«Если ты вышел на сцену, то должен знать, что ответственен за всё, что делаешь»

Ольга Метёлкина

11 апреля - юбилей народной артистки РФ Натальи Зубковой

Актриса, режиссер, театральный педагог Наталья Павловна Зубкова родилась в Москве. Вышла на сцену будучи еще студенткой. Работала в труппах Уссурийского драмтеатра, русского театра Группы советских войск в Германии в Потсдаме. В Ставрополь приехала в 1984 году вместе с мужем – заслуженным артистом РФ Михаилом Новаковым, имея за плечами богатый профессиональный опыт службы в Тюменском театре драмы. В творческом багаже Натальи Зубковой около сотни актерских и более 60 режиссерских работ.

Наталья Зубкова в сцене из спектакля «Без вины виноватые». Фото Маргариты Вороновой.
Наталья Зубкова в сцене из спектакля «Без вины виноватые». Фото Маргариты Вороновой.
Сцена из спектакля  «Лев зимой»: народная  артистка РФ Наталья Зубкова (Алиенора Аквитанская) и заслуженный артист РФ Михаил Новаков (Генрих II). Фото из архива Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.
Сцена из спектакля «Лев зимой»: народная артистка РФ Наталья Зубкова (Алиенора Аквитанская) и заслуженный артист РФ Михаил Новаков (Генрих II). Фото из архива Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.

Мы встретились с Натальей Павловной накануне ее юбилея. В этот день коллектив Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова ехал в Изобильный с одним из самых своих популярных спектаклей «Вышел ангел из тумана». Зрители всегда с нетерпением ждут приезда артистов театра драмы не только в Изобильном, но и в Светлограде, Невинномысске, Новопавловске, Курской и других городах и селах края.

 

- С того времени, как вы приехали в Ставрополь, прошло много лет. Изменился ли за это время зритель?

- Не могу сказать, что это так. Если он и меняется, то вместе с нами. Актеры ведь живут теми же проблемами, мыслями, чем и весь народ. Могу сказать, что ставропольский зритель не примитивен, его так просто не возьмешь. Он хочет и думать, и смеяться, и сопереживать, и плакать. Собственно говоря, даже в комедии всегда есть какая-то проблема, над которой можно посмеяться, а потом подумать. Я люблю нашего зрителя. Он принципиальный, неподкупный, не простенький. Думаю, в этом есть и наша заслуга. В каком-то смысле мы его так воспитали.

 

- Наталья Павловна, спектакли, которые вы ставите, как правило, отличает качественная драматургия. Здесь и классические произведения, и современные. Как вы подходите к выбору пьесы?

- Я беру то, что меня цепляет. Причем цепляет до больного. Я ничем не отличаюсь по своему менталитету от жителей нашего города и края. И это здорово, когда ты выносил что-то важное для себя, а в финале слышишь «браво!». Если ты искренен, то можешь рассуждать о чем угодно. Взять, к примеру, спектакль «Жестокий урок», премьера которого состоялась в январе этого года. За основу сюжета был взят реальный эксперимент, в ходе которого психологи выяснили, что есть люди, которые в определенных условиях могут быть очень жестокими и даже способными на убийство. А есть те, которые не могут причинить боль другому. И хотя пьеса В. Красногорова «Жестокий урок» была написана в 1980-е годы, ее идея сегодня актуальна, как никогда. В спектакле мы попытались заглянуть в душу человека и показать, откуда в ней берется жестокость.

 

Кадры играют всё

Если перефразировать крылатое выражение, то в театре «кадры играют всё». В советское время творческие коллективы имели возможность приглашать к себе актеров из других городов, выпускников престижных учебных заведений, обеспечить их жильем. После перестройки всё изменилось. Молодые актеры не особо стремились в провинцию, чтобы, получая весьма скромную зарплату, ютиться по съемным квартирам. Тогда в Ставропольском драмтеатре на новом уровне возродили хорошую практику, оправдавшую себя в прошлые годы, когда театр осуществлял набор в студию, обучал талантливую молодежь и обеспечивал себя актерскими кадрами. Обучение проходило на базе Ставропольского государственного университета (позже – Северо-Кавказского федерального университета). Всего на актерском отделении осуществили пять выпусков. Дипломированные специалисты, учившиеся на курсе Натальи Зубковой, сегодня составляют значительную часть труппы театра драмы. Любопытная деталь: когда Наталья Павловна говорит о своих воспитанниках, она невольно использует местоимение «мы», совсем как мамы, которые с любовью рассказывают об успехах своих детей: «мы сделали первый шаг» или «мы научились читать».

