Святое ничтожество

Станислав Маслаков

В воскресенье гражданин Гундяев в должности руководителя РПЦ отметился весьма любопытным и даже программным высказыванием.  Он призвал всех православных планеты брать пример с Николая II.

«Казалось бы, такого человека нужно на руках носить и благодарить за то, что он своим тихим голосом и своей кроткой внешностью, никогда никого не обижая и не оскорбляя, сумел так организовать работу страны, что она за короткое время, в том числе и пройдя через испытания революции 1905 года, стала сильной и могущественной», — цитирует патриарха gazeta.ru.

По его словам, Николай II был настоящим христианином и сделал страну великой державой.

Ну вот кто его за язык тянул? Ведь умный человек, тонкий дипломат и политик. Если бы он остановился только на первой части фразы, то вполне бы всё прилично было. Раз уж сделали из последнего российского императора бренд святого великомученика, то надо его поддерживать. Мол, хороший человек был, православный, опять же, семьянин хороший. Не повезло попасть в жернова истории, но до конца сохранил веру и всё такое.

Так нет же, его нам представляют ещё и как замечательного правителя, эффективного, не побоюсь этого слова, менеджера. И вот тут поневоле задумываешься: либо кто-то из нас альтернативно одарён, либо святейший подразумевал не совсем то, что говорил. То есть, Николай Второй, прозванный в народе Кровавым, сумел так организовать работу страны после революционных событий 1905-07 годов, которые начались его же фразой «Патронов не жалеть!», что за короткое время Россия стала настолько сильной и могущественной, что проиграла с треском Первую Мировую, погрузилась в хаос анархии, и на некоторое время вообще перестала быть сколь-либо внятным государством. Я ничего не упустил?  Это вот, значит, каков православный идеал российского руководителя? Царь-тряпка, прогадивший империю?

Пройдя через революционные испытания 1905 года, Российская Империя при некоторых экономических достижениях (скажем спасибо логике исторического развития и Столыпину, сам святой император в эти вопросы особо не вникал) в итоге пришла к революционным событиям 1917 года – к тому моменту обескровленная войной, в которую Николай Второй столь бездарно вляпался и которую продул, несмотря на несколько замечательных шансов повернуть ситуацию в свою пользу (вспомним хотя бы хрестоматийный Брусиловский прорыв).

Я, конечно, не историк. Может, я и не знаю замечательных управленческих решений  Николая Второго. Я, к тому же, не богослов, и не могу оценить степень святости данной персоны и богоугодности её решений. Но есть в Библии хорошая фраза, которая замечательно подходит к оценке всех, в том числе святых: "По плодам их узнаете их" (Матф.7:16 и 7:20). И можно что угодно говорить о Николае Втором, Сталине, Петре Первом и разного рода Владимирах, но мы будем просто сопоставлять факты: что было на входе и что получили на выходе?

И знаете, что, как бы вам ни были удобны безвольные бездарные правители (вы тут не первый, вспомним хотя бы Решелье, если это сопоставление уместно), нам таких богоугодных примеров не надо.

Николай II, РПЦ, Патриарх

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление