революцию в хореографии начала XX века. Она была одержима идеями свободы и в жизни, и в творчестве. Одновременно танец был для нее настоящим спасением в самых трагических ситуациях. С помощью танца она как будто открывала портал в другое измерение и черпала там вдохновение и жизненную энергию.
Склонность Айседоры к модернизму имела природный характер. Она стремилась к естественности как в жизни, так и в хореографии, предпочитая импровизацию. Рисунок танца должен был нести отпечаток личности исполнителя.
Знакомство и брак с Сергеем Есениным стали для Айседоры Дункан очередным испытанием. С появлением поэта (актер Игорь Каспаров) заметно меняется эмоциональный градус действия спектакля. Жизнь Айседоры никогда не будет прежней после появления в ней Есенина. Эзотерики называют такие отношения кармическими. Их встреча была предначертана судьбой. Для чего? Может быть, Айседоре она была нужна для того, чтобы узнать и со свойственной ей страстью всем сердцем полюбить Россию, о которой писал Есенин. Когда Айседору спросили, какой период в ее жизни был самым счастливым, она воскликнула: «Россия, Россия, только Россия! Три года, проведенные в России, со всеми страданиями стоили всей остальной жизни. Нет ничего невозможного в этой великой стране».
Сергей Есенин, должно быть, тоже понимал судьбоносность встречи с Айседорой. В спектакле звучат стихи, опубликованные в сборнике «Стихи скандалиста» уже после их расставания:
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел…
Когда в сюжетной линии происходит разрыв отношений героев, кардинально меняется и стилистика спектакля. Текст стихотворения «Черный человек» в исполнении Игоря Каспарова звучит по-настоящему зловеще. При этом образ мистического персонажа обретает реальные черты, и финал стихотворения становится трагическим финалом жизни самого поэта в гостинице «Англетер».
«Черный человек» воспринимается как спектакль в спектакле. По признанию исполнителя роли Сергея Есенина, над этой сценой они работали с режиссером, абсолютно понимая друг друга. Интересно, что Игорь Каспаров прежде в своем творчестве так близко не соприкасался с есенинской поэзией. При том, что тембр его голоса и стиль декламации удивительным образом с ней гармонируют.
Финал спектакля оказался вполне предсказуем для публики, знакомой с историей трагической гибели Айседоры Дункан. Впрочем, многозначительной подсказкой с самого начала служил красный шелковый шарф на шее героини. Он стал одним из символических знаков, которые режиссер «разбросал» по всему полотну сюжета и даже использовал в сценографии. Следует также отметить, что над оформлением спектакля работал известный художник и скульптор Василий Чуйков.
«Искусство придает форму и гармонию тому, что в жизни является хаосом и раздором», - написала Айседора Дункан. Ее мысль близка и понятна зрителям даже через сотню лет. Подтверждение тому - новый спектакль Театра на Гагарина.