Горловка – Ставрополь: большое кукольное братство

Ольга Богатеева

Впервые с гастролями в краевом центре побывал театр кукол из Донецкой Народной Республики

Совсем скоро, 21 марта, отмечается Международный день кукольника. В его преддверии с Артёмом Тоном, директором Горловского театра кукол на протяжении более 15 лет, мы говорим об очень важных вещах – как девять военных лет региону удаётся сохранять культурные ценности, как театр не потерял своего зрителя и даже об общей истории Ставрополя и Горловки. Наш город стал пятым среди двенадцати в России, которые Горловскому театру кукол предстоит посетить в рамках «Больших гастролей».

Замдиректора Ставропольского театра кукол Елена Лазарева и Артем Тон
Ольга БогатееваЗамдиректора Ставропольского театра кукол Елена Лазарева и Артем Тон

Самым первым Горловский театр кукол в рамках интеграционной программы «Россия – Донбасс» посетил Брянск. «Ездили при поддержке общественной организации «Русский центр». Потом были в Астрахани, на фестивале в Воронеже. С деловой поездкой я посетил Ульяновск. На Ставрополье мы впервые, – делится Артём Анатольевич. – Тур идёт в рамках гастрольно-концертного плана Министерства культуры РФ при поддержке Росконцерта. Впервые участвуем в проекте «Большие гастроли». По программе поддерживаются детские и молодежные театры. Мы уже побывали в Ростове-на-Дону, Волгограде, Астрахани, Элисте. Дальше – в Армавир, Майкоп, Новороссийск, Керчь, Симферополь, Севастополь. Завершатся гастроли в Тимашевске».

 

– Как зародился ваш театр?

– У истоков в феврале 2001 года стояли глава города Виктор Рогач и гастролирующий артист Александр Семенов, потомственный кукловод, разъездным театром кукол занимались еще его родители. Они ездили с гастролями и оставались на полгода-год в каждом городе, гастролировали по всему Советскому Союзу, в том числе по России и Украине. Как-то Александр Аркадьевич приехал в Горловку, на одном из уличных мероприятий Виктор Александрович увидел представление, где они и познакомились. Рогач когда-то в детстве побывал на спектакле кукол, остались неизгладимые впечатления, которые он пронес через всю жизнь. Наш мэр подумал: «Здорово и правильно открыть свой театр». Рогач пригласил уже пожилого артиста сделать в Горловке стационарный кукольный театр. В довоенный период население Горловки было 350-370 тысяч человек, много детей. У нас большой город, богатый культурными учреждениями, их 26, три крупных музея, в том числе исторический. В художественном – самое крупное собрание в Европе картин Рериха русского периода из 14 работ. Монументальные полотнища – изюминка нашего музея. В 2014-м, когда были активные боевые действия, москвичи просили: «Давайте приедем, заберем, сохраним. Потерять ни в коем случае нельзя». Но у нас тоже есть подземные фонды. Картины «законсервировали». Ничего не пропало и периодически выставляется. А в коллекции уникального, единственного в Европе музея миниатюрной книги – более тысячи экземпляров.

Театр вначале находился в кинотеатре «Шахтёр». Пока власти не обратили внимание на пустое муниципальное помещение закрытой в 90-е годы швейной мастерской в самом центре на проспекте Ленина. Его отдали театру. Через дорогу на первом этаже жилого дома в стиле сталинского ампира с высокими потолками закипел ремонт. Шла народная стройка – в экономически тяжёлые нулевые помогали предприятия, организации, частный бизнес. В августе 2002-го театр переехал в отремонтированное помещение, где находится и поныне. Меня тогда пригласили актёром. Получился такой стартап для дальнейшего развития театра кукол в Горловке.

 

– Как изменилась жизнь вашего учреждения с 2014 года?

– Изначально основу репертуара театра составляли пять спектаклей, их Семёнов привёз с собой: «По щучьему велению», «Вырви дуб», «Красная шапочка» и др. С июля по октябрь 2014 года во время серьезных обстрелов театр временно не работал. Город был пуст. Выехали сотрудники. Потом потихоньку собирались, было непонятно - как работать, как платить зарплату. Труппа, 25 человек, в октябре обсудила, как двигаться дальше. Более-менее восстановили часть репертуара. 1 ноября 2014 года немного с опозданием открыли театральный сезон. Это был фурор, переаншлаги. Делали сразу вторые спектакли. Столько месяцев быть под обстрелами, находиться в подвалах, не выходить из дома! Это наложило большой отпечаток и на взрослое население, и на детей особенно. Люди хотели разрядиться, отвлечься. Свои ценности в жизни они переосмыслили в связи с начавшейся гражданской войной и очень потянулись к культуре, искусству. У детей должно быть детство. К сожалению, за 9 лет войны выросло поколение, не знающее мирной жизни. У кого-то прошли юность и детство. В связи с боевыми действиями с февраля 2022 года массовые мероприятия временно в Донецкой Народной Республике отменены. Не исключено, что во время сбора зрителей перед театром может произойти обстрел, это пытаются всё время делать. Есть примеры, когда на похоронных процессиях наших знаменитых военных, Гиви, Мотороллы и других, близким просто не давали проститься, были раненые, погибшие. В такой ситуации никто не будет рисковать людьми, а детьми тем более.

Но театр работает, репетируем текущий репертуар и новые постановки. Трудятся художники-швеи и декораторы в мастерской. Потихоньку нас внедряют в культурную жизнь России благодаря Минкультуры РФ и ДНР, которое тоже уделяет очень большое внимание театрам, чтобы они гастролировали, участвовали в международных фестивалях, чтобы не прекращался культурный и творческий обмен, завязывались новые связи. Мы продолжаем ездить на гастроли. Приём всегда хороший. У нас большое кукольное братство, мы все друг друга очень ценим, любим, всегда радуемся знакомству с новыми людьми. В каждом городе примерно по два дня, но в Ставрополе посчастливилось задержаться чуть подольше – на три.

Труппа Горловского театра кукол на ступенях театра в Ставрополе
Ольга БогатееваТруппа Горловского театра кукол на ступенях театра в Ставрополе

 

– Что удалось посмотреть?

– 8 марта наши коллеги, ставшие друзьями, показали нам город. Он чем-то напоминает наш: неширокие улицы и проспекты. Довольно компактный, очень чистый. По паркам и скверам видно, что администрация уделяет внимание комфорту и много занимается благоустройством. Мы очень хорошо погуляли, побывали в музеях: краеведческом и «Россия – моя история». В первом собрана информация о крае, о слонах интересно рассказал экскурсовод. Мы очень похожи: Донбасс – тоже степи, нашу территорию в древности населяли такие же народности: гунны, сарматы, скифы. Поэтому в части предков мы очень похожи. Нам показывали каменные изваяния баб, у нас по городу такие же. Так что ваша история нам близка. Второй музей, современный, живой, поразил технологией. К сожалению, побывали только в двух залах: «Эпоха Рюриков» и «Эпоха Романовых». Мы такими технологиями в связи с военными действиями пока не владеем. Оставшееся время провели на природе. Впечатления очень приятные. Порой люди говорят: мой город или не мой. Ставрополь – наш город. Коллективу здесь комфортно.

У вас очень уютный, тёплый кукольный театр. Замечательно, что коллектив переехал в новое здание. Всё в таких приятных пастельных тонах. Много души и труда вложили в него сотрудники театра, это видно по различным локациям, выставочным стендам. Каждый ребенок найдет, чем себя занять. Внутри – игровая зона. Мы тоже в этом плане двигаемся, перед театром у нас центр притяжения. В своё время по грантовым программам установили игровую площадку, чтобы дети не только шли в театр, но и увлекательно проводили досуг на свежем воздухе.

 

– Какой у вас репертуар, что увидят ставропольцы?

– По последним данным, в Горловке проживает 150 - 170 тысяч человек. Основу репертуара составляют спектакли для детей от 0+ до 12 - 13 лет. За девять лет постановок было много. В рамках гастролей мы привозим два спектакля. Свежая премьера 2020 года – «Домик для улитки» по пьесе нашего хорошего друга, ведущего артиста, театрального режиссера Артёма Малахова. Он кукольник, сам пишет и ставит. В спектакле деткам в игровой интерактивной форме рассказываем о временах суток. Главный персонаж – забывчивая улитка, она не помнит, где ее домик, и не знает времени суток. Днём по дереву ищет его, заглядывая в норку, в дупло, там знакомится с жителями. В финале в час ночи тётушка Сова ей показывает: домик у тебя на спине, ты его с собой носишь! Также Артём Малахов нам ставил очень хороший спектакль-детектив «Колобок – хлебобулочное происшествие». К сожалению, мы не смогли его взять в рамках этих гастролей. Все дети любят «свинство», один из самых популярных спектаклей всегда с аншлагами, – «Три поросёнка». На всех спектаклях много зрителей, которые любят театр кукол.

 

– Несмотря на сложное время, творческих планов у вас не счесть?..

– У нас никогда не было взрослого репертуара, как в Ставропольском театре кукол (тот же «Вий». – Авт.). Но 22 года – юный возраст, думаю, всё впереди. Очень много жизненных перипетий пережил наш театр – смерть покровителя Виктора Рогача, который ушел очень рано, в 2003 году, начались серьезные финансовые трудности. «Оранжевая» революция на Украине оставила свой отпечаток, очень сильно нас остановила в развитии гражданская война 2014 года. В военное время в рамках договора о творческом сотрудничестве мы взаимодействовали с Луганским академическим театром.

Когда наступит мир, окончательно придет стабильность, начнем приглашать актеров из других регионов, будет четкое понимание развития театра. В планах – посещение выпусков театральных институтов, где мы сможем предлагать работу. Многие спектакли в репертуаре ждут своего часа, и мы верим, что ими мы сможем радовать и своего зрителя в ДНР, и театры Российской Федерации.

Театр – это коллективное искусство. Только когда работаем в кулачке дружно и слаженно, получается хороший результат. Сейчас ставим спектакль про Муми-тролля по пьесе Рагима Мусаева, давшего нам сценарий без авторского гонорара. Запланировано участие в фестивале «МалышОК» во Владимирском областном театре кукол. В конце июня поедем в Тольятти, на международный фестиваль в кукольный театр. Уже получено приглашение от коллег из Калининграда на 5 - 9 октября.

Заместитель директора по работе со зрителем Ставропольского театра кукол Елена Лазарева:

– Такие гастроли нужны самим актёрам, мы же меняемся опытом. Спектакль, который привезли ребята, для зрителей 2+. Наши актёры задумались, что надо тоже такие постановки делать, у нас появился спектакль «Бэби», но пока для самых маленьких единственный. А у Горловки очень интересный, обучающий, про улитку. Для нашего зрителя такое знакомство очень ценно. Это важно и для руководителей, мы обсуждаем какие-то проблемы, подсказываем, какие есть фестивали, узнаём новости. Вечером на театральном банкете все вместе попоём, пообщаемся. У нас уже начали появляться самые разные идеи. Мы не хотим закончить общение этими гастролями – дружбой нужно дорожить, сделать совместный проект. Мы очень надеемся, что всё плохое скоро завершится, и начнется нормальное, цивилизованное, творческое сотрудничество.

 

Международный день кукольника, Горловский театр кукол, Донецкая Народная Республика, интеграционноая программа «Россия – Донбасс», Ставропольский театр кукол