Если в современной пьесе есть лопата, она обязательно «выстрелит»

Ольга Метёлкина

Постоянные зрители и в особенности фанаты Альтернативного Театра на Гагарина с нетерпением ждали заявленную премьеру спектакля «Концлагеристы», и, судя по отзывам в сетях, не были разочарованы. Работа над пьесой началась еще в доковидные времена

Зрители знают особую любовь Тамерлана к антиутопическим произведениям. В свое время «Джульетта выжила» молодого драматурга Юлии Тупикиной «выстрелила» как предупреждение накануне обрушившегося светопреставления с коронавирусом. До этого был чудесный спектакль «З.И.Ш. Поиск свободы» по повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». И даже относительно детская история «Незнайка на Луне» по сказке Н. Носова претерпела организованные режиссером метаморфозы и продемонстрировала зрителям гипотетическую модель общества в неком фантастическом мире.

Пьесу «Концлагеристы» написал ученик знаменитого драматурга Николая Коляды, популярный ныне молодой автор Валерий Шергин. Его путь в драматургию начинался со сценариев к капустникам в Сарапульском драмтеатре, где Шергин работал актером. Сегодня он известен как автор пьес «Стрелять надо в голову», «Очень нетеатральные пьесы три», «Бес с небес», «Шлюхи – не огонь». Его представляют как одного из победителей драматургического конкурса «Свободный театр». Если этой информации об авторе пьесы «Концлагеристы», поставленной в Ставрополе, читателям будет недостаточно, то ее легко можно дополнить, заглянув в интернет.

Ольга Метёлкина
Ольга Метёлкина
Ольга Метёлкина
Сцены из спектакля «Концлагеристы».
Ольга МетёлкинаСцены из спектакля «Концлагеристы».

Признаюсь честно, что, прочитав накануне премьеры пьесу «Концлагеристы», я испытала сомнение, стоит ли смотреть спектакль: настолько сам сюжет и персонажи меня не вдохновили. Однако доверие к режиссеру Тамерлану Коченову перевесило в сторону «смотреть», и в результате три часа в зале Ставропольского краевого театра кукол, на сцене которого шла постановка, пролетели на одном дыхании.

В нескольких метрах от зрителей развернулись события в фантастическом мире, реалии которого на уровне генетической памяти отсылают нас в довольно темное и непривлекательное прошлое нашей страны. Автор в противоречие законам исторической науки, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения, попытался смоделировать гипотетическую ситуацию и показать жизнь общества такой, какой она могла бы стать после распада СССР. Краткое, но весьма эмоциональное изложение событий, изменивших известный нам ход истории, зрители узнают в интродукции: на президентских выборах победил некто Крокодилов, программа которого предполагала «создание закрытой зоны, где государство обеспечивало бы всех само. То есть никто бы ни за что не платил… вообще, чтоб денег не было»… С тех пор прошло лет 30, образ Крокодилова присутствует незримо: его речи звучат из динамиков (и хорошо узнаваемый голос заслуженного артиста Игоря Барташа передает диктаторские нотки Большого Брата), а сам верховный правитель стал лицом бренда «Аллигатор», логотип которого присутствует на бензопиле и нехитрой бытовой технике.

Персонажи пьесы существуют в условиях пресловутой закрытой зоны, за которую сами когда-то проголосовали, и где каждый населённый пункт превратился в стационарный концлагерь… В модели бытия «концлагеристов» произошла некая трансформация, в результате чего особи мужского и женского пола на законодательном уровне оказались лишены права и возможности жить вместе в границах одной зоны. То есть семьи по-прежнему есть, и ролевое разграничение в них тоже присутствует, но мужья, жены и дети в них… однополые («Срамота», - сказал бы герой из прекрасной комедии Леонида Гайдая)… Фантазия драматурга привнесла в карательные методы диктатора Крокодилова провокационные приметы европейской толерантности. Не расцените мои слова как спойлер, я вовсе не хочу пересказывать сюжет пьесы, но зрители традиционных взглядов на отношения полов могут быть спокойны: все персонажи не выходят за рамки, определенные им природой при рождении.

Главный герой – Федот (его роль исполняет Тамерлан Коченов), его «супружник» (актер Иван Батурин), а также по документам их «дочь» (но на самом деле юноша) живут в поселении Чутожмон. Привычный распорядок существования нарушает чужак по прозвищу Сталкер (актер Алексей Симанкин), тайно появившийся на охраняемой территории. Что из этого вышло, пожалуй, лучше не читать, а посмотреть в исполнении актеров Театра на Гагарина, как только появится такая возможность.

Тамерлан Коченов в новой режиссерской работе остался верен своему стилю и, совершенно не отходя от авторского текста, добавил пьесе необходимые эмоциональные акценты, дополнительные смыслы, а характерам героев - уникальные черты.

Федот в исполнении Тамерлана Коченова – концлагерист «старой формации», он еще помнит «ту жизнь», но вынужден существовать по законам закрытой зоны и с трудом мириться с диктатом начлага – хамовитого и недалекого Степана (актер Артем Бабин). Шлем римского центуриона у Степана на голове - деталь реквизита, но как красноречиво она говорит о характере персонажа. Необходимо отметить, что в работе над спектаклем принял участие известный художник и скульптор, почетный деятель искусств Ставропольского края Василий Чуйков, творчество которого оказалось созвучно общей художественной стилистике этой работы.