 

- Если верить данным, которые предоставляет на официальном сайте театр драмы (а у нас нет повода не доверять ему), то ваших режиссерских работ на ставропольской сцене вдвое больше, чем актерских. При этом многие спектакли вы поставили со своими учениками. Легко ли найти общий язык с другим актерским поколением?

- Мне нравится наш театр – здесь собрались единомышленники. Ты можешь говорить на любые темы, спорить, но обязательно с уважением друг к другу, не выходя за грани. С ребятами мы находим точки соприкосновения, много говорим: о жизни вообще, о Родине, о маме, папе, то есть о том, что дорого любому человеку. А потом это обязательно находит отражение в наших спектаклях. Когда мы учимся с ребятами, мы много говорим о человеческом и гражданском достоинстве.

Пока мы учимся, становимся патриотами в большом, в самом лучшем понимании этого слова. Мы учимся любить всё: семью, Родину, свою литературу, своё искусство, то есть всю русскость. Через своё, родное, мы начинаем любить мир в его широком понимании. Тогда ты начинаешь ценить и других людей, то важное, с чем встречаешься в жизни. Тебе хочется многое узнать. Здесь на помощь приходит хорошая литература. Она делает человека выше, сильнее, глубже.

Вопрос, что будет дальше с труппой театра, вызывает у режиссера искреннюю озабоченность. Ведь если в ближайшее время не открыть в Ставрополе на базе одного из вузов актерское отделение, перспективы дальнейшего развития театра окажутся весьма туманными. Желающие учиться есть, преподаватели – тоже. Нет базового вуза. Это должно быть бюджетное обучение. Коммерческое, к сожалению, не осилят многие талантливые ребята, у которых нет средств для обучения. Уже подготовлены необходимые документы, разработаны программы по всем дисциплинам. Направлено письмо в министерство культуры края, там обещали помочь. Проблема стоит очень остро.

 

Русский театр будет держаться за счет провинции

В 2018 году ставропольские артисты выступали в Москве на сцене прославленного Малого театра. Показывали «Маскарад» и «Соколы и вороны». После спектакля к Наталье Зубковой подошла журналистка. «Вот, где театр! – сказала она. - Вот, чем должна жить русская культура! Во что превратились московские театры?!»

Наталья Павловна с болью говорит о том, что сегодня великий психологический русский театр в столице почти утрачен. Из прессы мы чаще узнаем не о спектаклях высокого уровня, а о скандальных театральных проектах и связанных с ними режиссерах.

- Если ты пришел в искусство нести разумное, доброе, вечное, так ты найди это разумное, доброе, вечное, - говорит Наталья Павловна. - Если ты вышел на сцену, то должен знать, что ты ответственен за всё, что делаешь и говоришь. Мы на сцене для того, чтобы помогать зрителю выживать в любой обстановке. Для того чтобы напитать его верой, надеждой. Иной раз человек остается один на один со своими проблемами. А мы даем ему возможность на примере других жизней, искренне прожитых на сцене, понять ситуацию, посмотреть на нее с другого бока. Многие зрители говорили мне, что благодаря увиденному спектаклю или какой-то роли они открыли для себя и поняли что-то важное.

 

Великая сила искусства

Из нескольких десятков образов, созданных Натальей Зубковой в Ставропольском драмтеатре, заядлые театралы до сих пор помнят ее роли в спектаклях: «Медея», «Дама с камелиями», «Леди Макбет Мценского уезда», «Шут Балакирев», «Женское постоянство», «Неугомонная», «Васса Железнова», «Проделки Ханумы» и еще многие другие. Есть в этом списке целый ряд венценосных особ. «Сыграла трех Марий Стюарт - двух в Тюмени и одну в Ставрополе», - улыбается Наталья Павловна.

Наталья Зубкова в роли Екатерины II  в спектакле «Фаворит». Фото из фондов Ставропольского государственного архива.
Наталья Зубкова в роли Екатерины II в спектакле «Фаворит». Фото из фондов Ставропольского государственного архива.

В спектакле «Фаворит», поставленном режиссером А. Малышевым, актриса исполнила роль императрицы Екатерины II, после чего этот образ прочно вписался в ее творчество. В то время на Ставрополье широко отмечали юбилей крепостей Азово-Моздокской линии. Наталья Павловна в образе Екатерины II и Михаил Михайлов (в то время заслуженный артист РФ), сыгравший в «Фаворите» князя Потемкина, в сопровождении казаков побывали во многих ставропольских городах и селах. В Георгиевске на праздник собрался почти весь город. Вдруг местные жители выстроились в очередь к «императрице»: «Благослови, матушка!». Просили благословить на свадьбу, приводили больных детей. Актриса опешила, но не растерялась. «В такой ситуации невольно начинаешь играть. Не презирать же зрителя за его веру», - говорит Наталья Павловна.

 

Искусство вне политики?.. Было и так

Сегодня мы регулярно читаем и слышим о том, как в Европе и США из театров «убирают» произведения русских авторов. Под «санкции» попадают не только артисты, но даже имена классиков драматургии. Это при том, что до последнего времени русский психологический театр был уникальным явлением на международном культурном пространстве. Говоря об этом, Наталья Зубкова вспомнила о гастролях театра в США. В начале 90-х артистов Ставропольского театра драмы пригласили выступить в штате Айова – побратиме Ставропольского края.

- Надо сказать, что в Америке поначалу к нам отнеслись немного свысока, подчеркивая своё превосходство, - вспоминает Наталья Павловна. - Мы сыграли первый спектакль. Зрители были в восторге, они не отпускали нас и хотели общаться. Прибежал наш американский куратор, который на глазах стал другим человеком: услужливым и заботливым. В течение 20 дней мы проехали по всему штату Айова. И везде за нами следовали два десятка машин с фанатами, которые смотрели каждый спектакль. Тогда я сделала вывод: может быть, мы в чем-то отстаем, в то время особенно, но в том, что касается театра, мы впереди планеты всей.

Аналогичный отклик вызвало выступление ставропольских артистов и во французском Безье, где Ставропольский театр побывал в середине 90-х. Каскад музыкальных и танцевальных номеров, небольшие драматические сцены с фехтованием вызвали восторг и потрясение публики. Чиновник местной мэрии через переводчика сказал Наталье Павловне, которая выступала режиссером программы и сама принимала в ней участие: «Мадам, если бы я знал, что это будет так, я бы вам устроил турне по всей Европе»…

Что же должно было произойти в головах европейцев и американцев, чтобы в театрах «отменили» Чайковского и Рахманинова, чтобы под запрет попали Достоевский и Толстой?..

 

Прямая речь

Наталья Зубкова:

- Не могу согласиться с нашими деятелями культуры, которые сейчас готовы отказаться от своей страны, от зрителей, которые им поверили. Зачем тогда ты пришел на сцену? Зачем тебя подняли на этот пьедестал? Мы воспитывались в те времена, когда в стране была сильна идеология. Я сейчас не знаю, плохо ли то, что она была. Мы достаточно широко ее понимали, и нам ничто не мешало называть правду правдой, и, главное, верить в нее. Мы ставили тогда любую классику: и русскую, и мировую. Может быть, какие-то пьесы до нас не доходили, но мы не страдали от этого. Драматургии было очень много. Было о чем сказать и в чем сомневаться. Мы понимали, что человек может, обязан думать по-своему. Он должен искать свой путь. Но самое главное, в нас с детства заложили неизбывное желание любить Родину.

Наталья Зубкова, драматургия, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова