Легенды Советского экрана

Виталий Задорожный

Фалеристика. Говоря научным языком, это дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, памятных знаков

А для коллекционера фалеристика - это любимое увлечение, заключающееся в собирании и, конечно же, изучении значков по самым разным темам. Их, этих тем, многие десятки. Одна из моих - кинематограф. Среди множества оформленных планшетов коллекции есть один, который я назвал «Легенды советского кино». В нем я собрал 15 значков, которые ярко отражают вехи отечественного кино. Выпущены они еще в советское время, и, думается, уже являются в какой-то мере раритетом.

В 1935 году и с 1959 года международные кинофестивали проводятся в Москве. Девиз этого фестиваля, ставшего одним из крупнейших смотров мирового киноискусства, - «За гуманизм, за мир и дружбу между народами». В жюри кинофестиваля вошли крупнейшие деятели кино разных стран.

Первый значок на планшете представляет фильм «Броненосец «Потемкин». Картина была задумана, как часть революционной эпопеи «1905 год», создание которой Комиссия ЦИК СССР по празднованию первой русской революции поручила режиссеру С. Эйзенштейну и сценаристке Н. Агаджановой-Шутко. Эпизод восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический» получил воплощение в фильме, выразившем характерные черты эпохи и создавшем обобщенный образ революционного народа. Основываясь на реальных фактах и в то же время смело преобразовывая их, Сергей Эйзенштейн создал композицию фильма, напоминающую по структуре античную трагедию. «Броненосец «Потемкин» стал новым этапом в развитии мирового киноискусства.

Одна из главных ролей в фильме - матрос Вакулинчук. Эта роль стала для актера Александра Антонова одной из самых значительных в период немого кино. Его исполнительская манера характеризуется сдержанностью, строгостью выразительных средств.

В 1938 году на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Созданный накануне 2-й Мировой войны и Великой Отечественной, фильм стал вдохновляющим призывом к отпору фашистской агрессии. Победа русских войск над тевтонскими рыцарями в ХIII веке трактовалась как образ грядущей тяжелой борьбы.

Главную роль в фильме «Александр Невский» сыграл актер Николай Черкасов. Он наделил легендарного русского полководца чертами былинного богатыря - выразительный жест, веское слово. Его герой, выражавший думы и стремления русского народа, поднявшегося на борьбу против немецких «псов-рыцарей», был особенно близок зрителям в годы Великой Отечественной войны. До боли правдивыми и пророческими были его слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля». Работа Николая Черкасова была отмечена в 1941 году Государственной премией СССР.

Режиссер Александр Довженко снял в 1930 году фильм «Земля», который принес ему всемирную славу. На Брюссельском кинофестивале 1958 года фильм вошел в число двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. Он рассказывает о борьбе украинских крестьян за коллективизацию. Режиссер не стремился показать конкретные, частные эпизоды борьбы, разворачивающейся в деревне. Он дал обобщенную поэтическую и философскую оценку гигантских социальных процессов. В этом фильме Довженко искал поэтическое выражение истины о неминуемой победе нового над старым.

Режиссер Григорий Козинцев представлен на планшете тремя фильмами. Первый - «Юность Максима», снятый им совместно с режиссером Леонидом Траубергом в 1935 году. Этот фильм начинал трилогию о простом рабочем парне, который стал видным революционером, а затем одним из первых наркомов Советской власти.

В образ Максима актер Борис Чирков вложил черты русского народного характера - мужество и высокий патриотизм. Романтическая одухотворенность героя сочетается с его простотой. В роли старого большевика-подпольщика Поливанова, революционера несгибаемой воли, человека большого ума и сердца, выступил актер Михаил Тарханов.

С большим успехом прошел по советским и зарубежным экранам еще один фильм Григория Козинцева - «Дон Кихот». По мотивам одноименного романа Сервантеса сценарий написал Евгений Шварц. В этом фильме мы снова встречаемся с замечательным актером Николаем Черкасовым, снявшимся в главной роли. Своеобразная, глубоко гуманистическая трактовка классического образа получила широкое признание и в нашей стране, и за рубежом. Роль Санчо Пансы, сыгранная актером Юрием Толубеевым, стала одной из лучших его работ. Актер создал характер народный, сочный, полный юмора и глубоко трогательный. Актер Бруно Фрейндлих выступил в роли Герцога.

И еще одна картина Григория Козинцева - экранизация трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». За ее создание и режиссер, и исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский удостоены в 1965 году Ленинской премии. А на Международном кинофестивале в Венеции фильму присуждена специальная премия жюри.

Актер Иннокентий Смоктуновский вписал новую страницу в историю шекспировского Гамлета на мировом экране. Он создал образ человека высокого интеллекта, обладающего остро развитым чувством справедливости и ответственности за все поступки, которые он должен совершить. Гуманистическая тема актера выражена здесь в категорическом неприятии Гамлетом какого-либо насилия, физического или духовного, над чистыми, простыми и одновременно возвышенными чувствами и помыслами человека.

Крупным актерским достижением Михаила Названова стала роль короля Клавдия. Актриса Анастасия Вертинская предстала в фильме в роли Офелии. Запоминающиеся образы создали артисты Юрий Толубеев - Полоний, Вадим Медведев - Гильденстерн, Игорь Дмитриев - Розенкранц.

Следующие значки киноколлекции снова возвращают нас в тридцатые годы. Это легендарный фильм режиссеров братьев Васильевых «Чапаев», снятый в 1934 году, в основу которого легла одноименная повесть Дмитрия Фурманова.

Роль Чапаева стал вершиной творчества актера Бориса Бабочкина. Он воплотил характер народного героя, рожденного революцией, типический и вместе с тем глубоко индивидуальный и неповторимый. Авторы фильма, режиссеры братья Васильевы, писали, что они ставили себе задачу «соединить эпическую легендарность Чапаева с реалистичностью его показа». Это удалось в равной степени и режиссерам, и актеру. Бабочкин раскрыл в этом образе тему высокой ответственности перед революцией. С исключительной глубиной и убедительностью он показал внутренний рост Чапаева, который превращается из лихого партизанского вожака, склонного к анархизму, в опытного и бесстрашного командира Красной Армии. Талант Чапаева-полководца был блестяще передан в батальных сценах картины. Характер Чапаева раскрывался перед зрителями различными гранями: актер показывал своего героя бесстрашным и вспыльчивым, грозным и лиричным, рассудительным и самолюбивым, лукавым и по-детски доверчивым, человеком необычайной широты души и внутренней цельности.

Широкую известность принесла актеру Борису Блинову его первая работа в кино - роль Фурманова в фильме «Чапаев». Актер создал образ опытного организатора и воспитателя, человека несгибаемой воли, большого ума и чуткого сердца. Наиболее значительная роль в кино актера Леонида Кмита - Петька, в которой актер с большой теплотой воплотил образ молодого ординарца Чапаева, наделил своего героя оптимизмом, лиричностью, мягким юмором.

 

Еще один историко-революционный фильм 30-х годов - «Мы из Кронштадта», одно из выдающихся произведений советского киноискусства. Режиссер Ефим Дзиган поставил его по сценарию Всеволода Вишневского. Рассказывает картина о героической борьбе кронштадтских моряков и питерских рабочих против войск Юденича. В этом суровом, мужественном, романтически приподнятом фильме создана галерея ярких образов защитников Петрограда, талантливо воспроизведена атмосфера революционной эпохи.

Актер Олег Жаков создал в фильме цельный характер революционера Яна Драудина, человека сурового и в то же время гуманного. Этот образ воплощал поэзию скромного человеческого мужества.

Вернемся к фильмам послевоенного времени. Снова классика: Шекспир, трагедия «Отелло». Снял ее в 1956 году режиссер Сергей Юткевич. С трагедийной силой воплотил актер Сергей Бондарчук романтический образ венецианского мавра Отелло. В роли Дездемоны выступила актриса Ирина Скобцева. Это была ее первая роль в кино. Играя роль Яго, актер Андрей Попов главной темой сделал трагедию предательства. Роль Эмилии сыграла актриса Антонина Максимова.

Военную тему продолжают на значках киноколлекции фильмы режиссера Григория Чухрая. Его первой самостоятельной работой стал в 1956 году фильм «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренева. Режиссер сохранил главные черты произведения, его лиризм, драматическую напряженность. Он раскрыл философскую и художественную сущность, исторический и социальный смысл событий, выразил новое понимание старой темы конфликта чувства и долга. В фильме созданы крупные характеры, отражающие эпоху.

В главной роли поручика Говорухи-Отрока снялся Олег Стриженов. Это была одна из лучших работ актера. Он создал психологически сложный, противоречивый драматический образ. Выпускница актерского факультета ВГИКа Изольда Извицкая буквально через год снялась у Григория Чухрая в фильме «Сорок первый», сыграв роль Марютки. В ее исполнении это была волевая, самоотверженная девушка, верящая в победу революции.

Сложностью коллизий, высоким оптимистическим мироощущением, несмотря на трагический исход, отмечен следующий фильм Григория Чухрая - «Баллада о солдате», который он поставил в 1959 году. Фильм отличается художественной цельностью и внутренней гармонией, высоким поэтическим строем и героико-романтической окрыленностью. Главные роли сыграли молодые дебютанты, студенты ВГИКа Владимир Ивашов (Алеша Скворцов) и Жанна Прохоренко (Шура). В 1961 году общественные и культурные организации Сан-Винсент (Италия) присудили Ивашову премию за лучшее исполнение мужской роли. Прохоренко создала на экране живой образ простой, бесхитростной девушки, отличавшейся непосредственностью, прозрачной ясностью характера. Игра молодой актрисы способствовала созданию лирической атмосферы фильма, раскрытию темы человечности, моральной чистоты, доброты среди ожесточения и ужасов войны. Художественной завершенностью, внутренней цельностью характера отличается образ офицера-инвалида, созданный актером Евгением Урбанским, и роль его жены, сыгранная актрисой Эльзой Леждей. В эпизодической роли генерала снялся актер Николай Крючков.

Фильм «Баллада о солдате» выдвинул Григория Чухрая в ряды выдающихся советских режиссеров. Оно и понятно. Ведь фильм был в 1961 году удостоен Ленинской премии. Ему присуждены премии на ХIII Международном кинофестивале в Каннах за лучший фильм о молодежи «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», премия «Золотые ворота» на 1У Международном кинофестивале в Сан-Франциско за лучшую режиссуру, Большая премия на ХI кинофестивале в Чехословакии.

Военной теме посвящена и картина Михаила Калатозова «Летят журавли», снятая в 1957 году по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», она получила всемирное признание. Действие фильма происходит в период Великой Отечественной войны. Темы войны и мира, любви и дружбы, судеб молодежи прозвучали в картине с волнующей силой. В лице оператора Сергея Урусевского режиссер нашел творческого единомышленника. Поиск новых выразительных средств кино, романтическая приподнятость нашли в фильме яркое выражение. На ХI Международном кинофестивале в Каннах в 1958 году фильму присужден высший приз - «Золотая пальмовая ветвь», актрисе Татьяне Самойловой - специальный диплом за исполнение главной роли, оператору Сергею Урусевскому - «Гран-при», а также приз Высшей технической комиссии Франции. На I Всесоюзном кинофестивале в Москве в том же, 1958 году картина удостоена особого приза.

Создавая драматический образ Бориса, скромного, обаятельного человека, актер Алексей Баталов наделил своего героя душевной чистотой, сердечностью, поэтичностью, внутренней силой. Татьяна Самойлова создала образ девушки, почти школьницы, в счастливую, беспечную жизнь которой трагически вошла война. Актриса углубила драматизм образа, показала трудную судьбу своей героини. Не оправдывая ее слабости, она в то же время передала ее мужество, верность, неповторимую человеческую индивидуальность.

И еще один фильм о войне - «Судьба человека», снятый в 1959 году по одноименной повести Михаила Шолохова. В нем актер Сергей Бондарчук дебютировал как режиссер и сыграл главную роль - русского солдата Соколова. Вся картина проникнута жизнеутверждающим началом. Бондарчук показал душевное богатство советского человека, самоотверженную, благородную любовь к Родине, мужество в трагических испытаниях, обрушенных войной на советский народ. Фильму был присужден Большой Золотой приз на Международном кинофестивале в Москве в 1959 году. В следующем году Бондарчук был удостоен Ленинской премии и за постановку фильма и за исполнение главной роли. Актриса Зинаида Кириенко создала в фильме образ Ирины.

Обратившись к русской классике, Сергей Бондарчук снял четырехсерийную эпопею по роману Льва Толстого «Война и мир». В фильме он сыграл роль Пьера Безухова. В 1965 году на 1У Международном кинофестивале в Москве картина получила Большой приз. В роли князя Андрея Болконского актер Вячеслав Тихонов показал благородную манеру исполнения, точность и лаконизм внешней характеристики. С большой драматической силой и глубоким философским осмыслением сыграл роль старого князя Болконского актер Анатолий Кторов. В образе блистательной красавицы, холодной и циничной Элен предстала актриса Ирина Скобцева. Женственность, мягкость и чистоту Лизы Болконской показала актриса Анастасия Вертинская. В роли Анатоля Курагина выступил актер Василий Лановой, в роли Николая Ростова - актер Олег Табаков, в роли Долохова - актер Олег Ефремов, в роли Василия Денисова - актер Николай Рыбников.

Завершает галерею коллекционных кинозначков, оформленных на планшете, значок с фильмом Александра Зархи «Высота», снятый в 1957 году. Режиссер развивает в картине лучшие традиции советского киноискусства в изображении рабочего класса, рассказывая о мужественном и романтичном труде монтажников-верхолазов. Он раскрывает богатый внутренний мир молодых советских рабочих. Играя роль монтажника Пасечника, актер Николай Рыбников создал подлинно народный характер, образ молодого человека послевоенных лет. Его работа отмечена призом на Международном кинофестивале в рамках У1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Роль Кати стала одной из лучших ролей актрисы Инны Макаровой, для творчества которой характерно сочетание комедийного и драматического.

Фильм отмечен одной из главных премий на Международном кинофестивале в Карлови-Вари в 1957 году. В том же году на Международном кинофестивале, проходившем в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, фильму присуждена Золотая медаль. Все эти фильмы, о которых шла речь в обзоре, вошли в золотой фонд отечественного кино. Каждый из них стал настоящей легендой советского экрана.

культура, кино, СССР