Лицею № 35 города Ставрополя – 30 лет

Лариса Ракитянская

Слово - директору лицея Наталье Анатольевне Симоновой

- В этом году наш лицей отмечает замечательную дату – свое 30-летие. В 1992 году распахнула свои двери общеобразовательная школа № 35 города Ставрополя для 1296 учеников.

Директор лицея № 35 Наталья Анатольевна Симонова
Директор лицея № 35 Наталья Анатольевна Симонова

Примечательно, что новая школа появилась, когда страна переживала непростые времена: это был экономический кризис, эмоциональный перелом, начало драматических событий в истории новой России.

Юбилей - это всегда итог прожитого отрезка времени. А вот юбилей лицея — это праздник для всех, кто когда-то был его учеником или учителем, а также родителями, чьи дети учились в нем. И все же это были годы труда, радость побед, появление красивых и добрых традиций.

Приятно, когда выросшие бывшие ученики приводят к нам своих детей. Это ли не пример человеческого доверия и достойной оценки труда педагогов и работы школы? Родители, которые искренне благодарны нашему образовательному учреждению, — это и есть ее настоящее богатство, ее красота.

Мы по праву гордимся своими талантливыми выпускниками: Героем России Анатолием Ищенко, чемпионкой мира по карате директором спортивной школы Мариной Зубенко, чемпионкой мира по пауэрлифтингу Евгенией Цахиловой, чемпионом мира по карате Игорем Марченко, чемпионом мира по тхэквондо Ярославом Барнашом, чемпионом России по вольной борьбе Сергеем Ерошенко, чемпионом Европы по современным танцам Сергеем Горбовским и многими другими.

Годы летят. На наших глазах меняется страна, меняется и лицей. Сегодня это высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать практически любую задачу, творческий, активный, открытый к поиску. На протяжении многих лет он остается стабильным. Это команда единомышленников, где сложились отношения сотрудничества, уважения, доверия, а атмосфера успеха стала нормой жизни. Это славные традиции и великолепные праздники. И конечно же, это наши ученики, мотивированные на высокие учебные результаты. Те, кто учится сейчас, и те, кто продолжает обучение в других учебных заведениях, кто уже работает, но всегда высоко держит планку выпускника родного лицея.

Наши дети отзывчивые, добрые, увлеченные, способные, иногда озорные, но все равно - самые лучшие. Их у нас более двух с половиной тысяч.

Сегодня мы подводим промежуточный итог трех минувших десятилетий. Могу с уверенностью сказать: мы обрели достойное признание профессионального мастерства педагогов, освоивших современные методики.

Сегодня лицей транслирует успешные педагогические практики учителей-мастеров: А. Н. Вышковской, Л. В. Улитиной, Н. Г. Матвеевой, Т. В. Маркиной, В. В. Овсянниковой, Е. В. Копициной, М. П. Мервинской, Т. Б. Алакиной, Н. Г. Андреевой, И. Ю. Прокопенко, О. В. Касько, Т. В. Никитиной, А. А. Колесниковой, В. В. Лян, Е. В. Шабалдас, М. М. Баговой, Е. В. Парфеновой, И. Г. Гвиниашвили, Е. Г. Саакян.

Разнообразно представлена проектная деятельность лицеистов и их наставников-учителей. К примеру, мы запустили интересный проект в области агроинженерии.

В лицее создан уникальный сад, представленный более чем 80 плодовыми деревьями, персиковой аллеей. Лицейский двор украшают 360 растений – поистине лицейский дендрарий! Наши старшеклассники участвуют в бизнес-клубах, занимаются техноконструированием. Их личностной самореализации и профессиональному самоопределению способствует профильное обучение. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

За 30 лет существования лицея традиционными стали Дни знаний, Уроки мужества, краеведения, Вахта памяти, Дни этнокультуры, экологические десанты, волонтерское движение, отряд милосердия «Светлый ангел», Дни самоуправления, Посвящение в лицеисты и старшеклассники.

Одним из приоритетных направлений работы лицея является гражданско-патриотическое воспитание. У нас много лет существует музейная комната истории Промышленного района, Залы боевой славы и государственной символики. В 2010 году открыт музей современной этнокультуры. Сотни мальчишек и девчонок знакомятся с культурой, обычаями, бытом различных народов. Юнармейский отряд лицея ежегодно несет службу на городском посту № 1 у мемориала «Огонь Вечной славы», участвует в городских военно-патриотических играх и соревнованиях.

Педагогический коллектив убеждён, что сила лицея — в верности традициям, в сохранении атмосферы сотворчества педагогов, учащихся и родителей. Традиции придают лицею то особое, неповторимое, что отличает его от других. Каждый день наш коллектив создаёт историю образовательного учреждения. Отличительная черта нашего коллектива - целеустремленность! Лицей живет, гордится победами, строит планы на будущее. Мы не только стремимся соответствовать запросам времени, но и опережать их.

В центре внимания для нас – ученик: его знания, здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Персонализированная модель обучения позволяет учитывать интересы каждого ребенка. И важными составляющими здесь являются учитель, непрерывная система его профессионального роста, лицейский климат, безопасная образовательная среда, причем для ребят с разными возможностями.

Те, кто сегодня сидит за партой, – это будущее поколение общественных, управленческих, технологических лидеров, инженеров, изобретателей, предпринимателей. Наш коллектив работает над тем, чтобы соответствовать требованиям качества образования, решать широкий круг воспитательных задач, развивать инклюзивное пространство, применять здоровьесберегающие технологии.

Особые слова поздравления и признательности говорю сегодня ветеранам педагогического труда, подарившим искорки своего сердца и тепло души школе, отдавшим всю свою жизнь детям. Мы вас всех помним, ценим, гордимся вашими достижениями.

Накануне такой важной для нас даты невозможно не сказать слова благодарности за преданность лицею ученикам, всем учителям, работающим и работавшим здесь, всем сотрудникам, связавшим свою жизнь со школой.

Дорогие мои коллеги! Хочу отметить, что вы успешно приумножили тот потенциал, который был заложен нашими ветеранами. За эти годы создан имидж конкурентоспособного, творческого образовательного учреждения. Вы мудрые и умные, строгие и добрые, терпеливые и чуткие, красивые и веселые, интересные и неравнодушные люди. Для вас залог успеха любого дела — общность интересов.

Примите самые теплые поздравления с юбилеем лицея! От всей души желаю, чтобы юбилейный год положил начало череде ярких лет, наполненных блестящими и успешно реализованными идеями. Пусть имеющийся потенциал приумножается и реализуется, а все самое лучшее будет впереди. Пусть традиции лицея сохраняются будущими поколениями учеников и педагогов. Пусть у вас всегда будут поводы гордиться успехами своих учеников.

Желаю всем педагогам, ветеранам педагогического труда, выпускникам, лицеистам, родителям неиссякаемой энергии, оптимизма, упорства в достижении целей, уверенности в завтрашнем дне. Лицею - добавить в свою историю еще множество славных страниц, коллективу - успешного творчества, а ученикам - блестящих перспектив.

 

Гордость лицея – Герой России

Выпускнику лицея № 35 города Ставрополя лейтенанту Анатолию Ищенко присвоено высокое звание Героя России. Высшую государственную награду страны Анатолию вручил Сергей Шойгу в Национальном центре управления обороной.

Звезду Героя РФ выпускнику лицея вручил министр обороны России Сергей Шойгу
Звезду Героя РФ выпускнику лицея вручил министр обороны России Сергей Шойгу

За время специальной военной операции взвод молодого офицера уничтожил 12 штурмовиков Су-25 и четыре вертолета Ми-8 противника. На счету самого Ищенко - восемь пораженных целей: пять самолетов и три вертолета ВСУ.

В один из дней, прикрывая наши армейские объекты от воздушного нападения, Анатолию пришлось противостоять сразу паре вражеских Су-25. Нанести штурмовикам ракетные удары лейтенант не дал. Первым выстрелом из ПЗРК он прямым попаданием сбил самолет противника. Видя это, пилот второго украинского штурмовика прекратил атаку и предпочел убраться восвояси.

В другой раз во время удержания нашей батальонной тактической группой стратегически важного рубежа офицер вовремя заметил в небе вражеский Су-25. Точным выстрелом из переносного зенитного ракетного комплекса лейтенант уничтожил его еще до подхода к российским позициям.

Спустя несколько дней Анатолий Ищенко вновь столкнулся с парой украинских штурмовиков. И принял неравный бой. Его исход для экипажей Су-25 оказался, мягко говоря, нерадостным. Анатолий один за другим сбил из ПЗРК оба самолета. Причем пилот второго поврежденного ракетой штурмовика успел катапультироваться. Он приземлился на контролируемой нашими военными территории. Пленного летчика доставили на командный пункт полка. На допросе тот сообщил важную информацию о базировании тактической авиации Украины и стоянках вертолетов ВСУ. Не прояви в тот день Ищенко мужество и высочайший профессионализм, нашему командованию не удалось бы получить столь ценные сведения о противнике.

 

Знай наших!

Лицей № 35 – одно из самых больших образовательных учреждений города Ставрополя, в котором насчитывается более 2500 учеников. Каждый может гордиться своим родным лицеем. И вот почему.

Лицей № 35 является лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший лицей», Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны 2020 и 2021 годов», победителем Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России», награжден медалью и дипломом в номинации «Лучшая образовательная организация - 2020».

И это далеко не все награды 35-го лицея!
И это далеко не все награды 35-го лицея!

По итогам оценки качества обучения лицей вошел в 50 лучших образовательных учреждений Ставропольского края, внесен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Повод для гордости - медаль в номинации «За организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения - 2020» в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Всероссийский конкурс «500 лучших образовательных организаций страны - 2021» - еще один высокий результат 35-го лицея, который стал его лауреатом, представив педагогический опыт и высокие показатели качества образования. Учителя лицея стали лауреатами этого конкурса в номинации «Учитель - Воспитатель – Педагог гражданина и патриота России»: это Л. В. Улитина, О. В. Касько, Е. Н. Ковалева и Т. В. Маркина. А директор лицея Н. А. Симонова стала обладателем медали «500 лучших образовательных организаций страны - 2021» и диплома в номинации «Лидер в организации проектного менеджмента в обеспечении качества образования».

Ежегодно обучающиеся лицея становятся победителями Всероссийской олимпиады «Высшая проба», лингвистической Евразийской олимпиады, регионального этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участниками образовательных смен в центре одаренных детей «Сириус». По результатам Всероссийского конкурсного отбора юные географы лицея принимают участие в масштабном образовательном и просветительском проекте Русского географического общества «Мир открытий».

Сложившаяся в лицее система воспитательной работы отличается высокой результативностью. В 2020 году наши лицеисты стали лауреатами II и III степени муниципального и регионального этапов конкурса «Лидер XXI века» и прошли в финальный этап конкурса; они вышли в полуфинал дистанционного этапа Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» в рамках проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей».

Команда лицеистов в течение трех последних лет принимает участие в соревнованиях по программе Worldskills. В 2020 году в региональном этапе чемпионата «Молодые профессионалы», компетенция «Технологии моды», заняла 2-е место. В 2021, 2022 годах они одержали победу в региональном этапе чемпионата движения «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussiaJuniors «Технология моды». Лицеистка Наталья Александрова стала победительницей в региональном этапе этого чемпионата в 2022 году и получила право принять участие в Финале Х Национального чемпионата «Молодые профессионалы - 2022» по компетенции «Технологии моды (14/16) – Юниоры».

А на краевом и городском уровне лицеисты тоже лидеры: например, в 2020 году 35-й лицей возглавил рейтинг участников инновационного образовательного ресурса «ЯКласс» в Ставропольском крае, оказались впереди всех в федеральном проекте «Билет в будущее» в Ставрополе, победили в муниципальном конкурсе «Лучший школьный двор».

 

начальная школа

Все начинается с любви!

«Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков. Из тёплых маминых рук учитель взял твою руку?..» И не только руку, но и маленькое доброе сердечко своего ученика. И целых четыре года бережно вел, проявляя нежную материнскую заботу...

А задача перед учителем стояла большая и сложная - научить юного лицеиста азам науки и культуры, воспитать будущего гражданина своей великой страны.

С первых минут пребывания в лицее каждый ребенок чувствует особую атмосферу – атмосферу доброжелательности, сопереживания, уважения. На уроках ребята планируют, оперативно мыслят, применяют практико-ориентированные навыки, учатся самостоятельно находить решения сложных задач.

«Вместе весело учиться!»: интерактивные методики на уроке
«Вместе весело учиться!»: интерактивные методики на уроке

Учителя начальных классов увлечены своей работой, любят детей. Это высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный выполнить практически любую установку, - творческий, активный, открытый к поиску.

В своей практической деятельности учителя используют современные педагогические технологии проблемного обучения, интерактивные методики (работа в парах, группах), ставя перед детьми исследовательские цели (проект, эксперимент, моделирование), развивая у ребят критическое мышление и реализуя деятельностный подход в обучении.

Благодаря такому подходу лицеисты занимают призовые места в олимпиадах (Международная игра-конкурс по математике «Кенгуру», по языкознанию - «Русский медвежонок»), во внеклассных мероприятиях, развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки коммуникативного сотрудничества.

А чтобы научить детей безопасно переходить дороги, в лицее открыты специализированные классы «Юная смена ГИБДД». Тут ребята активно участвуют в играх, эстафетах по ПДД, в тренингах и творческих заданиях, олимпиадах и других соревнованиях.

Воспитательная и проектно-исследовательская деятельность класса МЧС «Спасатель» направлена на формирование у лицеистов чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание граждански активных, социально значимых качеств, служащих укреплению любви к Отечеству, изучению истории родного края.

В нашем лицее реализуется программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». В течение учебного года обучающиеся под руководством классных руководителей принимают участие в коллективных и творческих делах разных направлений для достижения звания «Орлёнок».

Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. С нового учебного года в нашем лицее начал свою работу образовательный проект «Театр в школе».

Начальная школа – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная новыми открытиями и неожиданными встречами!

 

Работать в ритме мира современного!

Об инновационной деятельности в лицее можно рассказывать долго. Но самое главное тут – качество образования.

Дети и их родители сейчас сами задают любому образовательному учреждению высокую планку. Вот почему в 35-м лицее реализуются инновационные программы «Развитие лицейской системы оценки качества образования», «Социальное партнерство семьи и школы в формировании личности школьника», «Социальное партнерство в сфере сохранения и укрепления здоровья детей», «Лига здоровья», «Ландшафтный дизайн», «Поликультурная образовательная среда – основа воспитания социальной и гражданской зрелости - «Формирование этнокультурного компонента в образовательном пространстве лицея полиэтнического макрорегиона», «Программа правового просвещения участников образовательного процесса и родителей учащихся», «Программа развития читательской активности учащихся, их функциональной грамотности», «Программа экспериментальной площадки по проблеме «Проектный менеджмент как определяющий фактор повышения уровня качества образования в лицее».

Все это позволяет коллективу лицея, включая его учащихся и родителей, жить и работать в ритме современного мира.

 

Педагогическая смена растет!

В лицее № 35 думают о будущем, а потому с особым усердием заботятся о молодых учителях. С 2018 года здесь работает городская стажировочная площадка с говорящим названием - «Школа молодого учителя» - ШМУ.

Руководит ею директор лицея Наталья Анатольевна Симонова. Она убеждена: надо показывать молодым специалистам города достойный пример важности профессии «учитель» именно сегодня, в ходе модернизации образования.

Тут важно все: и большое желание поделиться своим опытом, и способность к интеграции образовательных ресурсов, а главное - готовность к инновациям, к ответу на вызовы современности.

В ШМУ молодые учителя пополняют теоретические знания, приобретают практические навыки педагогического мастерства под началом наиболее опытных наставников.

Девиз этой сплочённой методической команды – «От творческого учителя – к успешному ученику».

Система таких встреч создает условия для профессионального и личностного роста молодого специалиста.

 

Профильное обучение: вижу цель!

Один из основных вопросов, который волнует ученика на пороге 10 – 11-го класса: «Чем бы я хотел заниматься во взрослой жизни?». Ответить на него помогает профилизация.

В лицее № 35 профильное обучение идет по естественно-научному, социально-экономическому и технологическому профилям. Сейчас приобретает популярность новый профиль – психолого-педагогический.

Учебные планы профильных классов в лицее строятся гибко - с учетом запросов учеников и родителей. Вот что говорит об этом директор лицея Н. А. Симонова:

- Мы вводим элективные курсы по тем предметам, которые востребованы. Для нас важно, чтобы ребята нашли своё истинное призвание. Преподавание в профильных классах – это создание предметно-развивающей образовательной среды, раскрытие творческой направленности технологий обучения, поддержка индивидуальности каждого ученика и выбор индивидуальной образовательной траектории.

Эффективность профилизации в лицее – это доля наших выпускников, поступивших в высшие учебные заведения соответственно специализации профиля. Особую популярность имеют у нас углубленное изучение математики – до 80 процентов, и углубленное изучение биологии - свыше.

В профильной школе лицея достигают высоких показателей качества образования наши учителя-предметники: Л. В. Улитина, О. В. Касько, Т. В. Никитина, Ю. А. Лунева, В. В. Овсянникова, И. Ю. Мартыновская, О. Н. Коробкина, Е. В. Шабалдас, Т. В. Маркина, В. В. Кузнецов, М. С. Шевелева.

 

Воспитать патриотов

Уже несколько лет в лицее функционируют оборонно-спортивные классы. В 2022/2023 учебном году директор лицея Наталья Анатольевна Симонова продолжила эту традицию: был открыт оборонно-спортивный класс. Сейчас в лицее действует четыре таких класса; в них учатся 116 человек.

Классы ориентированы на воспитание гражданственности и любви к Отечеству. Повышенное внимание уделяется как спортивному направлению, так и изучению предметов, необходимых для поступления в учебные учреждения МО, МВД, МЧС.

Учащиеся оборонно-спортивных классов личным примером активно пропагандируют здоровый образ жизни, являются неизменными помощниками в лицее в организации спортивных праздников, участвуют в соревнованиях по мини-футболу, волейболу, эстафетах и проводят «Веселые старты» для учащихся начальной школы.

Ни одно городское спортивное мероприятие не обходится без участия ребят из спортивных классов. Неизменно и участие в несении службы на посту у мемориала «Вечная слава». Ребята являются активными членами лицейского спортивного клуба «45-я параллель».

В 2021/2022 учебном году сборная команда лицея заняла первое место по волейболу во всероссийских спортивных играх школьников «Президентские спортивные игры».

 

«Включаем» в жизнь!

С 1 сентября 2022 года функционирует класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это особая образовательная модель, позволяющая сочетать совместное и индивидуальное обучение сверстников.

Образовательные программы и методы обучения построены так, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и спокойно, понимая: он – тоже часть лицейского образовательного пространства.

«Специальное пространство» - когда мы вместе!
«Специальное пространство» - когда мы вместе!

На всех занятиях детей сопровождают особые люди – тьюторы. Их можно назвать репетиторами, школьными наставниками, опекунами. Они всегда готовы прийти на помощь: подсказать, направить, объяснить задание, ограничить или предотвратить негативное поведение.

Ресурсный класс – это отдельное помещение, особое расписание с индивидуальными и групповыми занятиями для восстановления сил учащихся. Здесь есть и технические средства обучения, оборудование, и все, что создает для ребенка положительные эмоции. С помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.

А в сенсорной комнате всегда царят особые звуки, цвета, запахи и даже есть возможность получить приятные тактильные ощущения. Все это оказывает успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие на ребенка.

Класс для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает плавный переход ребенка с ОВЗ в общеобразовательную школу.

На занятиях с учителем-дефектологом ребята окунаются в мир познания цветов, форм, фигур, цифр и букв. С педагогом-психологом открывают тайны восприятия, внимания, общения. Учитель-логопед учит различать и выговаривать сложные звуки, совершенствует темп и ритм речи, развивает навыки словообразования и словоизменения, помогает неговорящим ребятам научиться общаться, обучает чтению. Есть и учитель по адаптивной физкультуре: он развивает у детворы координацию, гибкость, силу и выносливость.

Все ребята каждое утро с удовольствием спешат в свой особый класс. Ведь здесь их «включают» в жизнь!

«Школа молодого учителя», ресурсный класс, министр обороны РФ Сергей Шойгу, оборонно-спортивные классы, начальная школа, профильное обучение, лицей № 35, лейтенант Анатолий Ищенко, конкурс «100 лучших школ России», сенсорная комната, ШМУ, «Лучший лицей», гражданско-патриотическое воспитание, федеральный проект «Билет в будущее», Наталья Анатольевна Симонова, «Лучшая образовательная организация - 2020»