На пути к новой модели поликлиники

Лариса Денежная

Президент России Владимир Путин поставил перед здравоохранением задачу повышения качества и доступности медицинской помощи. Решить ее можно только комплексно. Правительством Ставропольского края была утверждена программа «Развитие здравоохранения в Ставропольском крае, рассчитанная до 2021 года. В ней предусмотрен целый  комплекс мероприятий для повышения качества медицинской помощи. На реализацию программы  из бюджета Ставропольского края предусмотрено 36 млрд 304 миллиона рублей, в том числе на 2018 год – около 6 млрд 653 миллионов. 

Важным направлением для достижения поставленной Президентом задачи стало внедрение в поликлиниках страны так называемых «бережливых технологий». Ставропольский край в числе  33 субъектов Российской Федерации  был отобран для участия в реализации приоритетного федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», ставшего логическим продолжением пилотного проекта «Бережливая поликлиника».

Что изменилось в организации работы медучреждений? Какая она, новая модель поликлиники? Об этом и другом мы беседуем с заместителем министра здравоохранения края Левоном Мовсесяном.

 

Поликлиника № 1 г. Ставрополя: регистратура — в открытом формате.
Поликлиника № 1 г. Ставрополя: регистратура — в открытом формате.

- Левон Эдуардович, губернатор края определил три приоритетных задачи, стоящие перед здравоохранением края в 2018 году, первая из них – увеличение доступности медицинских учреждений первичного звена.  Это не только приближение медицинской помощи к пациентам, открытие новых ФАПов, но и «переформатирование» поликлиник  с использованием «бережливых технологий». Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова  назвала этот процесс внедрением среды комфортности в учреждения. До недавнего времени понятия «комфорт» и «поликлиника» считались несочетаемыми. Какие инструменты использовались, чтобы их «подружить»?

- Это предусматривает технология «бережливого» производства, положенная в основу этого проекта. Технология призвана оптимизировать работу поликлиник, снизить время пребывания в учреждении, разделить потоки пациентов – здоровых и больных, упростить запись на прием к врачу. Отличительные признаки «Бережливой поликлиники» - доброжелательное отношение к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и удобная внутренняя логистика. В конечном итоге это способствует повышению уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи.

- В каждом регионе и медицинском учреждении - разные условия. Применить одну кальку технологии для всех невозможно. Каждый участник проекта разрабатывал свою модель «бережливости»?  

- Конечно, при разработке новой модели учитываются конкретные условия медицинских учреждений, и в то же время ориентиром служат базовые принципы «бережливости», важнейший из которых – устранение неэффективных потерь.

Министерством здравоохранения Ставропольского края для апробации внедрения процессов «бережливого» производства были выбраны несколько поликлиник города Ставрополя и одна районная поликлиника. Оптимизация процессов в медицинских организациях проходит комплексно.  В каждой поликлинике есть проблемные процессы. Как правило, это регистратура, служба лабораторной диагностики, процедурные кабинеты, отделение медицинской профилактики. Эти подразделения и становятся объектами оптимизации.

ГБУЗ СК «Городская клиническая поликлиника №1», например, - одно из учреждений, где новая модель медицинской организации успешно внедряется. Изменения видны, что называется, с порога. Сразу бросается в глаза отсутствие привычных окошек регистратуры. Сегодняшний ее формат - это открытое пространство. Обустроены места ожидания. Рядом несколько рабочих мест регистраторов, которые уделяют внимание только пациентам. Они освобождены от необходимости приема звонков и поиска амбулаторных карт. Эта функция выведена в отдельно созданный call-центр и картохранилище. Все происходит максимально быстро. Если раньше на ожидание в регистратуре уходило не меньше 20 минут, то сегодня – не больше 3.

У пациентов есть и альтернативные способы записи к врачу – через инфомат, по телефону call-центра,  информационный портал zdrav26.ru.  И если раньше  дозвониться в поликлинику было весьма проблематично, то сегодня процент дозвона намного увеличился. Такая же картина и в других учреждениях, участвующих в проекте.

Появились администраторы, которых раньше в поликлиниках вообще не было. Они отвечают на вопросы пациентов, помогают сориентироваться в медучреждении. Также в поликлиниках на каждом этаже есть указатели с размещением кабинетов, что облегчает  маршрутизацию посетителей к специалистам и службам. Предусмотрено разделение потоков пациентов, пришедших на профилактический прием.

Указатель размещения кабинетов и служб — на каждом этаже.
Указатель размещения кабинетов и служб — на каждом этаже.

- Программой развития здравоохранения, утвержденной правительством Ставропольского края, предусмотрен целый комплекс мероприятий по информатизации здравоохранения. Эта работа была начата несколько лет назад, что подготовило хорошую почву для внедрения «бережливой» технологии. Раньше значительная часть времени врачей тратилась на бумажную работу. Как  с этим обстоят дела сейчас? 

-   В поликлиниках внедряется электронный документооборот.  Объем «бумажной» работы – ведение журналов и заполнение карт – снизился. Высвободившееся время специалисты уделяют пациентам, что позволило увеличить пропускную способность медицинских учреждений.

Все службы в каждой поликлинике, участвующей в проекте, подключены к электронной системе. Терапевт сразу может выдать талон пациенту к узкому специалисту (ранее посетители поликлиники были вынуждены заново обращаться в регистратуру и записываться на прием). Также предоставляются электронные направления на исследования. Полученные результаты, кстати, автоматически переносятся в электронную карту пациента. Это исключает их утерю. Раньше медсестры и врачи забирали бумажки с результатами из ячеек, заведенных на каждый терапевтический участок. В процедурных кабинетах вы тоже не увидите сейчас журналов – здесь стоят компьютеры и ведется электронная запись пациентов.   

- Как помогает практическому здравоохранению учебный центр СтГМУ «Бережливая клиника»?

- На базе Ставропольского государственного медицинского университета регулярно проводится подготовка специалистов по обучению основам организации бережливого производства в сфере охраны здоровья. Их обучают практическим инструментам бережливого производства, включающим полное погружение в работу «Бережливой поликлиники», анализ и оценку возможных потерь времени пациентов из-за нерациональной организации работы поликлиники.

- Можно говорить, что уже сформированы черты новой модели «бережливой поликлиники»? 

- Мы делаем только первые шаги. Отрабатываем эту модель на базе экспериментальных площадок, для дальнейшего тиражирования. Но  завершенного нового «образа» поликлиники не будет. Потому что процесс совершенствования ее организации  постоянный. Основной критерий бережливого производства - непрерывное стремление к улучшению процессов в медицинских организациях.

- Какие дальнейшие планы по внедрению проекта на 2019 год?

- На сегодняшний день в крае осуществляется процесс обучения специалистов медицинских организаций. Работа, проводимая над созданием новой модели медицинских организаций, высоко оценивается населением нашего края.   Заместитель министра здравоохранения России Татьяна Яковлева, которая  посетила Ставрополье в составе делегации, изучающей на месте ход реализации проекта, также отметила, что работа поликлиник заметно улучшилась: сократилось время ожидания около двери врача, нет очередей в регистратуре. А медики в этой системе работают конструктивно, дружно, с хорошим рабочим настроем. 

Практики, которые отрабатываются в наших экспериментальных поликлиниках, будут тиражироваться в амбулаторно-поликлинические учреждения Ставрополья. Выполняя задачу, поставленную перед нами губернатором и правительством Ставропольского края о повышении доступности медицинской помощи, в планах краевого минздрава в 2020 году перевести все амбулаторно-поликлинические учреждения на работу по принципу бережливого производства.

Правительство СК, здравоохранение, министерство здравоохранения