Холодильник по почте…

Ольга Метёлкина
… и корреспонденция к завтраку – все как в лучших домах Лондона и Парижа

То, что услугами почты на протяжении всей своей жизни пользуется каждый человек – очевидный факт, будь то пересылка писем, посылок или оформление подписки, коммунальные платежи или получение пенсии, да и много чего еще. Почта в нашей жизни - такой же неотъемлемый атрибут, как, скажем, продуктовый магазин, а в селах почтовое отделение – вообще порой единственный центр общественной жизни.

«К чему все эти слова?» – спросит придирчивый читатель. А дело в том, что за последние два года российская почта пережила своеобразную революцию и начала новую жизнь – жизнь после «клинической смерти». Думается, всем нам, кто так или иначе соприкасается с этим необходимым учреждением, полезно будет узнать, что может наша почта сегодня.

Об этом – наша беседа с директором управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России» Сергеем Анатольевичем МУРАТОВЫМ.

Муратов Сергей Анатольевич

Окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт, Ставропольский государственный университет.

Работал руководителем комсомольских организаций завода «Электроавтоматика», Октябрьского района и города Ставрополя, на ответственных должностях в органах МВД и горисполкоме.

С 1994 года – руководитель филиала Фонда обязательного медицинского страхования.

В 2001 – 2002 годах избран депутатом и работал председателем Ставропольской городской Думы.

С 14 февраля 2003 года - директор ГУ УФПС Ставропольского края – филиала ФГУП «Почта России»

46 лет, женат, трое детей.

- Сергей Анатольевич, несколько слов о реорганизации почтовой сети России.

- В течение 90-х годов почта, как и вся экономика страны, пережила тяжелейший кризис: объемы перевозок по некоторым видам почтовых отправлений упали в десятки раз, резко снизились доходы от подписки. Обладая уникальной возможностью «дойти» до каждого гражданина страны (ни у какой другой организации в России такой возможности нет), почта в условиях перестройки оказалась недостаточно подготовленной для бизнес-проектов. Поэтому в 2003 году было решено объединить все российские госучреждения почтовой связи (областные, краевые) с целью создания единого национального почтового оператора – Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Почта России». Процесс слияния к настоящему времени практически завершен. Ставропольский филиал «Почты России» работает в новом статусе уже больше года, и за это время многое изменилось.

- Что могут сегодня предложить населению почтовые отделения Ставрополья?

- Конечно же, остались все традиционные услуги – пересылка писем и открыток, бандеролей и посылок. Однако сейчас в масштабах всей России ведется большая работа по сокращению сроков пересылки почтовых отправлений. Решение проблемы - в создании крупных автоматизированных сортировочных центров. Недалеко то время, когда все послания будут доходить до своих получателей гораздо быстрее, чем сегодня.

Исторически сложилось, что почта занималась и занимается подпиской и доставкой периодических изданий. Главные задачи, которые должны быть решены в первую очередь, - это утренняя доставка прессы подписчикам («к завтраку», как это делается в Европе) и щадящие подписные тарифы.

- На днях мне довелось получать денежный перевод из Смоленска. Я была немало удивлена, что он дошел в Ставрополь всего за два дня. На почте объяснили, что это электронный перевод. Расскажите об этой новой услуге.

- Речь идет о новом общероссийском проекте под названием «КиберДеньги». Проще говоря, это денежные переводы по электронной почте. Пересылать деньги таким способом гораздо быстрее и обходится дешевле, чем привычным «бумажным» переводом. В Ставропольском крае электронные денежные переводы стали возможны еще в 2003 году, и к настоящему времени эта услуга весьма востребованна, в том числе и корпоративными клиентами. Более того, сейчас на почте ведется прием электронных платежей за сотовую связь «Мегафон», «Би Лайн», «Московская сотовая связь», «Мобильные телесистемы».

- Но ведь для оказания таких услуг требуется специальное оборудование, компьютеры, подготовленный персонал?

- Конечно. На Ставрополье оснащено специальным оборудованием 23 пункта, что позволяет обслуживать весь край. Естественно, персонал прошел соответствующую подготовку.

- Имеют ли возможность пользоваться услугой «КиберДеньги» жители сельских районов?

