Артист существует для того, чтобы нести людям радость

Елена Павлова

Казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь» готовится к большому концерту.

На сцене  «Вольная степь».
На сцене «Вольная степь».

Казалось бы, что здесь удивительного при такой-то яркой биографии коллектива, насыщенной событиями, гастролями и фестивалями в разных городах и весях нашей страны и далеко за ее пределами. Но этот концерт 19 октября станет особым событием как минимум по двум причинам: во-первых, все сценическое действо от начала и до конца будет снимать московский телеканал «Жар-птица». А во-вторых и главных, коллектив этим концертом отмечает 50-летие творческой деятельности своего бессменного художественного руководителя Василия Берченко. «Вольная степь» – это его детище, мечта, 17 лет назад ставшая явью и делом жизни. Василий Васильевич и сам будет на сцене в праздничный вечер... А пока мы вам расскажем об этом удивительном человеке.

 

Родом из детства

Василий Васильевич Берченко.
Василий Васильевич Берченко.

Любовь к казачьей песне, такой же вольной и широкой, как наши ставропольские степи, у Василия Васильевича начиналась с детства. Род Берченко – исконно казачий, да и ставропольский – тоже, можно сказать, искони (в семейных преданиях живет память о предках, участвовавших в строительстве одной из крепостей Азово-Моздокской линии). А вообще в роду Берченко были казаки с Дона и Украины. Точнее, так: когда-то донские казаки Шинкаренко и украинские Берченко обосновались на территории нынешнего Туркменского района в селе под названием Овощи. Породнились. И хоть не было среди них музыкантов, а любовь к казачьей песне была. И песни звучали в доме чуть не каждый вечер. Да как звучали! Мама, ее сестры и брат всю жизнь на земле работали – вокалу им учиться было негде и некогда. Но голоса у них были – просто чудо, дар Божий. И песню они чувствовали – казалось, не пели, а проживали каждую строчку...

И не только в их семье так было.

– Я застал то счастливое время, когда люди пели, – говорит Василий Васильевич. – Каждая свадьба – это был просто кладезь песен... Но они звучали ведь не только в праздники. Мне врезался в память один вечер... Лет семнадцать мне тогда, наверное, было... Я возвращался из кино... А надо сказать, в то время, если фильм какой в клуб привозили, люди в кино целыми дворами шли – по нескольку семей. А на обратном пути все пели. Смотришь: одна группа свернула на ближнюю улицу, другая – на следующую, третья – в сторону речки устремилась. А петь продолжают. И в тишине майской ночи из разных уголков села еще долго доносятся отголоски песен... Не знаю, как я этого не замечал раньше или не обращал внимания... А тут обратил, и словно открытие это для меня было, как замечательно, когда все село – в песнях.

Василий Васильевич помолчал и добавил с грустью:

– А сейчас петь перестали...

Ну да, нынче это не принято. Жизнь со времен ранней юности Василия Берченко сильно изменилась. И все-таки любовь к народной песне все равно живет и звучит в людских душах... Все, что рассказывает Василий Васильевич о своей жизни и творчестве, о своем коллективе, и то, как принимают «Вольную степь» зрители, только подтверждает – народная казачья песня обладает какой-то генетической силой притяжения...

Вручается награда Минобороны РФ.
Вручается награда Минобороны РФ.

Это притяжение и определило жизненную дорогу Василия Берченко – изучать, постигать искусство народного пения. Он учился этому искусству сначала в Ставропольском культпросветучилище, потом – в Ленинградском институте культуры.

А в 1971 году приехал вместе с женой Людмилой в родной край – в село Благодатное Петровского района. Они поженились на третьем курсе, и тех пор супруга – его друг, советчик, соратник. Василий Васильевич говорит об этом с нежностью и благодарностью. «Вольную степь» они тоже вместе создавали. Людмила Ивановна и сейчас – балетмейстер хора. Да-да, каждый, кто видел выступления коллектива, который является неизменным участником всех городских праздников, наверняка заметил, что хор «Вольной степи» тоже все время находится в динамике. Казачья песня ведь лихая, захватывающая, она полна эмоций. Так что иной раз зрители не всегда могут распознать сразу, где на сцене хор, а где балет. Но, наверное, так и должно быть, ведь каждый сценический номер – как вокально-хореографический спектакль, цельное и единое действо.

