Маршрут по КМВ на официальном сайте Ростуризма

На официальном ресурсе Федерального агентства по туризму размещён маршрут для путешествий по Кавказским Минеральным Водам.

В тексе подчёркивается, что сейчас курортная зона в Ставропольском крае активно возрождается. Ремонтируются старые корпуса домов отдыха, строятся новые гостиницы и рестораны, реставрируются памятники архитектуры. В регионе введен туристический сбор — собранные средства идут на благоустройство городов и поселков.

Так что, в летний период санатории Кавказских Минеральных Вод полны отдыхающими, а на парковках у основных достопримечательностей не протолкнуться от экскурсионных автобусов. В Ростуризме предложили всем желающим нестандартный маршрут для самостоятельного исследования. В нём нет затоптанных толпами отдыхающих «лермонтовских мест», а акцент сделан на старинную архитектуру конца XIX-начала ХХ столетия. Маршрут проходит через три из четырех главных городов КМВ – Ессентуки, Железноводск и Пятигорск. Самый знаменитый высокогорный Кисловодск в траекторию путешествия осознанно не включен — его подробный осмотр требует как минимум дополнительных пары дней и отдельного маршрута.

Многие из объектов на маршруте доступны не только для осмотра снаружи, но и для реального использования. В кофейне Гукасова попить кофе с булочкой, в механотерапии — позаниматься на старинных тренажерах и так далее.

Остановочный пункт на электрифицированной линии Минеральные Воды — Кисловодск не значится в большинстве туристических путеводителей, а очень зря. Это настоящая «капсула времени» — на вокзале 1897 года постройки уцелели потолочные розетки в залах ожидания, три керамические печи, «коронки» исторических дверей, фриз с символикой инженерных ведомств Российской Империи, старинные кассовые окошки и еще много всего. Ни автор оформления станции, ни причины, по которым рядовая станция получила такую богатую отделку, неизвестны. Зато, известно, что вокзал засветился в советском кинематографе. После успеха авиационного фильма-катастрофы «Экипаж» Госкино решило изготовить его железнодорожный аналог — картину «34-й скорый». Снимали её как раз на путях станции Бештау. Столь же громкого успеха, как «Экипаж» фильм, однако, не имел.

Следующие три пункта маршрута расположены в шаговой доступности друг от друга — на склонах горы Железная в Курортном парке города Железноводска. Составители маршрута рекомендуют туристам припарковаться на центральной площади и дальше перемещаться между достопримечательностями пешком.  Мимо городского Дворца культуры и бывшей «Казенной гостиницы» можно подняться по лестнице, ведущей в парк. Уже на верхней ее площадке вам встретится первый архитектурный шедевр — «Пушкинская галерея». В начале ХХ столетия Кавказские Минеральные Воды столкнулись с серьезной проблемой — нехваткой крытых «общественных пространств». Нужны были курзалы —  крупные здания, приспособленные для организации как концертов,  спектаклей, так и просто отдыха курортников за чашкой кофе и газетой. Два из четырех городов решили этот вопрос приобретением сборных металлических галерей —  «Лермонтовской» в Пятигорске и «Пушкинской» в Железноводске.  «Пушкинская галерея» была смонтирована в 1902 году. Спроектировал ее польский зодчий Стефан Шиллер, конструкции, по одной версии, изготовили на его родине в Варшаве, по другой — в Петербурге. Галерея прибыла в Железноводск в разобранном виде по железной дороге. Кроме ажурного металла ее украшениями послужили скульптуры, витражи, цементная напольная плитка.  Попасть внутрь и осмотреть интерьеры может любой желающий — сейчас в здании, как и прежде, проходят выставки и концерты. Тут же стоит и памятник «Нашему всему», скульптура «Пушкин у моря» авторства Сергея Меркулова. Ею облик галереи дополнили в 1937 к столетию со дня гибели поэта.

