Число аварий с электросамокатами выросло почти на 195%

Наталья Ардалина

На улице потеплело, и на дороги, а также на тротуары выехали самокатчики. Они пугают всех: водителей, потому что появляются в зеркалах заднего вида внезапно, как призраки; пешеходов, потому что несутся по тротуарам с большой скоростью, создавая опасность.

И если первые боятся сбить таких лихачей, то вторые – опасаются быть сбитыми ими.

 

Аварий – больше, ответственности – меньше

Всего с января по май 2021 года в России произошло 112 ДТП с участием водителей самокатов. Отметим – именно ДТП, потому что случаи, когда самокатчик сбивает пешехода, аварией не считается.

Официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила: «МВД РФ информирует, что с января по май 2021 года в РФ зарегистрировано 112 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост данного вида ДТП составил почти 195%».

Представитель МВД страны рассказала, что уже в этом году в Москве зарегистрировано 24 аварии такого рода, в Санкт-Петербурге – 22, в Краснодарском крае – 12, в Татарстане – 7, в Свердловской области – 6. За 5 месяцев 2022 года в них погибли два человека, 119 ранены.

Всего же аварий со средствами индивидуальной мобильности (гироскутеры, моноколеса и др.) в прошлом году зарегистрировано 672, что почти на 68% больше, чем годом ранее. В результате таких происшествий погибли 20 человек, пострадали 704 человека, что на 185,7% и 67% превышает показатели 2020 года соответственно.

Сегодня половина всех ДТП с этим видом средств передвижения происходит из-за их внезапного появления на дороге, самокаты до последнего момента почти незаметны для водителей.

По данным МВД, основными участниками ДТП с электросамокатами становятся молодые люди. Практически половина (43%) пострадавших в них – люди от 20 до 34 лет.

 

Водитель или пешеход?

Правовой статус самокатов, как и других средств индивидуальной мобильности, все еще до конца не определен. Разработкой соответствующего закона занимается Министерство транспорта страны. Предлагается ввести для них номерные знаки, определить возраст, с которого можно управлять таким транспортом и выезжать на дороги общего пользования, ограничить скорость движения. При этом на местах органы власти имеют некоторые полномочия, чтобы снизить аварийность среди «водителей-самокатчиков». Так, некоторые регионы уже ограничили их скорость в своих населенных пунктах до 10-20 км/час.

Одно из самых быстро осуществимых предложений, которые звучат в настоящее время, – приравнять все средства передвижения с электродвигателями к мопедам. Соответственно, к ним будут применять те правила, которые регулируют движение мопедов. Однако есть существенный нюанс: управлять мопедом можно лишь с 16 лет, а на самокатах часто передвигаются дети младшего возраста.

Среди других предложений, которые требуют больше времени и затрат, – включить термин «средства индивидуальной мобильности» в Правила дорожного движения как отдельный вид транспортных средств. Это позволит не считать «водителей» самокатов пешеходами, они не смогут уйти от ответственности в случае управления своим электротранспортом в нетрезвом виде, также это позволит регулировать ситуацию в случае причинения вреда другим участникам дорожного движения.

 

Шлем и номера – мировая практика

Популярность электросамокатов в мире особенно выросла в период пандемии. Правительствам многих государств пришлось решать те же вопросы, что стоят сейчас перед нами. Страны пошли разными путями: кто-то разрешает кататься на электросамокатах подросткам, а кто-то требует получить права и надеть мотошлем.

К примеру, в Сингапуре с января прошлого года электросамокаты фактически запрещены: передвигаться на них можно только по велодорожкам, которых в городе-государстве очень мало. При этом водителем может стать только человек от 16 лет, а сам самокат должен быть поставлен на учет в полиции. Нарушителям грозит большой штраф или даже лишение свободы.

В Нидерландах выезжать на электросамокате на дороги общего пользования строго запрещено. За это придется не только заплатить штраф, но и расстаться со своим транспортом.

В США движение электросамокатов регулируется отдельно в каждом штате: к примеру, в Калифорнии они разрешены, а вот в Беверли-Хиллз – нет.

В Японии электросамокат – полноценное транспортное средство. Он должен быть зарегистрирован в полиции, иметь номера, стоп-сигналы, поворотники, зеркала заднего вила. Его владелец платит транспортный налог, а при движении надевает шлем. При этом скорость движения электросамокатов ограничена 20 км/ч. Благодаря столь строгому регулированию в Стране восходящего солнца до сих пор не зарегистрировано ни одного ДТП с этим видом транспорта с серьезными последствиями.

Нужны права на самокат и в Корее, получить их можно с 16 лет.

А вот французы разрешают кататься на этом транспорте детям с 12 лет без всяких водительских удостоверений. С 14 лет можно управлять самокатом в Италии и Германии.

Турки решили, что самокатчики – большая опасность для пешеходов, поэтому их не пускают на тротуары, а также в общественный транспорт. Здесь управлять самокатом можно с 15 лет, а их скорость ограничена 25 км/ч.

ДТП, дорожно-транспортный травматизм, правила дорожного движения, электросамокаты