Зло, бабло и копирасты

Станислав Маслаков

Зло, бабло и копирасты

На минувшей неделе появилась информация о том, что российский минкульт готовит революцию в сфере защиты авторских прав. Беспрецедентные меры, которые приравняют весь так называемый «нелегальный контент» чуть ли не к детской порнографии, и с соответствующими жестокими наказаниями.

За кем гонимся?

В принципе, ничего удивительного и нового в этом нет. Копирастическое лобби может поспорить с педофильским, православным, либеральным и ещё каким угодно. Чего стоят только инициативы утомлённого Никиты Сергеича Михалкова или других наших кинодеятелей! Вспомним хотя бы сборы в пользу некоего «Союза правообладателей» с каждой проданной флешки или предложение ввести дополнительный налог на иностранную кинопродукцию, чтобы заставить зрителей смотреть отечественную.

Так что новая драконовская мера от Министерства культуры – лишь одно звено в общей цепи. Оставим в стороне само это ведомство. Как сказано в Писании, «по плодам их узнаете их». Отечественная культура, видимо, переживает небывалый подъём, новый золотой век, само министерство возглавляют компетентнейшие люди, и успехи его настолько заметны, что оно вправе лишать российский народ возможности бесплатно смотреть кино, слушать музыку, читать книги и играть в компьютерные игры. И у нас, конечно же, созданы все условия для того, чтобы граждане могли пользоваться исключительно легальным контентом. То есть создан платёжеспособный спрос населения на лицензионную продукцию, говоря языком экономики. Не так ли?

Чаще всего поборники подобной защиты авторских прав апеллируют к так называемому международному опыту. Правда, он на деле весьма разнится. В Китае создали «Великий файервол», призванный защитить местное население от тлетворного влияния Запада. Но внутренний интернет по своему богатству и разнообразию мало уступает мировому, и доступ к бесплатному (по мнению копирастов – преступному) контенту здесь практически полный. В странах Ближнего Востока, как правило, интернет плохо развит, как, впрочем, и вообще всё. А образцом для подражания выступает столь нелюбимый теми же борцами за авторские права Запад. Там действительно всё строго в той или иной мере. Правда, даже самый поверхностный анализ показывает, что нельзя нам этот опыт перенять сразу по двум причинам.

Тут вам не там!

Первая кроется в глубинах истории. Забавно, но ещё несколько веков назад никакого понятия об авторских правах нигде в мире не было. С древнейших времён люди пересказывали, а затем и переписывали друг у друга что угодно и в любых количествах. Далеко за примерами ходить не надо. Все наши священные книги списаны из более ранних источников, творчески обработаны и предъявлены как небесное откровение. Практически любой труд, написанный в эпоху античности или средние века, состоит из огромного количества прямых и скрытых цитат при сравнительно небольшом количестве авторского текста. Даже если кто-то придумывал совершенно новую (насколько это возможно) историю, ему бы и в голову не пришло запрещать другим её пересказывать или взимать за прослушивание фиксированную плату. То есть творческий акт был самоценным. Философы искали смысл бытия, составители религиозных книг думали, как лучше при их помощи управлять народом, а певцы пели, как поётся. На жизнь они зарабатывали, конечно, но без прейскурантов и «копирайтов».

Но потом пришло Новое время, а вместе с ним так называемый «проект модерн», а следовательно – капитализм, и всё на свете стало измеряться в денежном эквиваленте. Творчество из способа самореализации превратилось в способ зарабатывать деньги. К тому же возникли такие сложные коллективные формы творчества, как, например, кино, которые могут существовать только в том случае, если приносят определённый доход. И в этом контексте сформировалось понятие об авторских правах, то есть особом праве на получение доходов со своего произведения.

Россия хоть и относится к Западному миру, но совсем уж относительно. Нормального капитализма у нас никогда не было. Из феодализма мы попытались сразу шагнуть в коммунистическое будущее, а оступившись, свалились в дикую помесь анархии и авторитаризма. Если присмотреться к нашей истории, то творчество здесь никогда не было товаром. Одни так самовыражались, другие прятались от ужасов окружающей действительности, третьи использовали творчество как орудие пропаганды. За всю нашу историю только один относительно коммерческий проект стал великим произведением искусства – роман «Преступление и наказание», который Достоевский писал в том числе и для того, чтобы расквитаться с карточными долгами. Добавим сюда 70 лет коммунистических представлений о народном достоянии. В итоге мы, русские и окрестные, по своей сути такие, что навязать представление об авторских правах нам не проще, чем однополые браки.

Почём информация?

Вторая причина куда проще: прежде чем навязывать нам западные нормы, дайте сопоставимый уровень доходов. В США зарплата 3000 долларов считается низкой. В России, если не считать Москву, эквивалент 500 долларов – это уже жить можно. Жить – это отдать половину за «коммуналку», поесть и одеться. На хлеб хватает, на зрелища – не очень. Зайдите в книжный магазин, если давно там были, и посмотрите цены. Или вернёмся к главнейшему из искусств. В двух весьма скромных кинотеатрах Ставрополя цены на сеанс могут переваливать за 500 рублей. То есть на стипендию студента-отличника можно сходить четыре раза в месяц. Если всем остальным родители снабжают.

Чем спасается россиянин, особенно молодёжь? Конечно торрентами и соцсетями. Если бы не они, то миллионы жителей страны не прочитали большинство книг, не посмотрели большинство фильмов и не освоили столь полезные в жизни и работе компьютерные программы.

Так что введение в России жестких мер по борьбе со свободным распространением книг, музыки, фильмов и программ, возможно, и принесёт какой-то доход их авторам. Но при этом лишит очень многих возможности ознакомиться с этими произведениями. Фактически речь идёт о сегрегации собственного населения по имущественному признаку.

Трудно сказать, насколько успешной будет очередная инициатива копирастов. С одной стороны – против и русский менталитет, и здравый смысл. С другой – это логичное продолжение всего происходящего в стране. У нас платные медицина, образование, услуги чиновников, дороги. Теперь ещё и информация. Всё становится товаром и всё дорожает. Только люди и их развитие, похоже, ничего не стоят.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление