«Любовь и деньги, деньги и любовь» – на ставропольской сцене

Ольга Метёлкина

Ежегодно во всем мире 27 марта отмечают День театра

Он был учрежден в 1961 году и с тех пор проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Со временем к этим словам стали относиться формально, не придавая большого значения глубине их смысла. Еще недавно невозможно было представить, что в европейских странах, априори считающих себя цивилизованными и просвещенными, может возникнуть новая «инквизиция», намеревающаяся истребить любое упоминание о русской культуре. Избавить репертуары театров от драматургии и музыки авторов, имеющих отношение к России, было плохой идеей.

Сцена из спектакля «Единственный наследник»
Сцена из спектакля «Единственный наследник»

К счастью, в нашей стране, признающей ценность общемирового культурного наследия независимо от национальной принадлежности композиторов, писателей, художников, отношение к их нетленным творениям не изменилось. В репертуаре российских театров идут спектакли, поставленные по пьесам как отечественных, так и зарубежных авторов, главным критерием творчества которых остается хорошая драматургия и высокое искусство, пробуждающие у зрителей «чувства добрые».

В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова незадолго до Всемирного дня театра состоялась премьера спектакля по пьесе французского драматурга Жана Франсуа Реньяра «Единственный наследник». Привлекательность творчества одного из ярких комедиографов XVII – начала XVIII века была по достоинству оценена еще при жизни. Он известен как один из самых успешных последователей Мольера. Неслучайно в пьесах Реньяра можно найти сходство с мольеровскими сюжетными коллизиями и поведенческими чертами отдельных персонажей. Но всё же Реньяр создавал оригинальные произведения, в которых отчетливо просматриваются черты его времени, буржуазные нравы которого драматург хлестко и язвительно изображал. Творчество Жана Франсуа Реньяра остается востребованным до сих пор. Его пьесы охотно ставят не только на родине автора. Они идут в ряде российских театров и очень хорошо принимаются публикой.

На ставропольской сцене пьесу «Единственный наследник» поставила народная артистка РФ Наталья Зубкова. Чувствуется, что у режиссера было полное взаимопонимание с актерским ансамблем. Состояние эмоционального подъема, которое сопровождает действие с самого начала до финальных аплодисментов, в полной мере передается публике.

Судя по названию произведения, главным персонажем должен быть Эраст (актер Павел Луценко), он племянник богатого скряги – господина Жеронта (заслуженный артист РФ Михаил Новаков). Однако, как это бывало в пьесах драматургов XVII века, на первый план выходят хитроумные слуги, которые и становятся главной «пружиной действия». Слуга Эраста – Криспен (актер Олег Хомутов) в тандеме со своей подружкой Лизеттой (актриса Ольга Клочко) закручивают сложную интригу, в ходе которой одурачивают всех вокруг и в первую очередь господина Жеронта.

Господин Жеронт в тесном кругу «эскулапов» и служителей закона
Господин Жеронт в тесном кругу «эскулапов» и служителей закона

Автор дает характеристики персонажам их же устами. «Итак, по амплуа Криспен – простак. Проворен, и не глуп, и голова есть на плечах, с законом, правда, не всегда в ладах», – говорит Лизетта. «Любовь и деньги, деньги и любовь. Скажи, Лизетта, а для тебя лично, что первично и что вторично – деньги иль любовь?» – в свою очередь Криспен спрашивает у подружки.

«Проворен, и не глуп, и голова есть  на плечах» – Олег Хомутов в роли Криспена
«Проворен, и не глуп, и голова есть на плечах» – Олег Хомутов в роли Криспена

«Единственный наследник» – это, наверное, не та пьеса, в которой следует искать «положительных» и «отрицательных» персонажей. Все они по-своему заинтересованы в приобретении выгоды: Лизетта хочет выйти замуж за Криспена, а для этого им нужны деньги. Эраст мечтает соединиться с прекрасной Изабеллой (актриса Дарья Симанкина), но препятствием для этого служит его бедность. Единственный выход – наследство дядюшки. Но Жеронт не так прост, как о нем думают окружающие. Образ персонажа, созданный Михаилом Новаковым, временами напоминает Джо Байдена: трудно понять, он уже на самом деле «познакомился с Альцгеймером» или только имитирует маразм, когда ему это выгодно.