Главная достопримечательность Железноводска — дворец эмира Бухары Сеида Абдулахада, воздвигнутый в 1907-1912 годах. Правитель исламского княжества на территории современного Узбекистана не обладал могучим здоровьем. Вот почему он выстроил себе сразу два дворца в популярных курортных местностях Российской Империи, один — в Ялте, второй — в Железноводске. Проект кавказской резиденции эмира выполнил местный архитектор Семенов, будущий главный зодчий сталинской Москвы, автор генерального плана реконструкции столицы в 1930-х. Фасад украсили майоликовыми вставками в традиционной средневековой узбекской технике, утраченной и восстановленной петербургскими химиками всего за несколько лет до строительства дворца. Главный корпус увенчан куполом и обзорной башней-минаретом. К основному зданию прилегает затейливо украшенный служебный корпус дворца. По задумке архитектора, в нем должен был проживать ханский гарем. Но по назначению резиденция никогда не использовалась. Сеид-хан скончался до завершения работ, а его сын и наследник интереса ко дворцу в Железноводске не проявил. В итоге роскошное здание стало сперва госпиталем, а потом корпусом санатория. Тут отдыхали в том числе революционные знаменитости — Надежда Крупская и Клара Цеткин.

Иногда Железноводск иронически называют «Курортной Меккой». Причиной тому наличие сразу двух крупных памятников архитектуры, стилизованных под традиционное исламское зодчество. Один из них — дворец эмира Бухарского, второй — Островские ванны у подножья горы Железной. Боковой фасад здания выходит прямо на центральную улицу городка, на площадь у железнодорожного вокзала. Здание это было воздвигнуто в 1894 году по проекту петербургского архитектора Павла Сюзора, автора «дома Зингера» на Невском проспекте более известного сегодня как Дом книги и штаб-Квартира социальной сети «ВКонтакте». Сюзор стилизовал купальню под мечеть — постройка увенчана куполами, к заднему фасаду примыкает «минарет» — труба котельной. По фасадам тут и там разбросаны картуши с «арабской вязью» — на самом деле это всего лишь каллиграфические орнаменты с отдельными вкраплениями реальных слов. Тут же и надпись «Островские ванны» — имя сооружение получило не в честь знаменитого драматурга Александра Островского, а в честь его брата Николая, министра Российской Империи, немало сделавшего для расцвета курортов КМВ. Сейчас ванны недоступны для посещения, они законсервированы и обнесены забором в ожидании реставрации.

Один шведский историк обыскивал кладовки старинного госпиталя в Стокгольме и наткнулся там на устройства из металла и кожи с ремнями, фиксаторами для конечностей и колесами. Он пришел в ужас: больше всего находка напоминала пыточные приспособления, давным-давно запрещенные в скандинавском королевстве. Не сразу скандинав понял, что обнаружил повод для национальной гордости, а не стыда. А вот если бы находку сделали в городе Ессентуки, то сомнений бы в назначении устройств не возникло. Странные шведские машины тут не валяются по кладовкам — они служат по своему прямому назначению в павильоне с надписью «Механотерапия» на территории Курортного парка. «Механотрапией» в XIX-начале XX столетия именовался фитнес, а сами машины — первые в мире тренажеры системы Зандера, изобретенные в Швеции. Всего их в Ессентуках 52, это очень много. Для сравнения, все тот же незадачливый швед, поставив цель собрать коллекцию машин Зандера, сумел найти всего 20. Но что самое впечатляющее — до сих пор ими может воспользоваться любой желающий. Экскурсия с демонстрацией работы машин, включая «верблюжье седло» и «растягиватель грудной клетки», стоит всего 250 рублей. Курортникам окрестных санаториев врачи тоже прописывают визиты в исторический павильон. Механотерапия засветилась и в кино. Тут снимали культовый фильм «Любовь и голуби». В одной из сцен герои Людмилы Гурченко и Александра Михайлова вместе занимаются в тренажерном зале — на «курорте органов движения».

В 1910-х настроения в архитектуре резко поменялись. Живописный, декоративный, коммерческий модерн надоел. Беспорядки 1905 года забылись, снова разговоры про Царьград, Проливы, имперские триумфы. Петербург — четвертый Рим, его элита — немножко римляне. Отлично уловил тренд молодой австриец из Кременчуга Евгений-Карл Шретер. Он принял русское подданство, отучился в Академии художеств, а дальше начал рисовать проекты в духе Рима времен упадка. Главная работа Шретера — грязелечебница в Ессентуках, 1911 год — почти копия древних терм размером в пару кварталов. Даже черепица тут была воспроизведена по античным технологиям, а кушетки для отдыха после процедур напоминали ложа патрициев. Для лечения использовалась целебная грязь из озера Тамбукан. Жижу хранили в специальных чанах в подвале здания, по необходимости подогревая. Роскошная лечебница первоначально носила имя Алексеевской — предполагалось, что процедуры тут будет проходить в том числе и наследник престола Романовых царевич Алексей. Сейчас грязелечебница носит имя Семашко, первого советского наркома здравоохранения, ответственного за восстановление здравниц КМВ после Гражданской войны. Заведение действует по прямому назначению — в здание можно попасть, записавшись на процедуры или на экскурсию по интерьерам. Парадный холл доступен для осмотра всеми желающими в часы работы грязелечебницы.

Пятигорск — центральный и крупнейший город региона Кавказских Минеральных Вод. Неудивительно, что и памятников архитектуры эпохи модерна здесь больше, чем в Ессентуках и Железноводске вместе взятых. Самый яркий из всех — кофейня Гукасова на проспекте Кирова при входе в парк Цветник. Это двухэтажное здание, напоминающее силуэтом старинный пароход, — детище пятигорского кондитера Александра Гукасова. Этот талантливый предприниматель лелеял мысль об основании собственного дела с первых лет жизни в Пятигорске, куда он вместе с престарелой матерью, одиннадцатью братьями и сестрой переехал из Баку. Сперва Гукасова помещение под кондитерскую снимал, денег на строительство собственного ресторана у него не было. Пополнить казну помог случай — состоятельный знакомый желал избежать призыва на русско-японскую войну 1904 года, и Гукасов ушёл на фронт вместо него, получив от «откосившего» солидную сумму. Вернувшись в Пятигорск Гукасов арендовал у города до 2000 года участок в самом бойком месте — рядом с Лермонтовской галереей и самым популярным садом для прогулок. К 1908 кофейня была построена. До самой революции она славилась лучшими в Пятигорске ванильными булочками. Их можно отведать и сейчас — после многолетнего перерыва на втором этаже здания снова варят капуччино и латте, а заодно и сервируют десерты. Если спустится в туалет на первом этаже, то на лестнице можно увидить редкий витраж с орлом — символом вод, а рядом с уборной — старинную табличку с одного из бюветов в Ессентуках. 

Ставропольский театр оперетты расположен не в самом Ставрополе, а в Пятигорске. Первоначально театральное здание было воздвигнуто как Пятигорское всесословное собрание. Тут проходили балы, спектакли, концерты, работала библиотека и буфет. В курортный сезон в здании выступали артисты московского театра-кабаре «Летучая мышь». В 1920-м году здание прославилось на весь Кавказ. С балкона Всесословного собрания, ставшего Народным домом, Сергей Миронович Киров провозгласил установление советской власти в крае.  С 1939 года Народный дом стал театром музыкальной комедии. Спектакли тут шли даже в период немецкой оккупации Пятигорска в 1942-943. Германские зрители оказались неблагодарными — уходя солдаты Вермахта подожгли театр. Восстановили его уже спустя полтора месяца, первые спектакли в марте 1943 играли без электричества, но с большим вдохновением и энтузиазмом. Сходить в театр интересно и сегодня — как для знакомства с репертуаром, в котором труппе особенно удается опереточная классика, так и для осмотра сохранившихся интерьеров.

Подземное озеро Провал — одна из самых популярных достопримечательностей Пятигорска. Тем обиднее, что в её тени остаются многочисленные архитектурные памятники. расположенные совсем рядом, на бульваре Гагарина, бывшем Провальском. Это дачи пятигорской интеллигенции начала ХХ века – врачей, учителей, инженеров, адвокатов и архитекторов Активное развитие этого района началось после прокладки вдоль бульвара трамвайной ветки. Особняки строились с расчетом на то, чтобы часть помещений сдавать в аренду курортникам в сезон, а остальные оживать самим. Большинство строений вдоль бульвара ярко оформлены в стиле модерн — необходимое условие для коммерческого успеха, ведь арендные дачи выбирали в том числе и «по одежке». После революции особняки были национализированы. Сейчас большинство из них стало корпусами пятигорских санаториев, а потому доступны лишь для наружного осмотра. Чтобы увидеть максимум припаркуйтесь у озера Провал и спускайтесь вниз по бульвару до Пироговских ванн и Академической галереи. На пути вам встретятся около двух десятков особнячков — впечатляющая коллекция по меркам любого исторического города. Больше на Ставрополье можно увидеть только в Кисловодске. 

Читайте также: Ростуризм продлил продажи туристического кешбэка на две недели

Ростуризм, КМВ, маршрут, путешествия

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление