Прогулки по Германии. Часть 2. Межкультурная интеграция.

Вечерний Ставрополь

Вопрос межкультурной коммуникации встал уже в первые минуты пребывания в Германии. Таможенники в аэропорте города Меммингена быстро ставили штампы и выпроваживали фразой на немецком языке и небрежным жестом рукой, указывающим направление. Все, кто просил повторить фразу на английском, получали в ответ тот же жест рукой с дополнительными комментариями на немецком. И это вовсе не означало, что они не знают языка. Позже мне объяснили, что с некоторых пор такие нравы стали местной нормой, как своего рода отстаивание собственных традиций. Но благо, в аэропорте висели таблички с дублированием надписей на английском.

Однако, «трудности перевода» появились снова уже через несколько минут - у такси. Все таксисты возле международного аэропорта были арабской внешности и ни слова не понимали по-английски. И создавалось ощущение, что это просто издевательство, когда они втроем пытались понять, куда именно нам нужно, разговаривая при этом между собой на своем родном языке и смеясь одновременно над каждой нашей фразой.

Позже, мне много раз приходилось контактировать с немецкими турками, но только с одним из них была возможность поговорить. Хоть и не долго и в основном по делу. Это был парень, работавший в ночную смену в Мюнхенском McDonalds’е =). Стоя за кассой в паре с девушкой из Болгарии, они оба не только знали английский, но даже немного понимали русский язык и пытались говорить на нем короткими фразами. Так что, всегда есть приятные исключения.

Мюнхен. Мариенплац

На самом деле, все время пребывания в Германии меня поражали контрасты видов традиционной баварской архитектуры и африканской, азиатской или арабской внешности жителей. Причем последние, которые в основном являлись представителями Турции, по всем параметрам очень сильно напоминали наших кавказцев. Они так же ходят стайками, любят носить спортивные трико, сидеть на корточках посреди улицы и всем своим видом показывают, что именно они здесь хозяева и плевали они на все немецкие законы и нормы поведения.

Общение с европейцами, наоборот, поражало их практически поголовным знанием английского языка на неплохом разговорном уровне, общей образованностью, широтой интересов и коммуникабельностью. Так, в ходе одной из бесед с одним очень общительным немцем, выяснилось, что небольшие ямки и выбоины на дорогах Германии – не что иное, как следствие ужесточения миграционной политики. Теперь часть бюджета, которая раньше шла на содержание и развитие дорожной сети, пущена на выселение иммигрантов. И убедительное большинство налогоплательщиков поддержало такой шаг. Это отлично показывает общее отношение немцев к продолжению политики межкультурной интеграции.

И дело здесь совсем не в ворчливости жителей Германии. Дело в нежелании некоторых иммигрантов принимать устои той страны, которая так щедро предоставила им все условия для жизни. Причем такие проблемы почему-то наблюдаются только с эмигрантами из исламских стран. Азиаты, африканцы, эмигранты из бедных европейских республик быстро изучают язык, прилежно работают, а зачастую еще и умудряются получить образование, стать хорошими специалистами и даже успешными руководителями. Но носители исламской культуры предпочитают совсем другой стиль. Мужчины приезжают по приглашению к какому-либо своему родственнику, который уже живет в Германии, и просто остаются у него жить и официально работают на него. А через несколько лет законно получают гражданство. Тогда к ним могут переехать жены, которые часто вообще не нуждаются в работе, и другие родственники по той же схеме. Кстати, когда получено гражданство, вкалывать на работе уже не обязательно, т.к. в Германии довольно неплохие пособия по безработице и социальные гарантии, которые позволяют обеспечить вполне комфортную для них жизнь в турецком районе, например. А, живя в таком районе, даже знать немецкий язык не обязательно.

Традиционный турецкий кебаб, который можно отведать практически на каждом углу

Такого рода мигрантам не нужны блага цивилизации, не нужно хорошее образование, их абсолютно не интересует карьера и работа в принципе. Когда они переезжают, они не ставят себе целью жить как европейцы. Они просто хотят перенести свои устои в то место, где можно меньше работать и пользоваться уже готовыми благами цивилизации.

