Многогранный талант

Виталий Задорожный

Гитарист Юрий Аргамаков

  - Гитара – это один из любимых в народе русских музыкальных инструментов. Мне приходилось играть много фантазий, вариаций на темы народных песен. В «Русской сонате» композитора Анатолия Уманцева я впервые столкнулся с современной трактовкой русской народной мелодии. Соната звучит современно, актуально, и русская мелодия придает ей особую прелесть и обаяние. Подобной музыки я прежде не играл, и потому мне было нелегко подойти к этой сонате. Но сейчас я по-настоящему счастлив, что, взявшись за такую работу, сделал для себя какие-то открытия в плане народной музыки. А гитара – инструмент очень выразительный, обладающий яркими красками и большими возможностями.

Вот такое признание в любви к гитаре, народной музыке я услышал от гитариста  Юрия Аргамакова, когда он вместе с композитором Анатолием Уманцевым приехал на краевое радио, чтобы записать его новое произведение – «Русскую сонату». Действительно, работать над сонатой гитаристу было интересно. Ведь только в работе можно почувствовать, что музыка эта представляет большую ценность для развития техники музыканта, его мышления в трактовке произведения. Это очень помогает в работе над новыми сочинениями, еще не игранными.

Поскольку Анатолий Уманцев довольно тесно сотрудничал с Юрием Аргамаковым, у них появились общие задумки. Композитор заразился мыслью сделать для гитариста развернутое, интересное сочинение с включением лезгинских мелодий народностей Северного Кавказа – черкесских, кабардинских, карачаевских, терско-казачьих.

Преподаватель класса гитары детской музыкальной школы № 2 города Пятигорска Виталий Иванченко рассказывает, что познакомился он с Юрием Александровичем в 2003 году и на протяжении пяти лет брал у него уроки игры на гитаре. Благодаря его усилиям и просто воздействию его личности он полюбил гитару и тот путь, который себе избрал. У него после ухода из жизни Юрия Аргамакова осталась его концертная гитара, несколько музыкальных сочинений, небольшая картина на стене, подаренная гитаристом, и добрая память о человеке, который, на его взгляд, сделал в искусстве и в жизни гораздо больше, чем кое-кто из тех, кто громко заявляют о себе. Он жил под таким девизом: «Лучше быть хорошим слесарем, чем плохим гитаристом».

- Мы занимались в его рабочем кабинете, маленькой комнатке, наполненной книгами, картинами, художественными принадлежностями, - продолжает рассказ Виталий Иванченко. – Здесь же были гитары и небольшая лютня, висевшая на стене. Основной посыл Юрия Александровича, обращенный ко мне, был такой: «Трудись! Только трудом дается все, в том числе и мастерство игры на гитаре». Формула эта проста, но реализовать ее в жизни очень сложно. После очередной моей неудачной попытки сыграть, к примеру, тремоло Юрий Александрович что-нибудь рассказывал. Вообще говорил он очень образно, и слушать его мне было всегда интересно, тем более что истории не повторялись и были немногословными, даже скорее недосказанными.

Родился Юрий Аргамаков в 1940 году. В первый год войны погибает его отец, и мама остается одна с двумя малышами – Юрой и его сестричкой Любой. Еще учась в школе, Юра мечтает о море и после окончания становится курсантом мореходного училища, занимается тяжелой атлетикой и даже становится чемпионом Мурманской области. Но возникшие проблемы со здоровьем не позволили ему стать капитаном дальнего плавания. А он очень любил музыку, особенно звучание гитары. Из Мурманска он едет в Москву, чтобы наконец-то услышать уже не в записи, а выступление на сцене известного гитариста Александра Михайловича Иванова-Крамского. Именно под его влиянием Юрий взял в руки гитару и начал заниматься самостоятельно, притом с большим рвением.

Побывать на концертах, а тем более побеседовать, услышать советы Иванова-Крамского не так-то просто, и, чтобы лично познакомиться с мэтром, Юра в 1961 году подает документы в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Похожая ситуация и с Суриковским художественным училищем: очень хочется посмотреть работы молодых художников, поговорить с преподавателями. Подав и туда документы, можно все это осуществить. Экзамены в оба училища сданы успешно, и он принят. И все же надо было выбирать что-то одно, и Юрий делает выбор в пользу гитары.

Началась совсем другая, новая жизнь. Вместе с ним учатся Николай Комолятов, Евгений Ларичев, Феликс Акопов, Наталия Иванова-Крамская. За годы обучения в Москве он испытал огромное счастье от соприкосновения с давно полюбившимся ему инструментом – гитарой, от общения со своим знаменитым учителем. А главное – он стал прекрасным исполнителем, искренним последователем школы А.М.Иванова-Крамского.