Вообще, «Вольная степь» – дело жизни для всей семьи Берченко. Сын Александр Васильевич был артистом балетной группы, теперь он – директор коллектива.

 

«Ключик», открывающий души

Дата рождения ансамбля песни и пляски «Вольная степь» – 1 апреля 2005 года. Но мне кажется, что история его началась намного раньше – ведь даже на то, чтобы воплотить в жизнь задумку о создании в Ставрополе муниципального казачьего ансамбля, потребовалось семь лет. А сама эта идея формировалась как бы исподволь.

Это сейчас, когда в активе ансамбля «Вольная степь» – успех, дипломы, Гран-при фестивалей в Италии, Португалии, Греции, Северной Корее и других странах, когда коллектив получает искренний зрительский отклик во время тура по Золотому кольцу России (регионе с совершенно иной певческой и обрядовой традицией), по городам Донецкой Народной Республики, можно говорить о том, что казачья песня имеет тот «золотой ключик», который открывает зрительские сердца и души в любой точке мира. А лет 35 – 40 назад об этом даже и не думали.

Рассуждая на эту тему, Василий Васильевич говорит, что в советское время на всю страну было только два государственных казачьих хора, а потребность в казачьих песнях в душе народа жила. Поэтому после 1990 года казачьи коллективы стали создаваться повсеместно. Хотя и тогда приходилось слышать от собирателей фольклора, находивших подчас удивительных бабушек, которые хранили в памяти множество старинных казачьих песен, что эти самые старушки практически всегда желали оставаться неизвестными. «Сынки, – говорили они, – вы только никому не рассказывайте, у кого песни записывали»... Опасались – о репрессиях помнили. И все-таки спасибо им, что они сохранили эти песни – для будущих поколений.

– Это ведь как цветок – вроде зачах, а польешь его живительной влагой, и он раскрывает все свои лепестки, – говорит Василий Берченко. – Вот казачья песня – такая же живительная влага для людских душ.

Он столько раз в жизни убеждался в этом. Памятен, например, такой случай периода первой чеченской войны. Берченко тогда работал в Ростовской области. Тоже в казачьем коллективе. И вот как-то артистов попросили дать концерт для военнослужащих – для только что выведенной из Чечни в Новочеркасск части. Солдаты, еще недавно видевшие настоящий ад, потрясающе слушали. А после концерта на сцену вышел их командир – полковник:

– Сынки, – обратился он к солдатам, – я видел вас в бою, видел в окопах – знаю, что под обстрелом, под огнем вы тоже пели наши народные песни... Давайте же поаплодируем артистам, которые эти песни на нашей родной земле сегодня исполнили для нас...

И зал взорвался аплодисментами...

Военные – это, конечно, слушатель очень благодарный. Выступления перед ними – всегда событие, которое на всю жизнь остается в памяти.

Запомнилось, например, как в 2004 году хоровая группа (только она тогда была создана) пела в Мурманске для моряков-подводников прямо на лодке – возле командирской рубки.

Это, конечно, было непередаваемое ощущение. Впрочем, непередаваемых ощущений было тогда много – когда у ядерного реактора стояли, где жара выше пятидесяти, когда по отсекам ходили экскурсией...

Ансамбль выступает перед российскими военными в Сирии.
Ансамбль выступает перед российскими военными в Сирии.

И конечно, запомнился сентябрь 2018 года, когда «Вольная степь» дала несколько концертов для наших военнослужащих на российской военной базе в Сирии. Много добрых слов услышали артисты, которым потом, на 15-летие ансамбля, были вручены награды от Минобороны РФ.

– Военные люди нас всегда очень хорошо принимают. – Особенно в ситуации, когда человек находится, как говорят, «на краю», где все воспринимается более обостренно. Песня-то народная... Россия-матушка – то, что живет в глубине души, как тот росточек, о котором я уже говорил. А песня для него – как живительная капля... Человек ее на генетическом уровне слышит...

Благодарные  зрители  Горловки, ДНР.
Благодарные зрители Горловки, ДНР.

…Дважды «Вольная степь» выступала перед жителями Донбасса. И всегда – с огромным успехом, и всегда с аншлагом – будь то шикарный зал Донецкого театра оперы и балета или же побитый снарядами ДК в Петровском районе того же Донецка. Это почти что линия соприкосновения, простреливался это район очень интенсивно. Так вот, зрительный зал на концерте ставропольского ансамбля был полон, хотя прямо над ним зияла дыра от прямого попадания. Заделать еще не успели. А люди пришли, значит им это нужно... Как принимала «Вольную степь» Горловка, которая тоже перманентно оказывается на линии огня, вы и сами видите на фотографии...

С послом России в КНДР.
С послом России в КНДР.

На зарубежных фестивалях «Вольная степь» – как полномочный представитель России, о которой жители той же Италии или Португалии практически ничего не знают, и они открывают для себя нашу страну благодаря казачьей песне, которая оказывается понятна им без перевода. «А в Северной Корее, – говорит Василий Васильевич, – зритель очень музыкален, они музыку слушают – и через нее смысл понимают. Но самым дорогим и трепетным бывают в зарубежных турне и фестивалях встречи с нашими соотечественниками, которые, как бы благополучно ни жили за рубежом, а по Родине все равно тоскуют. Василий Васильевич рассказал только один случай. На самом деле таких моментов было много:

– В Италии во время концерта я с трудом смог закончить песню. В ней молодой казак в дальнем походе о родной сторонушке тоскует... Обычно, когда пою, я смотрю как бы поверх голов, не встречаюсь взглядом со зрителями. А тут зачем-то посмотрел в зал... И вижу – в первых рядах, где сидели «русские итальянцы», все плачут... У меня даже горло перехватило. Там еще слова такие: «Ой, полковник мой, отпусти домой к родной матушке...» Я с огромным усилием этот ком в горле подавил. Тяжело мне тогда далась эта песня...

 

Золотая молодежь

Вот так всю жизнь Василий Васильевич Берченко изучает, постигает искусство народного пения, потому что фольклор – это кладезь неисчерпаемый: каждая песня, каждый обряд – или загадка, или открытие... И художественного руководителя ансамбля «Вольная степь», в котором добрая половина коллектива – молодежь, радует, что молодые артисты с радостью и неутомимой творческой жаждой делают эти открытия и работают с полной самоотдачей. Именно таких ребят Василий Васильевич считает золотой молодежью – без всяких кавычек:

– Они золотые, потому что полностью отдают себя работе ради сохранения самобытности, духовного генофонда, национального фольклора. Значит, мы не потеряли это поколение. Значит, осталось в душах этих ребят главное – любовь к своей земле, к нашим истокам. И ведь они несут это зрителям, в том числе – своим сверстникам. Помните, как сказал академик Лихачев: «Обращение к прошлому не есть возврат, а новое понимание и ощущение себя в истории»... «Вольная степь» – это не аутентичный коллектив. Мы не стремимся досконально копировать ту манеру исполнения, которая была принята у дедов и прадедов. Мы адаптируем фольклор к современным условиям, обязательно сохраняя стержень, который составляет основу казачьей песни... Стараемся сделать наши программы интересными для зрителей всех возрастов.

Игровая плясовая.
Игровая плясовая.

И это удается. Даже в таких негромких, не освещаемых прессой делах, как концерты в школах. А дело-то было очень хорошее. Это – серия программ (концертов-лекций) «Красота и мудрость казачьего фольклора, когда школьникам не просто представляли песню или танец, но еще и рассказывали о былом времени, о казаках и их традициях. И дети откликались – даже те, которые в силу переходного возраста переживают пору подросткового нигилизма и потребности к громкому самовыражению, слушали заинтересованно...

А все потому, что работает та формула, которую Василий Берченко вывел за 50 лет своей творческой жизни:

– Артист существует для того, чтобы нести людям радость. А казачья песня – как связующая нить с Историей. Ее исполнение как мостик между прошлым и настоящим. И наверное, будущим. Мне повезло: всю жизнь рядом со мной были талантливые люди: хореографы, музыканты, которые думают точно так же...

Вот так же, даря людям радость, выступала «Вольная степь» летом в крымском городе Алушта и завоевала Гран-при фестиваля. А телеканал «Жар-птица», работавший на фестивале, пригласил коллектив в Москву, дабы отснять целый его концерт. Руководители коллектива внесли встречное предложение: «Вы лучше на наш концерт в Ставрополь приезжайте. Тут и отснимите». Те согласились, попросив предоставить возможность журналистской группе подготовить сюжеты еще о двух ставропольских коллективах. Ну конечно же – Ставрополь только за! Земля наша талантами богата! Пусть о них узнают и в других городах России-матушки.

телеканал «Жар-птица», казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь», художественный руководитель Василий Берченко, культура, казачество