Химчистка – по ГОСТу!

Лариса Денежная

Химчистка – хорошая помощница для наших хозяек: предприятие выстирает и шторы, и пуховики, вычистит ковер и мягкие игрушки, освежит мех шубы, обновит окраску любимой кожаной сумки... А чтобы ваши взаимоотношения с ее работниками имели благоприятный исход, важно знать, на какое качество услуг вы можете рассчитывать. Как вообще должны выглядеть вещи после обработки, какие свойства сохранить или, наоборот, потерять. Эти и другие моменты отражены в новом национальном стандарте на услуги химчистки, которые вступили в силу с июня 2017 года.


Категория химчистки – по уровню обслуживания

В зависимости от уровня обслуживания услуги химической чистки подразделяют на три категории: высшей, первой и второй. ГОСТ установил перечень требований к услугам, оказываемым этими предприятиями. Так, например, организации высшей категории рекомендуется предоставлять не менее семи услуг. Для первой категории – не менее пяти. Химчистке высшей категории рекомендуется оказывать услуги по реставрации ковров, проводить их грязеотталкивающую обработку. А вот для предприятий первой и второй категории выполнение этого требования не обязательно. Антистатическую обработку должны проводить все предприятия химчистки. Уровень второй категории не требует предоставлять услуги по ремонту одежды после химической чистки и крашения или пришивания фурнитуры на изделиях, сдаваемых на проведение этих обработок.

Прежде чем оформить договор

Принимая вещь от заказчика, исполнитель должен внимательно осмотреть фурнитуру. При необходимости по согласованию с потребителем съемные детали (например, пуговицы) удалить с последующим восстановлением на прежние места после химической чистки, но уже за дополнительную плату. Если заказчик не дал на это согласие, работники предприятия обязаны предупредить о возможном повреждении съемной, а также несъемной (крючки, застежки-молнии, пряжки и пр.) фурнитуры. Причем сделать об этом соответствующую отметку в договоре (квитанции).

Чтобы застраховать себя, работники химчистки предупреждают о возможной порче сложной отделки – различные блестки, стразы, камушки и пр. За порчу клеевой фурнитуры предприятие не отвечает. Имейте это в виду.

Способ обработки изделий пункты химчистки выбирают в соответствии с символами по уходу. При их отсутствии – в зависимости от вида материала, указанного на маркировке. Но, как показала практика, символы на этикетке и лентах не всегда дают работникам химчистки надежную подсказку в выборке способа обработки изделий. И тут очень важны квалификация и опыт сотрудников.

После чистки – без запаха и пятен

ГОСТ расписал требования к изделиям, прошедшим химическую чистку. Так, они должны быт чистыми, без пятен и затеков, ореолов, без запаха растворителей и пятновыводных препаратов. Изделия должны сохранять форму, цвет, рисунок, рельефность. Вернуть вам вещи обязаны отглаженными, без «морщин» и перекосов, искривлений швов и пр. Линия сгиба на брюках должна быть посредине и передних, и задних их половин, быть запрессованной по всей длине. Ворс у мягких игрушек, головных уборов после обработки должен быть расчесан. Подушки, другие пухоперовые изделия и одежда могут потерять в весе до 40 процентов от своей первоначальной массы после удаления пыли, загрязнений, обломов пера.

После химчистки изделия могут дать усадку. Стандарт допускает для швейных и трикотажных изделий изменение линейных размеров на 2 процента. Для ковровых, изделий из кожи и меха (в том числе искусственного) – 3 процента.

Когда химчистка – «не при делах»

После обработки стандарт допустил наличие ряда дефектов. Например, выявленных при приемке изделия в химчистку, а также проявившихся скрытых дефектов, возникших вследствие нарушения технологии изготовления вещи, в том числе при использовании клеевого метода крепления деталей при пошиве изделия, неправильного ухода за изделием в процессе эксплуатации.

ГОСТ допускает, что после химчистки могут остаться застарелые, не поддающиеся выведению пятна, в том числе от краски, плесени, клея, чернил, паст для шариковых и гелевых ручек, маркеров и масел, лекарственных и косметических препаратов. Химчистка не будет отвечать и за пятна, которые пытались вывести в домашних условиях. Как утверждают работники сферы, такое часто происходит, когда пытаются использовать популярный «Ваниш». Стандарт допускает и наличие таких дефектов после химчистки, как деформация ткани, заломы, вытравки, образовавшиеся при обработке изделий водными растворами в домашних условиях. Не отвечает химчистка и за нарушения целостности изделий, спуск петель в трикотажных изделиях, которые продолжительно носили, а также в местах повреждения вещей личинками моли или пеплом сигарет. Это же касается и частичного выпадения ворса в изделиях из искусственного бархата и велюра. Список этих «узаконенных» дефектов в новом ГОСТе расширился. Однако, повторимся, обо всех возможных изъянах работники химчистки должны предупредить заказчика.

Чего изволите?

В соответствии с уровнем обслуживания предприятия могут оказывать различные дополнительные услуги. Например, для восстановления свойств изделий или придания им новых качеств по вашему желанию могут применяться специальные препараты – пропитки: водоотталкивающие, грязеотталкивающие, обеспечивающие несминаемость и др. Естественно, для этого нужно раскошелиться.

Какие пятна нуждаются в экстренной чистке?

При подготовке этого материала мы изучили опыт выведения некоторых пятен, которым делились профессионалы отрасли. Поэтому дадим несколько советов, которые вам пригодятся.

Если на ткань попала монтажная пена, профессионалы советуют удалить ее в течение ближайших двух-трех часов, пока она не «хватанула воздуха». Потому что контакт с воздухом приводит к полимеризации, и по прошествии указанного времени монтажная пена фактически превращается в пластмассу, которую удалить практически невозможно. То же в некоторой степени относится и к клею ПВА. Свежий ПВА прекрасно отстирывается. Но: если клей был в контакте с воздухом, дефект устранить невозможно.

Пятна крови на шерсти или шелке можно удалить в течение двух-трех дней. На текстильном материале, если вы «проснулись» по истечении месяца после их появления, убрать будет уже проблематично. Чтобы убрать кровь на дубленке, у вас есть не более пяти-шести дней.

И еще один момент. При получении вещи после обработки вы расписываетесь в квитанции под словами «претензий к качеству обработки и сохранности вещи не имею». Это означает, что потом вы не сможете предъявить претензии, если они возникнут при тщательном рассмотрении уже дома полученной из химчистки вещи. На месте, не выходя из предприятия, внимательно осматривайте изделие и составляйте акт о дефектах.

дефект, стандарт, обслуживание, химчистка