Почти все герои пьесы в сценическом воплощении изображены яркими шаржированными средствами. А для усиления комического эффекта – в парном варианте. Адвокат Гаспар (заслуженный артист РФ Игорь Барташ) и нотариус Скрипюль (актер Евгений Задорожный) – «люди в черном» с пейсами и грассирующим произношением. С неменьшим сарказмом изображена парочка «эскулапов»: врач Лизандрю (почётный деятель искусств Ставропольского края Георгий Серебрянский) и аптекарь Клисторель (почётный деятель искусств Ставропольского края Илья Калинин). Эти двое тоже не упустят своей выгоды, предлагая снадобья на все случаи жизни: одно подороже – заграничное, а другое – точно такое же, но дешевле, поскольку оно отечественное.

Пьеса Реньяра – это комедия положений, в ней нет моралистической остроты, присущей комедиям Мольера. Однако характеры персонажей дают повод задуматься, так ли далеко человечество в XXI веке ушло от корыстолюбивых современников французского драматурга. История господина Жеронта, решившего в почтенном возрасте жениться на юной возлюбленной своего племенника, сегодня не может вызвать удивления, в особенности у постоянных зрителей телевизионных ток-шоу.

Эраст (Константин Юрченко)  и Изабелла (Дарья Сафонова)
Эраст (Константин Юрченко) и Изабелла (Дарья Сафонова)

А что же матушка Изабеллы – госпожа Аргант (актриса Марина Мальцева)? Подобные персонажи встречаются в жизни, а также описаны в произведениях мировой классики. В русской литературе – это Мария Александровна Москалёва из повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон». Помните, она так же, как мадам Аргант, стремилась устроить «счастье» дочери с богатым стариком. В исполнении Марины Мальцевой матушка – манерная, чопорная дама готова пойти на всё ради наживы. Изабелла служит лишь очаровательной приманкой для будущего мужа.

Характеры героев задают индивидуальную эмоциональную палитру их существования на сцене. Комизм сюжета достигает апогея в мизансценах с переодеванием Криспена. В исполнении Олега Хомутова преображение дерзкого слуги в одну из дядюшкиных наследниц вызывает неудержимый хохот в зале. Нелепый наряд, сооруженный из подручных средств персонажем, совершенно не разбирающимся в женской моде, его манера двигаться и разговаривать невольно вызывают ассоциации с незабвенной донной Розой из Бразилии. Обилие актерских задач Олега Хомутова в новой постановке просто зашкаливает…

Публика всегда замечает, нравится ли самим артистам играть в спектакле. По атмосфере, которую ощущали зрители, пришедшие на премьеру, пьеса «Единственный наследник» напоминала яркий, искрящийся карнавал. В качестве художника-постановщика в новом проекте выступил знакомый ставропольским театралам по многим работам заслуженный художник РФ Валерий Мелещенков. Конечно же, следует отметить музыкальное оформление, над которым работала почётный работник культуры Ставропольского края Евгения Сафронова. В спектакле очень много движения, и это потребовало решения особых творческих задач от художника по костюмам – почётного работника культуры Ставропольского края Натальи Шевяковой и почётного деятеля искусств Ставропольского края Елены Днепровской, которая поставила хореографию и пластику. Кстати, в новой постановке задействованы два состава актеров. В одном из них Елена исполняет роль госпожи Аргант. В том же составе зрители увидели актера Константина Юрченко в роли Эраста и Дарью Сафонову в образе Изабеллы.

Фото Ставропольского академического театра

драмы имени М.Ю. Лермонтова

культура, Ставрополь, премьера спектакля, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, 27 марта – Международный день театра