За время учебы в Москве Юрий Аргамаков приобщился к культурной жизни столицы и соприкоснулся с творчеством видных музыкантов того времени. Большое впечатление произвела на него игра Иды Прести в дуэте с Александром Лагойя, на концерте которых он побывал и после чего окончательно решил избрать себе карьеру гитариста. В те же годы он знакомится с книгой о Никколо Паганини и вдохновленный примером великого музыканта начинает интенсивно заниматься гитарой. Днем – учеба в консерватории, а ночью по многу часов занятия на гитаре.

В одно время с ним в Московской консерватории училась будущая знаменитая оперная певица Елена Образцова. Среди его хороших знакомых были гитаристы Лев Шумеев, Сергей Орехов, Евгений Ларичев. С последним он, уже живя в Кисловодске, часто перезванивался. В зале консерватории часто проходили концерты зарубежных «звезд». Приезжала Мария Луиза Анидо, выступал «король» испанского исполнительского стиля фламенко Пако де Лусия. Вот как Юрий вспоминал позднее об этом концерте: «Горделивая осанка, виртуознейшая техника, спокойное лицо. Единственно, что выдавало внутреннюю работу этого человека, это то, что с него градом катил пот, хотя в зале и не было жарко».

По окончании училища перед Юрием снова выбор: ехать к родным в Кисловодск или остаться в Москве. Несмотря на многочисленные приглашения – Москва, Ленинград, – выбор пал все-таки на Кисловодск. Здесь в Северо-Кавказской государственной филармонии Юрий Аргамаков проработал до самой пенсии. Программы, которые он представлял на суд публики, были настолько разнообразны, профессионально отточены, интересно выстроены, а популяризация гитары и любовь к ней так сильны, что они сделали свое дело. Этот инструмент вызывает неподдельный интерес у жителей Кавминвод и многочисленных  отдыхающих – гостей всесоюзной здравницы. Юрия Аргамакова приглашают  сначала в музыкальную школу, затем в музыкальное училище в Минеральных Водах. И, наверное, все мальчишки Кисловодска брали у него уроки игры на гитаре. Среди его учеников есть и концертирующие гитаристы, и преподаватели гитары. Но самое главное – он сумел привить трепетную любовь к своему инструменту людям, которые потом и не стали профессиональными музыкантами. Ведь на его концертах слушатели, далекие от музыки, непременно влюблялись в гитару. Они и смеялись, и плакали вместе с ней. И самое ценное, пожалуй, то, что они становились чуточку другими, и в их душах пробуждалось что-то по-детски чистое. Об этом говорили многие его постоянные поклонники.

Примечательно, что дверь гостеприимного дома Юрия Александровича и Ирины Юрьевны, его жены и замечательной пианистки, была всегда открыта для всех, кто любит гитару. Такие люди, оказавшись в Кисловодске, обязательно попадали к ним в гости. Среди них датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп, гитаристы Сергей Орехов, Евгений Ларичев, Лев Шумеев. Всех их привлекало и то, что у Юрия  было много увлечений: он пишет картины, собирает предметы старины, занимается реставрацией, прекрасно работает по дереву, поет в храме. Вместе с женой он принимает участие в воспитании внука. В краеведческом музее Кисловодска можно видеть его работу – макет дома Реброва, в котором останавливались в свое время поэты Пушкин и Лермонтов, император Александр II. А сколько картин, вещей, созданных неутомимым Юрием Александровичем или отреставрированных им, было подарено друзьям и близким!

Кстати, Юрий Аргамаков сподвиг  своего друга, тоже бывшего моряка, гитариста-любителя Николая Андроновича Родионова на создание гитар. Тот стал очень известным гитарным мастером в стране. И его  ученик, Сергей Самойлов, друживший с Аргамаковым, – тоже знаменитый мастер. Он-то и подал идею проводящийся  Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей на классической гитаре назвать именем Юрия Аргамакова, человека многогранного таланта. В конкурсе-фестивале принимают участие сотни гитаристов, которым предстоит состязаться  в четырех номинациях: «Солисты», «Ансамбли учащихся», «Ансамбли – «педагог-ученик» и «Гитарный оркестр». Учредителем конкурса-фестиваля, проходящего на базе детской музыкальной школы имени С.В.Рахманинова, выступила администрация города-курорта Кисловодска при поддержке министерства культуры Ставропольского края.

музыка, музыкальная школа, Пятигорск, композитор