Толерантные немцы долго не обращали на это внимания, пока не появились проблемы с экономикой страны. Резко вырос уровень безработицы и преступности. Именно тогда они ясно осознали тот факт, что платят за межкультурную интеграцию из собственного кармана. И чем больше платят, тем платить приходится еще больше. Кстати, недавние статистические исследования в Германии показали, что именно иммигранты составляют около 80% всех безработных в стране. А уровень преступности с их участием в несколько раз выше, чем среди коренного населения.

За две недели пребывания в Германии, я успел пообщаться со многими европейцами. Все были разных возрастов, разных профессий, из разных городов и т.д. И все они высказывались об этой проблеме примерно одинаково, хотя никто из них не был похож на приверженца националистических идей. Наоборот, слышалось в речи некоторое разочарование. И создавалось ощущение того, что когда-то все они свято верили в то, что люди разных культур и вероисповеданий могут жить рядом и прекрасно понимать друг друга. Но практика показала слегка иное…

Практика в Германии показала, что от цвета кожи, разреза глаз, и в целом от национальности, действительно ничего не зависит. Все люди могут цивилизованно жить, учиться, работать, создавать семьи, общаться и т.п. И коренные жители с радостью принимают такого рода соседей и с радостью идут на контакт с ними. Те, в свою очередь получают хорошие условия жизни, достойную оплату труда, заводят семьи и становятся полноценными европейцами. Это и называется интеграция. Заметьте, не толерантность, а именно межнациональная и межкультурная интеграция. Но существует как минимум одно исключение - явление, которое не способно к интеграции. И это традиционный ислам, идеи которого не имеют ничего общего с теми правами и свободами, за которые представители западной цивилизации (Россия, кстати, к ним относится) сражались столетиями. И вряд ли нужно приводить какие-либо дополнительные факты и рассуждения. Достаточно просто посмотреть на опыт европейских стран, вспомнить про события во Франции, про недавние события в Великобритании, или просто включить телевизор в любой день и посмотреть мировые новости. Практически все вооруженные конфликты последних лет происходят не без участия исламистов. Экономики развитых стран Европы страдают как от внутренних проблем с эмигрантами-носителями ислама, так и от постоянных многомиллионных затрат на урегулирование бесконечных конфликтов в исламских странах. И с каждым годом подобных проблем становится все больше и больше. Кстати, в Европе многие страны уже поняли, что политика межкультурной интеграции не работает в случае с исламом, и сейчас пытаются принять соответствующие законы, не смотря на действующую в Евросоюзе идеалистическую либеральную планку.

Представьте себе, если даже большинству из числа русских эмигрантов тяжело прижиться в Германии из-за небольшой разницы в менталитете (см. предыдущий пост), то, что же можно сказать об интеграции исламского средневекового строя в современное общество, основанное на идеалах прав и свобод? Сейчас это просто невозможно. Для свершения такого чуда, как минимум одна из сторон должна кардинально изменить свои взгляды. Это чистой воды логика. И та же самая логика подсказывает, что вряд ли кому-то позволят переписать Коран, и вряд ли европейские женщины согласятся на кастрацию собственных прав.

Конечно, можно было бы написать политически корректней.  Например, о том, как классно выглядят надписи на арабском в центре Мюнхена, о том, как здорово, что там можно на каждом углу отведать шаурму и люля-кебаб, о том, какие красивые лица можно разглядеть за хиджабами и т.п. Но в этом не было бы честности. А ведь честно смотреть в глаза проблемам – крайне важно для нахождения верного пути к их решению. И сейчас это особенно важно, когда подобные проблемы можно наблюдать не только по всему миру, но и на просторах нашей необъятной Родины, в наших родных краях.

Германия, Бавария, путешествие, общество, эмигранты, ислам, межкультурная интеграция

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление