Фаст-фуд известных брендов из ставропольского мяса

Лариса Денежная

Об успехах и вызовах в сфере торговли и переработки, гастропатриотизме и другом

Лариса Денежная

Календарный год подходит к завершению. Отрасли уже подводят предварительные итоги своей работы за 2021 год. Первым это сделал руководитель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и лицензированию Ставропольского края Денис Полюбин на пресс-конференции, прошедшей в Северо-Кавказском информационном центре ВГТРК. Для главы ведомства своеобразным отчетным периодом стал день 17 ноября. Ровно год назад он возглавил комитет. Так что, рассказывая журналистам о достигнутых успехах и вызовах, с которыми столкнулась отрасль, спикер по сути подводил и итоги своей деятельности.

Сразу отмечу личные наблюдения: Денис Полюбин – это не кабинетный чиновник. Его метод – личное погружение в работу предприятия. За год он посетил их более ста, поэтому прекрасно владеет ситуацией на каждом из них. На пресс-конференции глава ведомства свободно оперировал множеством цифр. А заготовленный отчет так и остался лежать нетронутым на столе.

Лариса Денежная

Задачи амбициозные, но выполнимые

При назначении на должность, как сказал Денис Полюбин, губернатор поставил перед ним задачи амбициозные, но выполнимые. Прежде всего, это развитие перерабатывающей промышленности и увеличение объемов производства продуктов питания, их реализация через гарантированные каналы сбыта. Увеличение доли ставропольской продукции на полках магазинов. Среди приоритетных задач – также привлечение инвестиций в переработку и торговлю, наращивание объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Чего удалось добиться? Денис Полюбин озвучил несколько цифр. За год товарооборот вырос на 19 %, объем производства продуктов – на 3%, а по отдельным категориям – значительно выше. Так, по кисломолочной продукции рост составил 130% к показателю прошлого года. На 20% увеличилось производство сыров. Стали больше производить подсолнечного масла, кондитерских изделий. По словам главы комитета, подсолнечное масло – вообще драйвер экспортных поставок, его объем увеличили в три раза. Правда, по некоторым позициям, как отметил Д. Полюбин, показатели «просели», это связано с высокой стоимостью сырья, но незначительно – по мясу и мясопродуктам, муке. А вообще, в переработке практически по всем подотраслям наблюдается увеличение объемов производства пищевой продукции. За три квартала было отгружено продуктов питания на сумму более 90 миллиардов рублей. Это на 10% больше, чем за этот же период 2020 года.

Комитет работает над системным решением существующих в отрасли проблем, повышением эффективности и конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынке, над снижением издержек на всех этапах производства.

– Наша страна, как известно, очень сильно зависит от импорта кондитерских изделий, – рассказывает Денис Полюбин. – Но с учетом ввода новых мощностей ставропольская продукция постепенно вытесняет импортную. В этом году, например, подписано соглашение с ООО «БейкБерри» о реализации инвестиционного проекта по созданию производства кондитерских изделий в Невинномысске, а с ООО «Астра» – в Ставрополе. Сегодня ставропольские сладости выходят на внешний рынок. Наша продукция пользуется популярностью в Китае, на Ближнем Востоке.

Комитет очень плотно занимался привлечением инвестиций в переработку и торговлю, что способствовало увеличению объемов производства.

Лариса Денежная

Что касается каналов сбыта, ведомство решало задачу создания здоровой конкуренции через развитие многоформатной торговли. А это расширение сети фирменных магазинов ставропольских товаропроизводителей и ярмарочной торговли, увеличение числа нестационарных торговых объектов, в том числе мобильных.

Если на начало года было 228 ярмарочных площадок, то сегодня – 355. Количество участников ярмарок выросло на четверть – до двух тысяч предприятий и предпринимателей. Почти на 700 единиц увеличилось количество нестационарных торговых объектов для реализации сельхозпродукции.

– Растет товарооборот по федеральным сетям – порядка на 30 процентов. Но, делая шаг в сторону развития этого ритейла, увеличения его присутствия в крае, мы четко понимаем, как важно сохранять баланс между торговыми сетями и несетевой розницей, которая, кстати, представлена 18 тысячами магазинов, – отметил Денис Полюбин.

 

О вызовах и их преодолении

В последние полтора года практически все отрасли, в том числе торговля и переработка, столкнулись с проблемой, которой дали имя «коронакризис». Пандемия повлияла на многие процессы в экономике. Произошел рост цен на сырье, оборудование, логистику, упаковку и так далее. Увеличились затраты предприятий.

– Затраты на логистику выросли в три раза, на упаковку – вдвое, – говорит Денис Полюбин. – Наши производители тоже стали заложниками этой ситуации. Падение доходов населения отразилось на покупательной способности, снизился спрос на многие категории товаров, в особенности на продукты не первой необходимости. Производители вынуждены выпускать товары более низкого ценового сегмента за счет снижения производственных затрат. Чтобы сохранить цены на те же кондитерские изделия, стали меньше закладывать начинки.

Глава ведомства отметил, что сегодня отрасль зависит от мировой конъюнктуры рынка. На федеральном уровне обсуждается, как «отвязать» цены, которые формируются на внутреннем рынке, от мировых. Показательный пример зерно, стоимость одной тонны которого доходила до 326 долларов. Такого не было за последние девять лет. А стоимость сырья «тянет» за собой удорожание кормов, муки. Отсюда и рост цен на продукты питания. Как их сдерживать?

Денис Полюбин заметил, что у комитета нет рычагов прямого воздействия на ценообразование, только косвенное влияние – договариваясь с продавцами, развивая здоровую конкуренцию.

Ставропольский край при поддержке губернатора впервые получил субсидию на возмещение затрат производителям муки, хлеба, сахарного песка и растительного масла для стабилизации цен на эти продукты. Сумма, доведенная региону, составила более 338 млн рублей. Данная мера позволила не просто сдерживать цены на эти социально значимые продукты, а стала реальной поддержкой десятков предприятий, которые смогут свою прибыль направлять на переоснащение.

В этом году была введена обязательная маркировка молочной продукции, минеральной воды. Это повлекло дополнительные затраты на приобретение технологического оборудования, изготовление этикеток и пр. Маркировка затронула только два с половиной десятка крупных молокоперерабатывающих предприятий. С каждым из них отработали процедуру идентификации, нашли техническое решение – помощь оказывала группа московских специалистов. Для этого представителям комитета пришлось вылетать в федеральный центр. И с 1 июня край начал реализацию первого этапа маркировки. Сейчас этот процесс идет в обычном режиме.

 

Ставропольской продукции – «зеленый свет» на полках магазинов и в меню общепита

Как отметил Денис Полюбин, если на начало года доля ставропольской продукции в торговых сетях занимала 35 – 38 процентов, то сегодня – 42. Продукция производителей края все больше присутствует на полках магазинов. И комитет активно работает с предприятиями по заключению контрактов с сетями. Пересмотрели закупочные процессы. Если раньше они шли через тендерные площадки, сейчас – через долгосрочные агроконтракты. Количество ставропольских поставщиков в сетях увеличилось до 150 в отдельных магазинах. В этом году в федеральные сети со своей продукцией зашли еще 27 производителей. И на сегодня продукты питания, произведенные на ставропольских предприятиях, представлены более чем в 800 магазинах федеральных сетей.

Свой вклад в насыщение рынка местными продуктами питания вносит фирменная торговая сеть производителей региона. В этом году она приросла 30 магазинами.

Впервые комитет ввел практику подписания соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с перерабатывающими предприятиями, имеющими свою фирменную торговлю. Эти магазины вполне могут составить конкуренцию торговым сетям, что положительно скажется на формировании цен. С 12 предприятиями были подписаны соглашения о присутствии на полках их фирменных магазинов не менее 70% продуктов, произведенных в крае. И сегодня, зайдя в любой из них, можно увидеть также продукцию других ставропольских предприятий, с минимальной наценкой. А для производителей – это еще один дополнительный рынок сбыта.

Местная продукция поставляется в рестораны и кафе, в том числе и сетевые предприятия фаст-фуда. По словам Дениса Полюбина, котлеты в известных кафе и ресторанах быстрого питания – из ставропольского мяса.

Присутствие продукции местных производителей в магазинах – это сегодняшний тренд. И, как отметил глава комитета, результаты проведенного соцопроса в торговых сетях показали, что люди все чаще отдают предпочтение продукции предприятий края, проявляя гастропатриотизм.

 

Во «Вкусах России» – и ставропольские яблоки

Одно из самых последних ярких событий года – победа наших ставропольских яблок во втором Национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». Вот где воистину проявился гастропатрио-
тизм!

– Хочется поблагодарить всех, кто голосовал за них. Это поможет быть узнаваемым нашему предприятию «Сады России», а также в продвижении продукции не только на Ставрополье, но и на рынке Российской Федерации, – сказал Денис Полюбин.

Глава комитета отметил, что количество участников этого конкурса выросло. Если в 2020 году было до десяти предприятий, за продукцию которых отдали 10 тысяч голосов, то в этом году – 22, представивших 13 брендов в четырех номинациях. Край вошел в топ 10 регионов, подавших максимальное количество заявок. А за ставропольские яблоки отдали больше ста тысяч голосов.

 

Где они, победители конкурса?

Победа наших садоводов в национальном конкурсе стала для журналистов, присутствовавших на пресс-конференции, поводом задать вопрос спикеру.

После того как губернатор края поделился на своей личной страничке в Инстаграм этой новостью, посыпались посты – где можно купить эти ставропольские яблоки и местную картошку. Журналист «Вечернего Ставрополя» и переадресовала этот вопрос руководителю комитета.

– Наши яблоки представлены и в федеральных сетях, и в рознице, – ответил Денис Полюбин. – Конкретно где, не могу сказать, так как их отгружают в региональный распределительный центр и оттуда распространяют по всему югу России. 40 процентов яблок в торговле – ставропольские.

По поводу картофеля глава комитета сообщил, что на совещании у губернатора на этой неделе Владимир Владимиров поставил задачу увеличить в два раза объемы его производства. Конечно, чтобы ставропольский картофель попал в торговые сети края, нужна соответствующая инфраструктура – склады, логистика. Его нужно помыть, откалибровать, расфасовать, нанести штрихкод. А еще – обеспечить гарантированные объемы поставок, причем всесезонные, которые на сегодня есть далеко не у всех. В крае – 49 предприятий, из них сетками фасуют картофель единицы. 75 тысяч тонн этих овощей вывозится за пределы Ставропольского края. И, как подчеркнул Денис Полюбин, комитет видит своей задачей вовлечение в оборот картофеля фермеров, а также владельцев личных подсобных хозяйств через кооперацию.

Журналисты также поинтересовались, какие меры поддержки будут оказаны победителю регионального бренда и разнообразят ли эти фрукты меню в школьных столовых.

Денис Полюбин выразил желание, чтобы наши яблоки продавались в каждом субъекте России.

– Я недавно был в одном регионе, – говорит глава комитета. – Там заходишь в предприятие общественного питания – стоит корзина с яблоками, бесплатно угощаешься, пока ждешь заказ. Эту форму продвижения продукции мы тоже возьмем на вооружение. Будем работать с нашими авиакомпаниями. Чтобы было так: прилетают к нам люди из других регионов, а потом возвращаются домой с яблочком ставропольским или с бутылкой минеральной воды.

комитет пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и лицензированию Ставропольского края, Денис Полюбин