Как баланс… разбалансировался,или Кое-что о ловушках роуминга

Ольга Метёлкина
«Ваш баланс … рублей действителен до…» — такую информацию получает каждый абонент, пользующийся услугами сотовой связи ОАО «МТС», нажав комбинацию клавиш *100#. Но если вы думаете, что указанная сумма – остаток денежных средств на вашем лицевом счете, то ошибаетесь. Значит, невнимательно читали правила предоставления услуг «ДЖИНС». Самвел К. по этой причине попал в очень неприятную ситуацию, которая закончилась судебными разбирательствами. Впрочем, все по порядку.
 

В начале февраля 2005 года Самвел К., выстояв очередь у офиса компании «Мобильные ТелеСистемы», стал обладателем заветной SIM­карты: очень уж привлекательный внутрисетевой тариф предложил оператор, пришедший на рынок мобильной связи в нашем крае.

Буквально через несколько дней парень уехал в Астрахань, где пробыл два месяца. Все это время он активно пользовался услугами «МТС». Правда, пребывание в роуминге с определенного момента стало его беспокоить. К. стал замечать, что «счетчик» его баланса как­то странно работает: каждое отправленное SMS­сообщение «съедало» деньги, а вот телефонные разговоры — нет.

Самвел обратился в офис филиала компании «МТС» в Астрахани, чтобы узнать состояние счета и при необходимости – внести оплату. Был ответ: мол, со Ставрополем невозможно установить связь. Нужно разбираться на месте.

К. предположил: значит, на счете деньги есть. Иначе бы телефон давно отключили, как это делают другие компании. Блокировали связь 15 апреля 2005 г., когда К. уже прибыл в Ставрополь. А далее… Цитата из претензии К., направленной в «МТС» в конце июня: «… случилось то, что в наш век с его современными технологиями объяснить сложно… Я получил уведомление от 10.05. 2005 о том, что на моем лицевом счете имеется задолженность в размере 1085, 82 руб. Спустя 4 дня (!!!) получил новое уведомление… по состоянию на 14.05.2005 существует задолженность в размере 21890, 87 руб. Как оказалось – и это еще не предел…». В офисе разъяснили: долг образовался за разговоры в феврале­марте, во время пребывания абонента в Астрахани. Это связано с тем, что поступление роуминговых файлов в систему расчетов происходит не сразу, на это уходит не менее месяца.

К. расценил это обстоятельство как некорректную работу оборудования, которая повлекла накопление огромной суммы задолженности. «Если бы при подключении к вашей сети меня предупредили о том, что задолженность за разговоры будет накапливаться и списываться спустя 4 (!!!) месяца, я не стал бы тогда стоять в очереди на морозе», — писал он в своей претензии. К. также выразил надежду, что компания с мировым именем пойдет навстречу абоненту и спишет долги.

Ответ пришел быстро. Руководитель компании сообщал, что оценка телефонных соединений в зоне роуминга за февраль­март произведена 13, 14 и 28 мая. И, оказывается, в этом ничего экстраординарного нет. Правила предоставления услуг сотовой связи «Джинс» — а с их условиями абонент ознакомился заранее и согласился, о чем свидетельствует его подпись, – не предусматривают срок, в течение которого списывают средства (стало быть, «снять» их можно и через год? — Л. Д.) с лицевого счета абонента за оказанные услуги связи. Кроме того, пороги подключения и отключения в роуминге этого тарифного плана отсутствуют. Вот только интересно: благо это или ловушка? Для умеющих считать деньги — такой вывод можно сделать из текста ответа – первое. Потому как величина остатка на лицевом счете, выраженная в рублях, «означает не размер неиспользованных денежных средств, а лишь справочную величину, основываясь на которой вы можете рассчитать объем не использованного вами эфирного времени или других заказанных услуг». Резюме письма: услуги предоставлены – извольте оплатить. Компания готова рассрочить платеж…

28 октября 2005 года мировым судьей Ленинского района был издан судебный приказ о взыскании с гражданина К. задолженности по оплате за предоставленные услуги сотовой связи ОАО «МТС». Должник посчитал их неправомерными и подлежащими отмене, внеся в суд свои возражения. После чего компания «МТС» обратилась с соответствующим иском в мировой суд.

Оператор сотовой связи настаивал: услуги оказаны в полном объеме, их получение ответчик не отрицает, а значит, они подлежат оплате. Кроме того, согласно правилам предоставления услуг связи «Джинс» абонент обязан был осуществлять предоплату (авансовые платежи), сумма которой определяется абонентом самостоятельно, исходя из потребления заказанных услуг и действующих тарифов «МТС». К. свои обязательства не выполнил.

Ответчик, в свою очередь, доказывал: рассчитать стоимость полученных услуг, а также определить момент, когда у него закончатся деньги на счету (план включает 17 видов различных размеров платы за эфирное время в минуту, в зависимости от вида звонка и времени соединения), он не мог. Поэтому не должен нести ответственность за действия оператора, не отключившего вовремя телефон и не предоставившего своевременно информацию о задолженности.

К. также указал, что п. 7.2. правил «Джинс» допускает разночтения. В частности, здесь оговаривается, что оператор вправе приостановить предоставление услуг, когда остаток на лицевом счете абонента становится равным «0 руб.». То есть по своему усмотрению решить: отключать телефон или нет. В правилах же должно быть однозначно оговорено, какие конкретно действия предпримет оператор. К., например, предполагал именно отключение.

Ответчик обращал внимание суда и на то, что после использования суммы, внесенной авансом (именно этот вид оплаты предусмотрен договором), «МТС» начинает оказывать услуги в кредит, не получив на это волеизъявления абонента. То есть в одностороннем порядке изменяет условия договора. Согласно же обычаям делового оборота, другие операторы прекращают оказание услуг при «обнулении» счета…

Нужно полагать, что для мирового суда аргументы «МТС» взяли верх. Факт наличия задолженности установлен. А по какой причине она образовалась – это уже эмоции.

Вот как получается: смысл документов, которые мы подписываем безоглядно, понимаем слишком поздно – когда его объясняют в суде юристы. Ведь, если разобраться, ОАО «МТС» застраховало себя от возможных неприятностей, оговорив комфортные для себя условия работы правилами предоставления услуг. Нам же остается предостеречь таких абонентов, как К., – случись им быть в зоне роуминга: не уподобляйтесь мышке, которая бегает в клетку за бесплатным сыром. Когда­нибудь дверца захлопнется, и тогда…Читайте выше.

Выпуск подготовлен совместно с Центром защиты прав потребителей (ул. Ленина, 328/3, тел. 37­06­57) и отделом ЗПП комитета экономразвития и торговли городской администрации.

Пишите, задавайте нам вопросы, присылайте отклики по электронному адресу: denejnaya@vechorka. ru