«Как можно дольше оставаться независимыми...»

Тамара Коркина

социальная сфера

Вот уже третий год краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов участвует среди немногих регионов страны в пилотном проекте по созданию системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста. «Вечерний Ставрополь» взял на себя своего рода информационное сопровождение этого большого и важного для России дела. За два с небольшим года работы у нас было несколько публикаций о том, как принципиально изменился подход к предоставлению социальных услуг людям пожилого возраста и инвалидам. Сегодня – продолжение разговора, его наш корреспондент ведет с директором центра соцобслуживания Галиной Ивановной Шпак.

– Галина Ивановна, вспомним, что цель системы долговременного ухода – максимально поддержать личные ресурсы получателей социальных услуг, помочь им как можно дольше оставаться независимыми, автономными в повседневной жизни и быту. Иными словами, как можно дольше быть на своих ногах и обслуживать себя. Как всего этого можно добиться и какие изменения произошли в социальном обслуживании?

– Начну с того, что коренным образом изменился краевой перечень социальных услуг. Он значительно расширился, в него внесены специфические социально-бытовые услуги, такие как помощь при ходьбе по дому, помощь в пересаживании, в пользовании туалетом, умывание, смена белья, подача пищи и кормление и так далее. Многие из новых услуг раньше относились к дополнительным и предоставлялись только на платной основе, теперь они в перечне.

– А что абсолютно новое в системе долговременного ухода?

– Появилось такое понятие, как типизация. Оно обозначает процесс определения индивидуальной нуждаемости человека в социальных услугах. Для этого разработаны шесть групп, к какой отнести нуждающегося в помощи человека, зависит от набранных им в результате типизации баллов. Эту работу проводят специально обученные сотрудники нашего центра в виде интервью, выехав на место проживания человека. Они выясняют, есть ли у него какие-либо трудности в самообслуживании, насколько человек справляется с повсе-дневными бытовыми вопросами – самостоятельно, с частичной помощью или полностью зависит от посторонней помощи. Одновременно идет обследование условий проживания, специалисты узнают, есть ли у нуждающегося в помощи родственники или люди, способные оказать помощь. Выявляются все факторы, которые ухудшают или улучшают жизненную ситуацию. В зависимости от полученных результатов человек попадает в одну из шести групп ухода – с нулевой до пятой.

Нулевая означает, что человек не нуждается в долговременном уходе, он самостоятелен и ему не нужна посторонняя помощь. А вот чем выше группа ухода, тем больше степень зависимости человека от помощи других. И тем больше объем часов ухода за ним в неделю. Если для лиц первой группы он составляет до трех часов в неделю, то для отнесенных к четвертой или пятой группе ухода – до трех-четырех часов в день.

На каждого нашего подопечного составляется индивидуальный план ухода, где подробно расписываются и его ресурсы, и проблемы. В плане ставятся цели ухода, планируется работа по их достижению, определяется периодичность предоставления социальных услуг.

– Новый подход потребовал от ваших сотрудников новых знаний и навыков, так ведь?

– Безусловно. Все сотрудники центра, оказывающие социальные услуги на дому, прошли профессиональную подготовку и обучены практическому опыту долговременного ухода. С ними занимались специальные тренеры, которые обучали тому, как правильно кормить лежачего больного, как его искупать в постели, как перестелить постель, как правильно поменять подгузник, как пересадить маломобильного человека с кровати в инвалидную коляску и так далее.

Сейчас появилось много вспомогательных средств, облегчающих процесс такого ухода. Это скользящие простыни, специальные доски для перемещения лежачих больных, пояса для пересаживания и много другого, о чем мы раньше не имели никакого понятия. Зато были жалобы женщин, кому приходилось перемещать подопечных с кровати на кресло-коляску, что они боятся сорвать спину. Что только мы не предпринимали: направляли одновременно два социальных работника, привлекали волонтеров. А сейчас соцработник оснащен специальным поясом, обучен навыкам его использования, уход стал значительно легче.

Сейчас у нас достаточно большой арсенал современных средств, ими оснащен наш пункт проката технических средств ухода и реабилитации.

– Пункт проката – для кого? Кто в него обращается?

– Мы привыкли к звонкам отчаявшихся родственников тяжелобольных пожилых людей, которые жалуются на то, что измотали себя, утратили здоровье, что больше нет сил. Мы открыли у себя в центре школу ухода для родственников, которые узнают в том числе и о средствах, облегчающих уход за тяжелобольным. Они и пользуются прокатом. В программе обучения групповые занятия, индивидуальные консультации, прослушивание теоретического материала, отработка практических навыков. Занятия в школе бесплатные. Бывает, что люди по определенным обстоятельствам не могут посещать занятия, не могут оставить без присмотра своего родственника. Тогда наши специалисты выезжают на дом.

В рамках пилотного проекта у нас организованы группы дневного пребывания для имеющих возрастные изменения, такие как снижение памяти, концентрации внимания и так далее. В них побывали десятки горожан, многие, не желая терять общение, по нескольку раз. Кроме коррекции возрастных изменений в группах проводятся досуговые мероприятия, в них организовано питание, а также бесплатная доставка в центр и обратно домой в сопровождении социального работника.

Бывает, появившийся в группе дневного пребывания новичок неразговорчив, необщителен, насторожен, тревожен. А спустя два – три месяца он уже улыбается, с интересом общается с другими посетителями, самостоятельно делает шаги, на которые раньше не был способен.

– Пилотный проект, в который Ставрополье вошло в числе немногих регионов, дело абсолютно новое и, очевидно, обремененное многими проблемами.

– Серьезных проблем, с которыми бы наш центр столкнулся за время работы в «пилоте», нет. Все вопросы решаются в рабочем порядке. А вот в межведомственном взаимодействии с медицинскими организациями есть сложности. Система быстрой передачи сведений о нуждающихся в долговременном уходе и медицинской помощи до сих пор не отлажена, несмотря на то, что между нашим центром и всеми лечебными учреждениями города, предоставляющими медицинские услуги в амбулаторных условиях, заключены соглашения о сотрудничестве. К сожалению, часто решение вопроса об оказании медицинской помощи нашему подопечному затягивается из-за бумажной переписки, из-за отсутствия специалистов. Особенно это проявилось в нынешней эпидемиологической ситуации. Во второй половине этого года планируется закупка и установка специального программного продукта, который позволит обмениваться данными о получателях долговременного ухода в оперативном порядке.

И вторая сложность – это взаимодействие с родственниками получателей услуг, многие из которых хотят свои обязанности по уходу за близким человеком полностью возложить на наше учреждение. Между тем оно, как любое учреждение, имеет свой регламент и режим работы, обеспечить круглосуточный уход за больным мы не в состоянии. Потому и предлагаем пройти обучение в школе ухода, воспользоваться услугами пункта проката. Но когда вместо конструктивного диалога о совместной работе с тяжелобольным человеком мы слышим, что «нам некогда, а вы обязаны», то понимаем, что это практически тупиковая ситуация. Порой осложненная тем, что наши звонки игнорируются, люди демонстрируют полное безразличие к судьбе родного человека. Это нас по-человечески поражает, но что поделаешь – человеческий фактор.

социальная сфера Ставрополя, система долговременного ухода, пожилые люди, инвалиды, Ставрополь, краевой центр социального бслуживания, Ставропольский край, Галина Шпак