Как государство помогает бизнесу

Олег Чесноков

Советы при смене налогового режима, соблюдении трудового законодательства и получении банковской поддержки

Окончание. Начало в №№ 205, 207 – 210, 224.

 

Мы завершаем цикл материалов о круглом столе «Путеводитель для малого бизнеса: как государство помогает предпринимателям». Он состоялся в ставропольском центре «Мой бизнес», действующем на базе некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае». Важно, что аналогичные мероприятия под патронажем краевых министерства экономического развития и Торгово-промышленной палаты в последнее время проходят на территории региона регулярно. Причём не только в городах, но и в сельской местности. Они реально помогают бизнесменам сориентироваться в сегодняшних непростых условиях, а значит, продолжить развитие своего дела и сохранить рабочие места.

 

Отмена ЕНВД

Об особенностях смены режима налогообложения и изменениях законодательства по маркировке и контрольно-кассовой технике участникам круглого стола рассказала директор компании «Тензор» Галина Леднёва. В частности, она остановилась на отмене с 1 января 2021 года единого налога на вменённый доход (ЕНВД). До этого времени все применявшие его предприниматели должны определиться с тем, на какую систему налогообложения перейти. Также спикер остановилась на перерегистрации контрольно-кассовой техники и работе с первичными документами.

 

Самозанятые

Было отмечено, что большинство работавших на ЕНВД компаний не вели первичную бухгалтерию. Теперь без этого не обойтись. То, какие налоги надо будет платить с 2021 года, определяется рядом характеристик бизнеса, которым занимается предприниматель. Налог на профессиональный доход в качестве самозанятых будут платить те, кто работает без сотрудников и зарабатывает не более 2,4 миллиона рублей в год. Кроме того, им нельзя продавать маркированные и подакцизные товары, а также заниматься перепродажей.

Особенно важно помнить – самозанятый может торговать только товарами, которые произвёл сам. Поэтому те, кто занимается реализаций товаров в маленьких магазинах или ларьках, на такой статус претендовать не могут. Перейти в самозанятые, в случае если все условия подходят, можно через приложение «Мой налог».

 

Патент

Если у работодателя в штате числится до 15 человек, включая тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, а в год его фирма зарабатывает не более 60 миллионов рублей, то он может получить патент. Опять же, нельзя продавать маркированные и подакцизные товары. Заявление на переход на патент подаётся по форме 26.5-1 за десять дней до начала применения.

Важно, что патент даётся только на один вид деятельности. Если у предпринимателя несколько направлений бизнеса, то запатентовывать нужно каждое из них, что может вылиться в весьма приличную сумму затрат. А вот сезонные работы сюда подходят – патент выдаётся сроком от одного до двенадцати месяцев.

Уровень патента определяется спецификой региона. В Ставропольском крае условия для этого достаточно хорошие.

 

«Упрощёнка»

Если говорить об упрощенной системе налогообложения (УСН), то перейти на неё могут бизнесмены, в организациях которых работает не более 100 человек (с 1 января 2021 года – не более 130), приносящих до 150 миллионов рублей доходов. Ограничения – нельзя производить подакцизные товары, заниматься ломбардами, страхованием и азартными играми, быть адвокатом или нотариусом, работать в качестве казенного бюджетного учреждения или частного агентства занятости. Заявление на переход на УСН по форме 26.2-1 можно подать только один раз в год.

Что касается видов деятельности – «доходы» или «доходы минус расходы», – то бизнесмены выбирают между ними исходя из процентного соотношения. То есть, если расходы составляют менее 60 процентов от доходов – первый вариант, а если более – второй. Важно, что государство чётко установило, что относится к расходам. Это аренда, закупки и заработная плата.

При варианте «доходы минус расходы» есть ряд нюансов. Расчёт идёт кассовым методом, а сумму расходов можно уменьшать за счёт страховых взносов и больничных. Кроме того, сейчас идёт подготовка и проработка формы под названием «УСН онлайн». Она подразумевает как отслеживание налоговиками показателей контрольно-кассовой техники, так и их работу с банками и ресурсоснабжающими организациями. Потом все показатели просто надо будет сверить. Но это дело перспективы, пусть и ближайшей.

 

Особенности перехода

При переходе на любую из систем налогообложения, в связи со скорой отменой ЕНВД, предпринимателям необходимо перерегистрировать кассовые аппараты.

Также о будущем переходе бизнесменам надо предупредить всех партнёров и контрагентов. Несмотря на то, что законодательство не обязывает это делать, такая процедура облегчит документальное оформление операций.

Инвентаризация – тоже необходимая мера при переходе. На его момент необходимо знать все имеющиеся в наличии остатки – сырья, материалов и так далее.

Важно также помнить, что заработная плата, которая будет выдана в январе предприятием, перешедшим с ЕНВД на, например, УСН, не будет считаться расходами, так как начислена ещё за декабрь 2020 года.

 

СБИС

В любом случае после перехода с ЕНВД предпринимателям придётся вести учёт. В этом плане Галина Леднёва посоветовала бизнесменам, переходящим на УСН или же предполагающих совмещать налоговые режимы, присмотреться к такому продукту, как СБИС-бухгалтерия. Он настолько удобен, что заполняет всю отчётность автоматически, то есть руководителю предприятия не нужно дополнительно нанимать бухгалтера. Также преимуществами СБИС являются автоматическое обновление, проверка корректности учёта, проведение его «в бесстыковочном режиме» и «навырост», автоматизация рутинных операций, уделённый доступ.

СБИС – прогрессивная форма электронной отчётности.
СБИС – прогрессивная форма электронной отчётности.

Можно сказать, что система СБИС позволяет автоматизировать абсолютно любые участки и бизнес-процессы компании. Она лишена недостатков, которые были присущи традиционной автоматизации.

Сам по себе аккаунт СБИС для хозяйствующего субъекта может быть открыт бесплатно. Он по умолчанию включает в себя целый ряд возможностей. Во-первых, это выдача одной электронной цифровой подписи, размещаемой на носителе пользователя. Например, только на директора или на индивидуального предпринимателя. Также речь идёт о получении электронных документов от других хозяйствующих субъектов, у которых есть аккаунт в СБИС, и сверке данных с контр-агентами по книге продаж плательщика НДС. Кроме того, предусмотрено создание с помощью специальных форм и печать первичных документов о деловых или финансовых транзакциях, отчётов для ФНС, государственных фондов, Росстата. Важными моментами являются доступ к каталогу всех хозяйствующих субъектов России, к мобильному приложению и к защищенному облачному хранилищу.

 

Трудовое законодательство в период пандемии

О кадровом учёте и вопросах применения трудового законодательства в период пандемии новой коронавирусной инфекции участникам круглого стола рассказала начальник отдела административной практики и правового обеспечения Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Илона Смулько. Она отметила, что во время распространения инфекции количество проводимых проверок предприятий и бизнесменов сильно уменьшилось. При этом все такие мероприятия жёстко согласовываются с прокуратурой, то есть происходят в исключительных случаях. Субъекты малого и среднего предпринимательства, конечно, ощутили снижение нагрузки в этом плане. Такой мораторий продлится и в следующем году.

Специалист Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Илона Смулько.
Специалист Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Илона Смулько.

Представитель трудовой инспекции порекомендовала бизнесменам пользоваться разработанными Рострудом цифровыми сервисами. Они удобно расположены на сайте организации и пошагово рассказывают о том, как заключить трудовой договор и что в нём должно быть. Там же можно найти инструкции по составлению приказов по предприятию и правил внутреннего трудового распорядка. Есть чётко структурированная информация по процедуре увольнений и сокращений.

Как работников, так и работодателей могут также проконсультировать по телефону круглосуточно работающей горячей линии краевой трудовой инспекции в городе Ставрополе 8(8652) 37-13-96. Илона Смулько оставила для всех желающих и свой рабочий номер телефона 8(8652) 72-21-22.

 

Банковские меры антикризисной поддержки

Завершило насыщенную программу работы круглого стола выступление начальника отдела кредитования клиентов малого бизнеса Ставропольского отделения ПАО Сбербанк Натальи Амерзаевой. Она рассказала об антикризисных мерах поддержки клиентов в условиях распространения пандемии COVID-19. Среди них льготные кредиты под 2 процента и упрощенная реструктуризация для пострадавших отраслей.

Для реструктуризации кредита разработана специальная программа. Согласно её правилам, пострадавший бизнесмен должен обратиться к своему клиентскому менеджеру или в обслуживающий офис банка, и срок кредитования может быть увеличен до 11 месяцев в зависимости от снижения выручки и темпов восстановления. От этих же факторов зависит и отсрочка погашения основного долга сроком до 9 месяцев.

Чтобы всё это заработало, необходимо представить документы, подтверждающие снижение выручки, в том числе об оборотах наличных денег или финансов в других банках. Основное требование к заёмщику – он должен входить в категорию пострадавших отраслей экономики, определённых положением правительства страны.

 

Программа корпорации МСП

Также Наталья Амерзаева рассказала о реализации программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса. Она реализуется с участием АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Если говорить об условиях, то, во-первых, заёмщик должен соответствовать требованиям профильного 209-го Федерального закона. Информация о нём должна быть размещена в едином реестре на сайте Федеральной налоговой службы. Бизнесмен не может подвергаться процедуре банкротства и обязан иметь положительный финансовый результат по данным бухгалтерской отчётности за последний календарный год.

Программа стимулирования преследует инвестиционную цель – на осуществление капитальных вложений и приобретение основных средств, включая строительство, реконструкцию и модернизацию объектов. Другая цель – пополнение оборотных средств. Возможно и совмещение целей. Так, 70 процентов заёмных денег может быть предоставлено на инвестиции, а 30 – на оборот, связанный с реализацией проекта.

Размещение кредитных средств на депозитах или использование для приобретения иных финансовых инструментов программой не разрешается. С помощью этих денег нельзя предоставлять или погашать займы.

Сумма по кредитному договору начинается с 3 миллионов рублей и достигает предела в один миллиард. Естественно, она зависит от финансового состояния клиента. Льготная ставка здесь – 8,5 процента годовых.

 

Программа субсидирования МЭР

Существуют и программы субсидирования, курируемые Министерством экономического развития России. Процентная ставка по одной из них – 9,95 процента, а цели – оборотная и инвестиционная. Согласно требованиям, заёмщику необходимо обладать статусом субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями того же 209-го Федерального закона. Информация о предпринимателе должна быть размещена на официальном сайте налоговой службы, а деятельность, которой он занимается, значения не имеет.

Субсидирование малого бизнеса поддерживает Министерство экономического развития России.
Субсидирование малого бизнеса поддерживает Министерство экономического развития России.

Другая программа, находящаяся под патронажем Минэкономразвития, предусматривает процентную ставку в 8,5. Она реализует те же инвестиционные и оборотные цели. При этом также не допускается выдача займов и размещение средств на депозитных счетах. Пределы здесь такие – на инвестиции – от 5 миллионов до 2 миллиардов рублей сроком до 10 лет, на оборот – от 5 до 500 миллионов до 3 лет.

Основное требование к заёмщику – он должен осуществлять деятельность в приоритетных отраслях. Это сельское хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, информация и связь, туризм, транспортировка, здравоохранение, образование, оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес. Подробный список размещён на сайте федерального Минэкономразвития. Предприниматель должен быть налоговым резидентом Российской Федерации, ему нельзя иметь задолженности по налогам и сборам, реализовывать подакцизные товары, против него не должно возбуждаться делопроизводство по банкротству.

 

Неслучайное название

На этом насыщенная программа круглого стола «Путеводитель для малого бизнеса: как государство помогает предпринимателям» была исчерпана. Название мероприятия выбрано не случайно. Это именно путеводитель, который помогает людям, открывшим собственное дело, сориентироваться в сложных условиях пандемии коронавируса и связанного с ним кризиса в экономике. Очень хочется надеяться, что большой и качественно подготовленный массив информации поможет бизнесменам минимизировать убытки и как можно быстрее выйти на докризисный уровень.

ЕНВД, патент, «Путеводитель для малого бизнеса: как государство помогает предпринимателям», СБИС, «упрощёнка», Министерство экономического развития России, самозанятые