А органические ли продукты?

Лариса Денежная

читаем этикетку вместе

Маскировка  под органический продукт.
Маскировка под органический продукт.

Некоторые производители, уловив наши настроения на выбор экологичных и натуральных продуктов, пытаются «впарить» нам товары, маскирующиеся под органические. Их этикетки сопровождаются надписями типа Eco, Bio и т. д. Подобная маркетинговая хитрость получила термин «гринвошинг». Что это такое и как его разоблачить?

Greenwashing (от англ. green – зеленый и whitewash – отбеливание) – дословно «зеленое отмывание» (иногда «зеленый камуфляж»).

В России сегодня сертифицируются только органические продукты. Эту процедуру проходят в аккредитованном органе, после чего данные вносятся в Единый государственный реестр производителей органической продукции. А предприятие получает право наносить соответствующий знак на упаковку товара. Чтобы узнать, действительно ли таковой может именоваться органическим, можно зайти на сайт Минсельхоза РФ и через реестр «пробить» производителя, указав его юридическое название или регистрационный номер и пр.

В соответствии с законом использование слова «органический» без соответствующего сертификата влечет за собой ответственность. Поэтому любители гринвошинга используют более «безопасную» маркировку – «био», «натуральный» и пр. При том что знака экологичного, натурального или какого-нибудь подобного в России не существует. В других странах таковые используются.

Знак органического  продукта в России.
Знак органического продукта в России.

Как говорит закон, надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово «органический», а также его сокращения или производные от него слова и распространяются на русскоязычное написание. Надпись Organic совсем не означает, что отечественный производитель прошел проверку и соответствует всем требованиям.

Согласно ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические», «вольные», неконкретные, широко трактуемые формулировки типа «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и «благоприятная для озонового слоя» и пр. запрещены. Экологическое заявление (environmental claim) – словесная формулировка, символ или графическое изображение, указывающие на экологический аспект продукции, компонента или упаковки, должны быть подтверждены.

На сегодняшний день можно доверять продуктам с экомаркировкой, подтвержденной международно признанным экологическим сертификатом.

Чтобы сориентироваться в выборе таких товаров, можно изучить информацию в мобильном приложении «Экополка».

Из органических маркировок наиболее известная – «евролист». Этот знак обязательно сопровождается кодовым номером органа контроля и местом выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого состоит продукт.

В наших магазинах в продаже есть продукция с маркировками «Листок жизни» (Россия), «Голубой Ангел» (Германия), «Европейский цветок» (страны Евросоюза), «Северный лебедь» (страны Скандинавии).

органические товары, мобильное приложение «Экополка», маркетинговая хитрость, экологические товары