 

Реквизит в спектакле, жанр которого обозначен как «добрая пьеса в двух действиях, содержащая сцены насилия», продуман до мелочей. Невольно вспомнишь Антона Палыча с его ружьем. Если же в современной пьесе нет ружья, но есть лопата, то она обязательно «выстрелит». «Лопата самый нужный инструмент, - говорит Федот. - Никогда не знаешь, где пригодится». Режиссеру она пригодилась, чтобы одна из мизансцен в интродукции не воспринималась пугающе реалистично. «Стреляющая» лопата – это же не так страшно, как автомат. А в дальнейшем ее тоже неплохо использовали – как «ударный инструмент» против нехороших людей.

Еще одна любопытная деталь: в своей пьесе В. Шергин использует названия реально существующих населенных пунктов. К примеру, поселение Чутожмон, в котором обитают «концлагеристы», - это деревня в Малопургинском районе Удмуртии (по данным Википедии, в 2012 году в ней насчитывалось всего 59 жителей). Герои пьесы упоминают село Яган, станцию Успьян, город Можга. Все населенные пункты существуют в реальности, и от этого становится слегка не по себе: как будто некто попал в прошлое, сумел изменить ход событий, и теперь мы наблюдаем за результатами…

Спектакль наполнен ассоциациями, понятными тем, кто помнит времена до распада СССР. Телевизионная дикторша с бесстрастной профессиональной улыбкой (актриса Наталья Ледовских) сообщает: «Главная новость этого часа: «У нас в Удмуртии всё хорошо!» – и следом на пуантах танцует под музыку из «Лебединого озера». Кстати, женщина-телевизор – это полноправный персонаж спектакля: она сообщает новости, комментирует происходящее на сцене, дает характеристики действующим лицам и заодно переводит неслышимые тирады немой дочки/сына Федота и Педроса со странным именем Акчаруд (актер Владимир Яцуков). Это имя - еще один признак того, что в фантастическом Чутожмоне всё перевернуто с ног на голову и вывернуто наизнанку: если прочитать слово наоборот, то получится – «дурачкА». Однако именно этот «не то сын, не то дочь» своим решительным поступком показывает, кто и чего стоит на пути к свободе.

 

В спектаклях Театра на Гагарина зрителям всегда нужно быть готовым к сюрпризам. На этот раз таким сюрпризом стало появление в свете софитов актера Алексея Симанкина, который в предыдущий раз выходил на профессиональную сцену более 20 лет назад, и было это в Ставропольском театре драмы. Сталкер в его исполнении получился противоречивым, но духовно растущим персонажем, за трансформацией которого интересно наблюдать.

От спектакля к спектаклю Театра на Гагарина проникаюсь всё большей зрительской симпатией к актеру Роману Ростовцеву. В «Концлагеристах» ему выпала сложная и одновременно интересная роль. У местного фельдшера Томышева в Чутожмоне такое прозвище, что я не решусь воспроизвести на страницах газеты. Впрочем, и большинство нелитературных слов в пьесе обращено именно в его адрес, потому что Томышев, мягко говоря, очень нехороший человек. Роман Ростовцев сделал этот образ предельно реалистичным и в то же время гротескным, жалость к нему несет изрядный оттенок брезгливости. И фамилия говорящая: Томышев – то мышев…

Несмотря на немужественное поведение некоторых персонажей, в целом, как отметил в своем аккаунте наш известный «театральный блогер» Владимир Лычагин, «спектакль наполнен брутальной мужской энергией». Здоровой маскулинности ему добавляют эпизодические образы, периодически появляющиеся в поле зрения публики и поражающие своими выдающимися физическими данными. В спектакле заняты Алексей Батурин, Роман Кольцов, Юрий Брусникин, Михаил Цкиманаури, Игорь Гливенко.

При этом в спектакле «Концлагеристы», помимо дикторши в телевизоре, есть еще женский персонаж. Это Татьяна (актриса Илона Домарева), которая загадочным образом внедряется в сюжет (у автора Татьяна характеризуется следующим образом: «Подлинно известно, что она женщина. Всё остальное - загадка… В женщине должна быть она»). Однако с появлением Татьяны антиутопия сюжета уходит на второй план, зато особенно ярко высвечиваются традиционные человеческие ценности: любовь, дружба, самопожертвование… Тамерлан Коченов остался верен себе. В одном из интервью нашей газете он сказал: «Все наши спектакли про любовь». Режиссер не отошел от принципа и в этот раз.

Развитие сюжета «Концлагеристов» напоминает страшный сон, в котором видишь кошмар, а потом просыпаешься в холодном поту и понимаешь, что всё происходило не на самом деле. Выходя из зрительного зала, невольно продолжаешь прокручивать в голове эпизоды спектакля и ловишь себя на мысли о том, что не всё так плохо в нашей жизни, как могло быть…

Читайте также: Театралы узнают, как выглядит ставропольская сцена в лучах истории

Тамерлан Коченов, «Стрелять надо в голову», «Очень нетеатральные пьесы три», «Шлюхи – не огонь», «Бес с небес», Валерий Шергин, альтернативный Театр на Гагарина