- В нашем крае 599 почтовых отделений, причем 422 из них – в сельской местности. Понятно, оборудовать каждое почтовое отделение сложной техникой мы не имеем возможности. Для сельчан предусмотрена так называемая гибридная технология. То есть в любом сельском отделении связи оформляется обычный «бумажный» перевод, доставляется до ближайшего оборудованного пункта (это не занимает много времени), и далее денежки идут по электронной почте. Замечу, что благодаря созданию единого национального почтового оператора «Почта России» деньги таким способом стало возможным пересылать не более чем за 72 часа в любую точку нашей страны, а также в страны СНГ.

В продолжение этой темы несколько слов о еще двух электронных проектах – «КиберПочта» и «КиберПресса». Дело в том, что компьютеризация активно идет в городах, а население сельских районов зачастую не имеет возможности приобретать компьютеры и пользоваться интернетом. Получается, сельчане и горожане оказываются в неравных условиях в плане возможностей оперативного получения и обмена информацией. Для разрешения этой ситуации «Почтой России» и были инициированы проекты «КиберПочта» и «КиберПресса». На сегодня в 34 крупных узлах почтовой связи Ставропольского края открыты и функционируют пункты коллективного доступа в интернет, и эта сеть будет расширяться. За умеренную плату любой человек может отправить и принять электронные письма, познакомиться с любыми электронными изданиями, узнать горячие новости, запросить нужную информацию в глобальной сети интернет.

- Сергей Анатольевич, какие еще нетрадиционные услуги можно сегодня получить на почте?

- Помимо вышеупомянутых перечислю основные: фотоуслуги (по договоренности с компанией «Кодак»), добровольное страхование и обязательное страхование автогражданской ответственности, EMS-почта (экспресс-доставка), рассылка рекламы, выплаты пенсий и пособий, коммунальные платежи и т. д.

Кстати, о коммунальных платежах. Уже достигнуты договоренности со «Ставропольрегионгазом» и «Ставропольэнерго» о приеме платежей за газ и электроэнергию через почту, ведутся переговоры с «Водоканалом». Согласитесь, людям (теперь и на селе) будет удобно оплачивать все коммунальные услуги в одном месте – на почте, учитывая, что почтовой связью охвачены все населенные пункты края.

Кроме того, наши партнеры знают, что ФГУП «Почта России» является единственным государственным предприятием в стране, имеющим особый статус федерального оператора со специальным кругом полномочий. Это означает, что ответственность за услуги, оказываемые «Почтой России», гарантируется государством.

- В последние годы через почту активно ведется торговля товарами народного потребления. Это ведь тоже нетрадиционная услуга?

- Да, и, как показала практика, это удобно людям и выгодно почте. Особенно в сельской местности. Простой пример: захотел житель села купить, скажем, холодильник или стиральную машину. Ему теперь нет необходимости ехать в город, нанимать машину, чтобы привезти покупку домой. Достаточно прийти в свое отделение связи и по каталогу заказать понравившуюся модель. Гарантия, что он вовремя получит качественный товар, стопроцентная, тем более люди почте доверяют. Ассортимент товаров, начиная от мелочей и заканчивая дорогой бытовой техникой, в настоящее время достаточно обширный, а со временем выбор будет еще больше.

Более того, «Почтой России» достигнута договоренность со «Сбербанком» об оказании простейших банковских услуг, в частности, оформление кредитов и прием платежей по кредитам. Теперь и сельчане без особых проблем могут покупать товары в кредит через почту.

- Позволяют ли почтовые площади оказывать все услуги на хорошем уровне, ведь зачастую отделения связи очень небольшие по размерам?

- Вопрос этот действительно очень серьезный. Одним из приоритетных направлений деятельности «Почты России» в целом и Ставропольского филиала в частности является реконструкция почтовых отделений, оформление их в едином фирменном стиле. Дело это дорогостоящее, но вести мы его будем поэтапно, пока все наши отделения не приобретут единого узнаваемого лица. На настоящий момент уже три почтовых отделения в Ставрополе отремонтированы и оформлены в фирменном стиле.

- Но для реконструкции потребуются огромные средства!

- Так ведь и почта работает теперь по-другому, мы учимся зарабатывать деньги, максимально удовлетворяя потребности наших клиентов, то есть всех россиян. И, судя по результатам минувшего года, это у нас получается.

Беседовала

Ольга Золотарева.