«Черная пятница»: как не обмануться?

Лариса Денежная

Ноябрь – традиционно месяц распродаж на многих торговых площадках в Интернете. Реклама «черной пятницы» начинается заблаговременно и массированно.

Продавцы обещают «безумные» скидки до 90%, «такие, которых никогда не было». А сама акция не ограничивается одним днем недели. Что нужно знать, чтобы не потерять голову при виде перечеркнутых цен и чтобы главная распродажа года не стала для вас разочарованием? Роспотребнадзор подготовил ряд советов, где обращает внимание потребителей на особенности продажи товаров через Интернет.

 

Главное правило электронной покупки

Не все знают, что от товара, купленного в интернет-магазине, в том числе и в «черную пятницу», можно отказаться. Причем в любое время – как до его отправки потребителю, так и после передачи товара в течение семи дней. В последнем случае есть непременное условие: у товара должен быть сохранен его товарный вид ипотребительские свойства. Роспотребнадзор обращает внимание: вскрытие упаковки некоторых видов продукции (тех же духов или косметики, гигиенических средств и пр.) может привести к потере таковых. Не забудьте об этом. Ведомство также предупреждает, что вышеуказанное правило не распространяется на лекарства – они возврату не подлежат.

 

А достоверна ли информация о цене?

Продавец обязан предоставить необходимые данные об условиях приобретения товара по акции и его цене, в доступной и понятной форме. При этом, как отмечает Роспотребнадзор, крупные торговые интернет-площадки, на которых совершаются покупки, не всегда выступают в роли продавца (то есть не являются собственником товара). Такие маркетплейсы называются «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» (или просто – агрегатор). А по закону у продавца и агрегатора разные обязанности.

 

Доставка товара может быть и до оплаты, но точно в срок

Даже если заказанный товар еще не оплачен, продавец обязан передать его потребителю. В соответствии с законом договор считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека (иного документа, подтверждающего оплату) или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор).

Продавец обязан соблюсти порядок и сроки передачи товара согласно условиям договора. Если оплаченный товар своевременно не отгружен и не доставлен, потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара. Бывает так, что товар не передали по вине потребителя. Тогда последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.

 

Может ли получить товар родственник?

Бывает так, что в оговоренный срок доставки товара по указанному адресу потребитель вынужден отсутствовать, пребывая в это время в командировке, больнице и пр. Закон позволяет передать его любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа.

 

В какой срок можно вернуть качественный товар?

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки такового, то закон дает покупателю право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его получения.

 

Товар с дефектом возвращайте сразу!

Чем раньше вы заявите о наличии недостатка в товаре, тем легче, как разъясняет Роспотребнадзор, будет продавцу разобраться с этой проблемой. В отношении некачественного товара, приобретенного в Интернете, потребитель имеет те же права, что и при офлайн-торговле. Статьи 18 – 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета его стоимости, а также возврата продавцу.

 

И владельцы агрегаторов – в ответе

По инициативе Роспотребнадзора в Закон «О защите прав потребителей» были внесены поправки, которыми предусмотрена дополнительная защита потребителей при покупке товаров через сайты (приложения) агрегаторов. К ним относятся информационные ресурсы, на которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре, оформить заказ и оплатить его. В соответствии с законом агрегатор обязан предоставить достоверную информацию о фактическом продавце (исполнителе).

На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. Роспотребнадзор обращает внимание: в Законе «О защите прав потребителей» названы случаи освобождения упомянутых от ответственности. Так, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре, то требование потребителя о возмещении ему убытков вследствие неполной или недостоверной информации должно адресоваться напрямую продавцу.

Законом оговорено: владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты, если товар не доставлен в срок и потребитель направил продавцу уведомление об отказе от него, сообщив об этом владельцу агрегатора. Деньги должны вернуть в течение десяти календарных дней. В возврате предоплаты может быть отказано, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.

 

И еще несколько советов

Неплохо сравнить, сколько стоит понравившийся товар у других продавцов. Если он неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (а многие из них находятся за рубежом) будет невозможно.

Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Запросите у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности.

Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки. До покупки товара посмотрите, во что она обойдется.

Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте (в приложении) должно быть указано: наименование продавца, место его нахождения (адрес), режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.

Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основная цель которых – не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.

Источник иллюстрации: https://bfday.ru/goroda/chernaya-pyatnica-v-lipecke/

Закон «О защите прав потребителей», «черная пятница», распродажи, правила электронной покупки, продажи товаров через Интернет, скидки на товары, Роспотребнадзор разъясняет